Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи В.В. Ставича, судей О.В. Гордеевой, Н.С. Кирпиковой, при секретаре Ю.К. Мироновой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе Е.В. Штыркова на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2020 года по административному иску Е.В. Штыркова к Префектуре СВАО г. Москвы о признании процедуры проведения публичных слушаний незаконной, признании заключения по проекту планировки недействительными, обязать провести повторные публичные слушания, УСТАНОВИЛА:
Е.В. Штырков обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что вынесенный на публичные слушания по проект планировки территории микрорайона адрес Бутырский (СВАО) в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (район Бутырский) представлен не в полном объеме, в искаженном виде, не соответствует действующему градостроительному законодательству. Нарушен был и порядок проведения экспозиции и собрания, допущенные нарушения привели к невозможности подготовки возражений по проекту планировки территории, в протоколе публичных слушаний и заключении искажены вносившиеся предложения по обсуждаемому проекту.
Таким образом, полагал, что предмет общественного обсуждения отсутствовал, однако председателем Комиссии утверждено заключение по результатам публичных слушаний, а сами слушания признаны состоявшимися, что привело к нарушению прав жителей района на участие в градостроительной деятельности, права на получение достоверной информации.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
По доводам апелляционной жалобы решение просит отменить административный истец, указывая на то, что оно постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии Е.В. Штырков настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель Префектуры СВАО г. Москвы по доверенности Т.В. Назаркина, представитель заинтересованных лиц Правительства г. Москвы и Москомархитектуры по доверенности В.А. Дядюра просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к изменению или отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке (п. 1). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
В соответствии со ст. 68 Закона г. Москвы от 25 июня 2008 г. N28 "Градостроительный кодекс города Москвы" по вопросу утверждении проекта планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве; должны быть проведены публичные слушания.
Указанной правовой нормой предусмотрены вопросы, по которым законом предписано проведение публичных слушаний, порядок их организации и проведения, участия граждан в их проведении.
В соответствии с ч. 3 названной статьи каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке.
По смыслу ч. 4 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Частью 5 названной статьи предусмотрено, что публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, оповещение о проведении публичных слушаний было опубликовано в окружной газете адрес, 5 апреля 2019 года. Также информация была размещена на сайте управы Бутырского района г. Москвы, на информационных стендах, оповещение направлено в Московскую городскую думу и совет депутатов муниципального округа Бутырский.
В период с 12 по 18 апреля 2019 года по адресу: адрес была проведена экспозиция по проекту, а собрание участников публичных слушаний состоялось 23 апреля 2019 года по адресу: адрес здании Управы.
Согласно протоколу Публичных слушаний N 1/9 от 3 мая 2019 года по проекту внесения изменения в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по проекту планировки территории микрорайона адрес Бутырский (СВАО) в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, экспозицию посетила 413 человек, в собрании приняло участие 547 человек, поступило 240 предложений и замечаний, после проведения собрания поступило 4951 предложение и замечание.
Согласно протоколу публичных слушаний N 1/10 от 3 мая 2019 года по проекту планировки территории микрорайона адрес Бутырский (СВАО) в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в г. Москве, экспозицию посетило 413 человек, в собрании приняло участие 547 человек, в ходе собрания поступило 278 предложений и замечаний, после проведения собрания поступило 4 945 предложений и замечаний.
Из представленных суду доказательств следует, что протоколы публичных слушаний утверждены председателем комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при правительстве Москвы в СВАО г. Москвы; ход и порядок проведения публичных слушаний отражены в протоколах публичных слушаний N 1/9 от 3 мая 2019 года и N 1/10 от 3 мая 2019 года.
По результатам публичных слушаний составлено заключение от 6 мая 2019 года по проекту внесения изменения в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по проекту планировки территории микрорайона адрес Бутырский (СВАО) в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а также заключение от 15 мая 2019 года по проекту внесения изменений в правила проекту внесения изменения в правила землепользования и застройки города Москвы в отношении территории по проекту планировки территории микрорайона адрес Бутырский (СВАО) в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве.
Вопреки доводам жалобы в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка оповещения жителей района о проведении публичных слушаний, предусмотренный пп. 2, 3 п. 7 ст. 68 Градостроительного кодекса г. Москвы, порядок и срок направления оповещения о проведении публичных слушаний соблюдены.
Публичные слушания организованы и проведены компетентной комиссией, действующей в составе органа государственной власти субъекта Российской Федерации - Префектуры СВАО города Москвы.
Протокол публичных слушаний надлежащим образом оформлен и подписан председателем окружной комиссии.
Установленный регламент публичных слушаний был соблюден, что подтверждается текстами протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, нарушение п. 13 ст. 68 закона не установлено.
Согласно заключениям по результатам публичных слушаний, утвержденному председателем Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в СВАО г. Москвы, публичные слушания считаются состоявшимися, считает целесообразным учесть предложения/замечания, отраженные в протоколе публичных слушаний.
Протокол публичных слушаний и заключение были своевременно размещены на официальном сайте Префектуры СВАО г. Москвы.
Заключение по результатам публичных слушаний утверждено уполномоченным должностным лицом - председателем Окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в СВАО г. Москвы, что соответствует п. 24 ст. 68 Градостроительного кодекса города Москвы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нет оснований полагать, что Проект, о котором идет речь, представлен в недоработанном виде. В материалы дела представлены доказательства, что Проект содержит информацию о его стоимости, данные о заказчике, застройщиках и иные необходимые сведения, то есть информацию, которая позволяла бы участникам публичных слушаний составить собственное мнение о Проекте.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении порядка проведения собрания участников из-за ограничения количества участников собрания. В книге регистрации участников отражены все участвовавшие лица, что опровергает доводы подателя жалобы.
Кроме того, всем жителям, желающим участвовать в публичных слушаниях, была предоставлена возможность выразить свое мнение по Проекту в период проведения экспозиции.
Заключение по результатам публичных слушаний подробно отражает, каким образом окружной комиссией приняты к сведению замечания участников публичных слушаний.
Принимая во внимание, что административные истец лично участвовал в обсуждении проекта на собрании участников публичных слушаний и высказывал свои предложения по проекту, то нет оснований полагать, что действиями административного ответчика нарушены его права.
Суд первой инстанции правомерно учел, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административного истца и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, в том числе видеозапись о ходе собрания, представленную административным истцом, дал оценку показаниям допрошенного свидетеля.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено, по существу они сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку доказательств, что в силу ст. 310 КАС РФ не является основанием к отмене решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуального характера не допущено, а потому оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.