Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Комаровой Е.Д. с участием прокурора Клевцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-624/2021 по административному исковому заявлению ООО "АЗ "АРМА" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2019 года.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2018 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2020 года.
Постановлением Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2021 года.
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 3А. Здание включено в Перечень на 2015 год под пунктом 827, в Перечень на 2016 год под пунктом 1062, в Перечень на 2017 год под пунктом 2892, в Перечень на 2018 год под пунктом 3029, в Перечень на 2019 год под пунктом 3616, в Перечень на 2020 год под пунктом 3328, в Перечень на 2021 год под пунктом 11489.
Административный истец является собственником здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1934 по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 6. Здание включено в Перечень на 2016 год под пунктом 6380, в Перечень на 2017 год под пунктом 2900, в Перечень на 2018 год под пунктом 3037, в Перечень на 2019 год под пунктом 3624, в Перечень на 2020 год под пунктом 12310, в Перечень на 2021 год под пунктом 11499.
Определением Московского городского суда отказано в удовлетворении ходатайства Правительства Москвы о прекращении производства по настоящему административному делу в отношении Перечней 2015, 2016 года (пунктов 827, 1062, 6380) исходя из части 1 статьи 208 КАС РФ, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы административного истца.
Административный истец, являясь собственником зданий и плательщиком налога на имущество организаций в отношении зданий, обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанных выше пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Административные исковые требования мотивированы тем, что здания расположены на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; фактически здания также не используются для указанных целей более, чем на 20%.
В судебном заседании представители административного истца административные исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель административного ответчика, заинтересованного лица в судебном заседании против удовлетворения иска возражал по доводам письменных пояснений.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, а также последующие изменяющие его акты введены в действие и опубликованы в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 1 статьи 1.1 приведенного закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Судом установлено, что здание с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 3А включено в Перечень на 2015 год под пунктом 827, в Перечень на 2016 год под пунктом 1062, в Перечень на 2017 год под пунктом 2892, в Перечень на 2018 год под пунктом 3029, в Перечень на 2019 год под пунктом 3616, в Перечень на 2020 год под пунктом 3328, в Перечень на 2021 год под пунктом 11489 исходя из того, что оно фактически используется для размещения офисных и торговых объектов, то есть по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для включения здания в Перечень на 2015 год, в Перечень на 2016 год, в Перечень на 2017 год послужил акт Госинспекции по недвижимости от 29 августа 2014 года N 9013295, согласно которому здание на 100% используется для размещения офисов.
Указанный акт составлен без доступа инспекторов на объект, вывод о том, что здание используется для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, сделан на основании визуального осмотра фасада здания и экспликации, полученной в Бауманском ТБТИ по состоянию на 2002 год.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок) на основании статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП.
Согласно пункту 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Как следует из положений пункта 1.3 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются в целях выявления, в том числе такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Акт Госинспекции от 29 августа 2014 года N 9013295 составлен исходя из визуального осмотра здания, без исследования помещений, которые расположены внутри здания. Анализируя акт обследования, суд полагает, что он не отвечает требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства, предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
Мероприятия по установлению вида фактического использования здания для целей налогообложения выполнены исключительно на основании визуального осмотра фасада здания, без доступа в здание, при этом обстоятельства, подтверждающие препятствование доступу сотрудников Госинспекции в здания, в акте не приведены. Доказательств того, что представители Госинспекции для проведения мероприятий по определению вида фактического использования в здание допущены не были, в материалы дела не представлено.
Сам факт недопуска инспекторов в обследуемое здание без наличия объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20 процентов общей площади здания для размещения офисов, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании спорного объекта недвижимости в качестве офисного центра.
В указанном акте содержатся лишь общие сведения о фактическом использовании, сведения об использовании помещений в здании для размещения офисов отсутствуют, приложенные фотоматериалы не позволяют однозначно определить целевое использование здания, как того требуют положения пунктов 3.4, 3.5, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного истца об отсутствии оснований для включения здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 3А в Перечень на 2015 год под пунктом 827, в Перечень на 2016 год под пунктом 1062, в Перечень на 2017 год под пунктом 2892, административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.
Суд отклоняет довод Правительства Москвы о том, что решением Московского городского суда от 14 ноября 2016 года в рамках дела N 3а-1225/2016 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости судом была дана оценка указанному акту Госинспекции и он признан надлежащим доказательством, поскольку в деле N 3а-1225/2016 участвовали иные лица, субъектный состав участников не являлся идентичным; административные исковые требования не были аналогичны настоящему делу; круг доказательств по делу являлся разным. Данные обстоятельства, по убеждению суда, исключают преюдициальность решения Московского городского суда от 14 ноября 2016 в настоящем деле.
Основанием для включения здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 в Перечень на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год послужил акт Госинспекции по недвижимости от 01 июня 2017 года N 9012862/ОФИ, согласно которому 75, 55% общей площади здания используется для размещения офисов, объектов торговли, 24, 45% используются для размещения технических помещений и помещений для целей спорта.
Из раздела 2 акта следует, что в площадь, включенную в статью 378.2 Налогового кодекса РФ, отнесены магазин "Перекрёсток" площадью 205, 1 кв.м, а также офис компании "Глория джинс" площадью 6 065, 5 кв.м. В площадь, не используемую для целей статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, отнесены фитнес-центр площадью 1 150 кв.м, котельная площадью 479, 9 кв.м, технические помещения площадью 399, 6 кв.м.
При этом, в фототаблице, приведенной в разделе 5 акта Госинспекции, имеется только одна фотография магазина; фотографий офисных помещений, которые составляют по данным инспекторов 6 065, 5 кв.м, акт проверки вообще не содержит, что ставит под сомнение факт наличия в указанном здании офисных помещений.
Факт наличия магазина в здании административный истец не оспаривает, однако его площадь составляет 199, 9 кв.м, а не 205, 1 кв.м. как указано в акте проверки. Магазин размещен в здании на основании договора аренды с ООО "Экспресс Ритейл" от 01.12.2015г. сроком до 30.11.2022г. Вместе с тем, магазин занимает 2% площади здания, которое составляет 8 300 кв.м.
В остальной части административный истец с выводами акта обследования не согласен. Административным истцом в судебное заседание представлены документы, подтверждающие фактическое использование здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 3А за период 2017-2021 года.
Так, 06 июля 205 года между административным истцом и АО "Глория Джинс" был заключен договор аренды недвижимого имущества N 90/Д, в соответствии с которым в аренду передано 3 585, 5 кв.м. до 31 декабря 2018 года. По дополнительному соглашению срок договора аренды продлен до 29 февраля 2024 года.
01 апреля 2016 года между административным истцом и АО "Глория Джинс" был заключен договор аренды недвижимого имущества N 147/Д, в соответствии с которым в аренду передано 372, 8 кв.м. до 31 декабря 2018 года. По дополнительному соглашению срок договора аренды продлен до 29 февраля 2024 года.
15 сентября 2016 года между административным истцом и АО "Глория Джинс" был заключен договор аренды недвижимого имущества N 172/Д, в соответствии с которым в аренду передано 313, 6 кв.м. до 31 декабря 2018 года. По дополнительному соглашению срок договора аренды продлен до 29 февраля 2024 года.
10 января 2020 года между административным истцом и АО "Глория Джинс" был заключен договор аренды недвижимого имущества N 270/Д, в соответствии с которым в аренду передано 1 092, 0 кв.м. до 29 февраля 2024 года.
Таким образом, АО "Глория Джинс" арендует в здании с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 следующие площади: с 06 июля 2015 года - 3 585, 8 кв.м, с 01 апреля 2016 года дополнительно 372, 8 кв.м, с 15 сентября 2016 года дополнительно 313, 6 кв.м, с 10 января 2020 года дополнительно 1 092 кв.м, а всего 5 364, 2 кв.м, а не 6 065, 5 кв.м, как указано в акте проверки.
В связи с тем, что АО "Глория Джинс" является единственным арендатором помещений, которые инспекторы отнесли к офисным, от указанной организации истребованы документы и информация о фактически осуществляемой деятельности в занимаемых площадях.
Согласно представленному в материалы дела информационному письму АО "Глория Джинс" и фототаблице, помещения используются следующим образом:
- в подвале помещения с номерами комнат 3 (109, 6 кв.м.), 4 (2, 4 кв.м.), 5 (8, 8 кв.м.), 6 (132, 5 кв.м.), 7 (9, 8 кв.м), 8 (2, 4 кв.м.), 9 (8, 8 кв.м.), 10 (8, 8 кв.м.), 11 (92, 7 кв.м.), 12 (2 кв.м.), 14 (7, 4 кв.м.), 15 (150, 7 кв.м.), 16 (2, 5 кв.м.), 18 (6, 4 кв.м.), 19 (297, 1 кв.м.), 20 (2, 1 кв.м.), 21 (8 кв.м.), 22 (2, 7 кв.м.), 23 (334, 6 кв.м.), 24 (8, 5 кв.м.), 25 (14 кв.м.), 26 (13 кв.м.) используются как экспериментальный швейный цех, склад опытных образцов одежды, склад тканей, санузлы и подсобные помещения;
- на 1 этаже помещения с номерами комнат 1 (174, 9 кв.м.), 2 (3, 2 кв.м.), 3 (2, 0 кв.м.), 4 (2, 4 кв.м.), 1 (180, 4 кв.м.), 2 (3, 0 кв.м.), 3 (2, 1 к.м.), 4 (2, 4 кв.м.), 1 (176 кв.м.), 2 (2, 3 кв.м.), 3 (2, 0 кв.м.), 4 (2, 9 кв.м.), 8 (10, 3 кв.м.), 1 (296, 5 кв.м.), 2 (2, 3 кв.м.), 3 (2, 1 кв.м.), 4 (3, 0 кв.м.), 1 (225, 2 кв.м.), 2 (2, 8 кв.м.), 3 (2, 0 кв.м.), 4 (2, 7 кв.м.), 1 (3, 9 кв.м.), 2 (130, 2 кв.м.), 3 (8, 0 кв.м.), 4 (4, 3 кв.м.) используются как шоу-рум, выставочный зал, зал опытных образцов одежды, мастерские, рабочие места дизайнеров конструкторов одежды и модельеров, санузлы и подсобные помещения;
- на 2 этаже помещения с номерами комнат 11 (43, 3 кв.м.), 12 (176, 9 кв.м.), 13 (2, 0 кв.м.), 14 (155, 7 кв.м.), 15 (2, 1 кв.м.), 16 (156, 3 кв.м.), 17 (2, 0 кв.м.), 18 (185 кв.м.), 19 (2, 0 кв.м.), 20 (85, 6 кв.м.), 22 (312, 4 кв.м.), 23 (2, 9 кв.м.), 24 (2, 1 кв.м.) используются как шоу-рум, выставочный зал, зал опытных образцов одежды, мастерские, рабочие места дизайнеров конструкторов одежды и модельеров, санузлы и подсобные помещения;
- на 2 этаже помещение с номером 25 (319, 6 кв.м.) используется как кабинет и приемная генерального директора, кабинет финансовой дирекции, обеспечивающей управление производственными процессами;
- на 2 этаже помещения с номерами комнат 26 (2, 1 кв.м.), 28 (5, 7 кв.м.), 29 (11, 8 кв.м.) используются как санузлы и подсобные помещения;
- на 3 этаже помещения с номерами комнат 11 (42, 9 кв.м.), 13 (156, 9 кв.м.), 14 (2, 0 кв.м.), 15 (2, 4 кв.м.), 16 (149, 2 кв.м.), 17 (2, 1 кв.м.), 18 (2, 3 кв.м.), 19 (147, 5 кв.м.), 20 (2, 4 кв.м.), 21 (2, 0 кв.м.), 22 (170, 9 кв.м.), 23 (2, 1 кв.м.), 24 (2, 4 кв.м.), 25 (85, 2 кв.м.), 27 (313, 5 кв.м.), 28 (2, 9 кв.м.), 29 (2, 1 кв.м.), 30 (2, 3 кв.м.), 31 (311, 7 кв.м.), 32 (2, 8 кв.м.), 33 (2, 1 кв.м.), 35 (5, 7 кв.м.), 36 (11, 6 кв.м.) используются как шоу-рум, выставочный зал, зал опытных образцов одежды, мастерские, рабочие места дизайнеров конструкторов одежды и модельеров, санузлы и подсобные помещения.
Согласно информационному письму АО "Корпорация Глория Джинс" N 2502 от 15 февраля 2021 года иные арендаторы/субарендаторы в здании с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 отсутствуют. Другие помещения в здании являются помещениями технического назначения (котельная, электрощитовая и пр.). Информация о фактическом использовании здания с расчетом площадей помещений и фотоматериалами приобщена судом в материалы дела.
Согласно Письму Минэкономразвития России от 23 марта 2020 года N 8952-РМ/Д18и "О Перечне системообразующих организаций" АО "Глория Джинс" включено в Перечень системообразующих организаций российской экономики. Данной организации как организации легкой промышленности неоднократно предоставлялись субсидии из федерального бюджета на основании Приказов Минпромторга России, в том числе 21 декабря 2017 года N 4580 на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в 2013г.-2017г. на цели реализации проектов по увеличению объемов производства продукции; от 29 августа 2017 года N 2951 "О предоставлении субсидий организациям легкой промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в 2013г.-2017г. на цели реализации проектов по увеличению объемов производства продукции"; от 23 марта 2016 года N 820 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям легкой промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в российских кредитных организациях в 2012-2016 годах, на цели формирования межсезонных запасов, необходимых для производства легкой промышленности".
Согласно Уставу организации и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности АО "Корпорация Глория Джинс" является производство верхней одежды (ОКВЭД 14.13 "Производство прочей верхней одежды"). Дополнительным видом экономической деятельности является производство прочей одежды и аксессуаров одежды (ОКВЭД 14.19 "Производство прочей одежды и аксессуаров одежды").
Как следует из данных, представленных АО "Глория Джинс", для целей осуществления уставной деятельности по производству одежды, разработки и конструирования моделей одежды, размещения выставочных залов для демонстрации одежды, размещения административного аппарата управления компанией арендуется здание с кадастровым номером 77:01:0003005:1102. В соответствии с технологией производства швейных изделий, моделирование и конструирование одежды является первой и одной из основных стадий процесса массового изготовления и производства одежды, без которой невозможно начать и запустить непосредственный процесс швейного производства. На этапе конструирования и моделирования производится разработка и подготовка технической документации.
Анализ положений подпункта 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, в его системной взаимосвязи с пунктами 3 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, пунктом 2 статьи Закона города Москвы N 64 позволяет сделать ввод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Из представленных материалов дела усматривается, что в здании с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 осуществляется непосредственный производственный цикл по моделированию, конструированию и пошиву одежды. Административным истцом в судебное заседание представлены скриншоты сайта по найму персонала https :// hh. ru, из которых видно, что АО "Глория Джинс" набирает сотрудников на вакансии конструктора одежды, дизайнера по принтам, швея-портной для работы по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 3А, по данному адресу расположено здание с кадастровым номером 77:01:0003005:1102. Подобные вакансии не являются характерными для осуществления офисной деятельности.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащего административному истцу здания по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 3А с кадастровым номером 77:01:0003005:1102 условиям, установленным пунктами 3 - 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения этого здания в Перечень.
Что касается здания с кадастровым номером 77:01:0003005:1934 по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 6, оно включено в Перечень на 2016 год под пунктом 6380, в Перечень на 2017 год под пунктом 2900, в Перечень на 2018 год под пунктом 3037, в Перечень на 2019 год под пунктом 3624, в Перечень на 2020 год под пунктом 12310, в Перечень на 2021 год под пунктом 11499 исходя из того, что оно фактически используется для размещения офисных и торговых объектов, то есть по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием для включения здания в Перечни послужил акт Госинспекции по недвижимости от 27 июля 2015 года N 9017012, согласно которому здание на 100% используется для размещения офисов.
Из раздела 2 акта следует, что вся площадь здания 2 524 кв.м. занята торговлей. При этом из фотографий, представленных к акту, не усматривается каких-либо торговых помещений, вывесок, отсутствует кассовая техника, стеллажи с товарами и прочее. Инспекторами в подтверждение своих выводов снят лишь фасад здания, а также внутренние помещения, в которых видно, что здание находится в аварийном состоянии и какие-либо объекты торговли в нем не размещаются.
Из пояснений административного истца и представленных им документов следует, что в здании осуществлялись ремонтные работы до 01 июля 2016 года, после их завершения между истцом и АО "Корпорация Глория Джинс" заключен договор аренды помещений 1 925, 4 кв.м. на срок до 28 февраля 2021 года. 31 января 2018 года данный договор был расторгнут, а 01 февраля 2018 года вновь заключен договор аренды 1 925, 4 кв.м. общей площади здания на срок до 28 февраля 2021 года.
Исходя из информации о фактическом использовании арендатором соответствующих помещений, фототаблицы, расчетов, следует, что помещения в здании с кадастровым номером 77:01:0003005:1934 используются следующим образом:
- в подвале помещения с номерами комнат 1 (282 кв.м.), 2 (266, 2 кв.м.), 3 (11 кв.м.), 4 (6, 7 кв.м.), 5 (7, 7 кв.м.), 7 (15, 5 кв.м.), 8 (7, 5 кв.м.), 8а (6, 4 кв.м.), 10 (12, 9 кв.м.), 18 (2, 3 кв.м.) используются как столовая для сотрудников, ИТ-подразделение (обеспечение деятельности коммуникаций и автоматизации производственных процессов производственного холдинга Глория Джинс), коридор, лифтовой холл, санузел, коридор, подсобные помещения, лестница;
- на первом этаже помещения с номерами комнат 1 (263, 5 кв.м.), 2 (255, 2 кв.м.), 3 (66, 5 кв.м.), 4 (3, 4 кв.м.), 5 (7, 5 кв.м.), 6 (6, 4 кв.м.), 7 (14, 4 кв.м.), 8 (16, 2 кв.м.), 15 (6, 6 кв.м.) используются как выставочный демонстрационный зал, фотостудия для съемки опытных и серийных образцов одежды, вестибюль, санузлы, лестницы и техническое помещение;
- на чердаке помещение 1 (302, 1 кв.м.) используется как подразделение маркетинговых исследований (обеспечение исследования конъюнктуры рынка одежды и моделирование структуры производства и сбыта производственного холдинга Глория Джинс), - на чердаке помещение 2 (263, 7 кв.м.) используется как архитектурно-строительное подразделение холдинга Глория-Джинс, - иные помещения на чердаке площадью 43, 4 кв.м, 7, 7 кв.м, 27, 2 кв.м, 17 кв.м. и 6, 4 кв.м. используются как лифтовой холл, санузлы и лестницы.
Согласно информационному письму АО "Корпорация Глория Джинс" N 2502 от 15 февраля 2021 года иные арендаторы/субарендаторы в здании с кадастровым номером 77:01:0003005:1934 отсутствуют. Другие помещения в здании являются помещениями технического назначения (котельная, электрощитовая и пр.). Информация о фактическом использовании здания с расчетом площадей помещений и фотоматериалами приобщена судом в материалы дела.
Как уже ранее указывалось, согласно Уставу организации и сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности АО "Корпорация Глория Джинс" является производство верхней одежды (ОКВЭД 14.13 "Производство прочей верхней одежды"). Дополнительным видом экономической деятельности является производство прочей одежды и аксессуаров одежды (ОКВЭД 14.19 "Производство прочей одежды и аксессуаров одежды"). Для целей осуществления уставной деятельности по производству одежды, разработки и конструирования моделей одежды, размещения выставочных залов для демонстрации одежды, размещения административного аппарата управления компанией арендуется здание с кадастровым номером 77:01:0003005:1934.
Административным истцом в судебное заседание представлены скриншоты сайта по найму персонала https :// hh. ru, из которых видно, что АО "Глория Джинс" набирает сотрудников на вакансии конструктора одежды, дизайнера по принтам, швея-портной для работы по адресу: город Москва, Нижний Сусальный переулок, дом 5 строение 6, по данному адресу расположено здание с кадастровым номером 77:01:0003005:1934. Подобные вакансии не являются характерными для осуществления офисной деятельности.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не оспаривались административным ответчиком, который каких-либо доказательств того, что вышеназванные помещения имеют самостоятельное офисное назначение и не предназначены для обслуживания деятельности АО "Глория Джинс", в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 62, пункта 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил.
Представленные Правительством Москвы, в подтверждение доводов возражений, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц не свидетельствуют о фактическом использовании помещений, расположенных в здании. Кроме того, административным истцом представлено письмо АО Банк "Развитие-Столица" N 15/263 от 12 февраля 2021 года, в котором у административного истца открыт счет, о том, что за период с 2014 года по настоящее время на расчетный счет административного истца не поступали денежные средства от организаций, указанных в представленных Правительством Москвы выписках из Единого государственного реестра юридических лиц, также административным истцом представлена справка уполномоченного органа от 15 февраля 2021 года о том, что счетов в иных банках у административного истца не имеется. Суд обращает внимание, что в акте обследования Госинспекции какие-либо иные компании кроме компании АО "Глория Джинс" указаны не были, на фотографиях не приведены вывески организаций или иные данные, указывающие на их нахождение в спорных зданиях.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют допустимые и относимые доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие принадлежащих административному истцу зданий условиям, установленным пунктами 3 - 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и необходимым для включения этих зданий в Перечень.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств, относительно включения здания в Перечень не представлено. Поскольку включение зданий административного истца в оспариваемый Перечень обуславливает необходимость уплаты налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлениях N 19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О и от 15 января 2008 года N 294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все неустранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд полагает, что здания, включенные в Перечень на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы, не отвечают признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
На основании ст.111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию госпошлина в размере 4 500 рублей. Излишне уплаченная госпошлина в сумме 4 500 рублей подлежит возврату административного истцу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим с 1 января 2015 года пункт 827 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим с 1 января 2016 года пункты 1062, 6380 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункты 2892, 2900 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2018 года пункты 3029, 3037 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2019 года пункты 3616, 3624 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2020 года пункты 3328, 12310 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП.
Признать недействующим с 1 января 2021 года пункты 11499, 11489 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "АЗ "АРМА" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 рублей. Возвратить ООО "АЗ "АРМА" излишне уплаченную госпошлину в размере 4 500 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.