Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Баталовой И.С.
при секретаре Комаровой Е.Д, с участием прокурора Макировой Е.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-749/2021 по административному исковому заявлению Афанасьева Александра Алексеевича, Аминевой Рафики Ибрагимовны, Аминева Гесиода Абдуловича, Александровой Марии Николаевны, Каравайкиной Людмилы Константиновны, Попова Олега Викторовича, Григорьевой Марии Владимировны, Мальцевой Ирины Валерьевны, Грановского Михаила Юрьевича, Маевской Ольги Витольдовны, Удалова Леонида Валентиновича, Генг Анны Борисовны, Рубинчик Юлии Семеновны, Генг Михаила Юрьевича, Тихонова Евгения Игоревича, Белякова Михаила Николаевича, Спиридонова Андрея Юрьевича, Этингер Евы Аркадьевны об оспаривании отдельных положений Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы", УСТАНОВИЛ:
Административные истцы Афанасьев А.А, Аминева Р.И, Аминев Г.А, Александрова М.Н, Каравайкина Л.К, Попов О.В, Григорьева М.В, Мальцева И.В, Грановский М.Ю, Маевская О.В, Удалов Л.В, Генг А.Б, Рубинчик Ю.С, Генг М.Ю, Тихонов Е.И, Беляков М.Н, Спиридонов А.Ю, Этингер Е.А. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы", просили признать недействующим Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в части отражения в книге 2 на странице 37 приложения на карте функциональных зон границ Лазаревского проезда (магистрального проезда N 5012) на участке от 1-го Ботанического проезда до проезда Русанова, а также отражения в книге 2 на странице 37 на карте функциональных зон приложения к Закону функциональной зоны жилой застройки в части наложения ее на особо охраняемую природную территорию памятника природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово", также просили признать недействующим постановление Правительства Москвы N 3-ПП в части установления в чертеже "план красных линий" на стр.23 красных линий, определяющих границы Лазаревского проезда (магистрального проезда N 5012) на участке от 1-го Ботанического до проезда Русанова.
Административные исковые требования мотивированы тем, что на территории земель особо охраняемой природной территории "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово" проектируется улично-дорожная сеть - магистральный проезд N 5012 на участке от 1-го Ботанического проезда до проезда Русанова. Оспариваемым постановлением Правительства Москвы N 3-ПП утверждены границы красных линий улично-дорожной сети указанного выше магистрального проезда N 5012.
Кроме того, исходя из сведений Генерального плана города Москвы, указанная особо охраняемая природная территория отнесена к функциональной зоне жилой застройки, что противоречит ее назначению, а также статье 26 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закону города Москвы "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве". Улично-дорожная сеть попадает на границы земельного участка, который постановлением Правительства Москвы N 808-ПП "Об утверждении границ земельных участков, занятых родниками" ранее был отведен под размещение особо охраняемой природной территории "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово".
Административные истцы проживают в непосредственной близости к памятнику природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово", полагают, что реализация соответствующих положений Генерального плана города Москвы и постановления Правительства Москвы N 3-ПП приведет к изъятию части особо охраняемой природной территории, что противоречит положениям ст.27 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст.13 Закона города Москвы "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве", а также нарушит право административных истцов на благоприятную окружающую среду. Дополнительно административные истцы указали, что в отношении постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы" публичные слушания были проведены с нарушениями, поскольку жителям не была предоставлена возможность ознакомиться с документальными материалами, выносимыми на слушание, в части вопросов землепользования и градостроительной деятельности.
В судебном заседании представитель административных истцов Саламатова Г.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители Московской городской Дума Голочерепова Е.В, Мэра Москвы и Правительства Москвы Аветисянц Э.Л, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Савин А.С. против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменного отзыва.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, оценив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие их актам большей юридической силы, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "в" части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Проверяя процедуру принятия Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в ныне действующей редакции, суд приходит к следующему.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительная деятельность в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе в соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных поименованной статьей.
Частью 9 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Правоотношения в сфере градостроительной деятельности на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, согласно статье 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав положения статьей 4, 5, 8, подпункта "б" пункта 7 статьи 18 Закона о местном самоуправлении, пункта 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 6 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", части 2 статьи 5, части 1 статьи 12, статей 33, 35, подпункта 3 пункта 2 статьи 41 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы), суд приходит к выводу, что Генеральный план города Москвы принят Московской городской Думой в пределах своих полномочий, подписан Мэром Москвы, являющимся высшим должностным лицом города Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти города Москвы. При этом, к полномочиям Московской городской Думы в области градостроительной деятельности относится утверждение как Генерального плана города Москвы, так и изменений Генерального плана города Москвы, определение порядка его реализации. Данный нормативный правовой акт был опубликован в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, 3 июня 2010 года, спецвыпуск N 1, тт. 1, 2, 3; Тверская, 13, 3 июня 2010 года, N 67; Ведомости Московской городской Думы, 16 июля 2010 года, N 6 (195).
Закон города Москвы от 27 декабря 2017 года N 59 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" был опубликован на официальном сайте Московской городской Думы, 28 декабря 2017 года, на официальном сайте Правительства Москвы, 28 декабря 2017 года, в Вестнике Мэра и Правительства Москвы, 9 января 2018 года, N 1 (спецвыпуск), вступил в силу 8 января 2018 года.
Кроме того, процедура принятия Закона "О Генеральном плане города Москвы" уже являлась предметом проверки, что следует из Определения Верховного Суда РФ от 15 декабря 2010 года N 5-Г10-237.
Таким образом, оспариваемый административными истцами Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц.
Проверяя в соответствии с пунктом "в" части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ процедуру принятия постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы", суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение документации по планировке территорий, определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ. Таким уполномоченным органом на основании постановления Правительства Москвы от 07 ноября 2012 года N 633-ПП является Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Основанием для утверждения проекта планировки является правовой акт Москомархитектуры, подготовленный в соответствии с решением Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
На заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы 19 октября 2017 года принято решение согласиться с подготовкой за счет средств бюджета города Москвы проекта планировки территории микрорайона 23 района Свиблово, в связи с чем Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы издано распоряжение от 17 ноября 2017 года 3 570 "О подготовке проекта планировки территории микрорайона 23а района Свиблово (СВАО)", на основании которого подготовлен оспариваемый проект планировки территории.
В соответствии со статьей 68 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года "Градостроительный кодекс города Москвы" по проекту планировки проведены публичные слушания.
Проект планировки территории микрорайона 23а района Свиблово в соответствии со статьей 19 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" принят в форме постановления 14 января 2020 года, подписан Мэром Москвы. На основании статьи 19 Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП опубликовано 14 января 2020 года на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http :// www. mos. ru, а также в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 4, 23 января 2020 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, доведен до неопределенного круга лиц.
Суд находит несостоятельным довод административных истцов о том, что публичные слушания были проведены с нарушением требований законодательства в части предоставления жителям необходимой информации.
Так, согласно заключению по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории микрорайона 23а района Свиблово в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в города Москве, утвержденному Председателем Комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в СВАО города Москвы от 15 мая 2019 года, оповещение о проведении публичных слушаний опубликовано в окружной газете "Звездный бульвар"N 13 (624) за апрель 2019 года, экспозиция проведена в здании управы с 12 по 18 апреля 2019 года с 09 часов 00 минут до 19 часов 00 минут, собрание участников публичных слушаний состоялось 23 апреля 2019 года. Оповещение опубликовано в окружной газете "Звездный бульвар", на официальном сайте управы района Свиблово, размещено на информационных стендах и в подъездах жилых домов района, направлено в Московскую городскую Думу и Совет депутатов муниципального округа Свиблово. Экспозицию посетили 766 человек, записи в книге предложений и замечаний оставили 726 человек. В собрании приняло участие 741 человек, в том числе, 616 жителей района, на собрании поступило 38 предложений и замечаний, после проведения собраний поступило 13 315 предложений и замечаний.
Как указали административные истцы, постановление Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы" вступает в противоречие с актом большей юридический силы, а именно с Законом города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Суд не может согласиться с указанным доводом.
Как следует из части 3 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ, Генеральный план города федерального значения Москвы является документом территориального планирования субъекта РФ. Проект планировки, утвержденный постановлением Правительства Москвы N3-ПП, соответствует Генеральному плану города Москвы, что следует из содержания Книги 2 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", "Функциональные зоны", стр.37 книга 3 "Карты, схемы территориального планирования города Москвы", "Линейные объекты улично-дорожной сети федерального и регионального значения", стр.469.
Оспариваемый проект планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы, утвержденный оспариваемым постановлением N 3-ПП, направлен на реализацию целей и задач Генерального плана города Москвы, к которым относятся обеспечение нормативных условий транспортного обслуживания, расширение объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе, приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики.
Административные истцы просят признать недействующим Закон города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы" в части отражения в книге 2 на странице 37 приложения на карте функциональных зон границ Лазаревского проезда (магистрального проезда N 5012) на участке от 1-го Ботанического проезда до проезда Русанова, а также отражения в книге 2 на странице 37 на карте функциональных зон приложения к Закону функциональной зоны жилой застройки в части наложения ее на особо охраняемую природную территорию памятника природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово".
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. В силу статьи 23 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон.
В судебном заседании установлено, что установленные Генеральном планом города Москвы функциональные зоны жилой застройки не накладываются на особо охраняемую природную территорию памятника природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово", поскольку постановлением Правительства Москвы от 11 сентября 2020 года N 1496-ПП "Об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Останкино" и памятниках природы, расположенных в ее границах" изменены границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово".
Изменение границ территории произведено путем исключения из ее состава участка 0, 34 га и включение участка этого же размера 0, 34 га в иную территорию, а именно, в состав особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Останкино".
Измененные границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово" в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2020 года N 1496-ПП не входят в границы функциональных зон жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки согласно Закону города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Несогласие административных истцов с установленными постановлением Правительства Москвы N 1496-ПП границами природной территории регионального значения "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово" не является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Также административные истцы просили признать недействующим постановление Правительства Москвы N 3-ПП в части установления в чертеже "план красных линий" на стр.23 красных линий, определяющих границы Лазаревского проезда (магистрального проезда N 5012) на участке от 1-го Ботанического до проезда Русанова.
Судом установлено, что само по себе такое определение границ не вступает в противоречие с нормативным правовым актом большей юридической силы. Что касается довода административных истцов о том, что границы природной территории регионального значения "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово" входят в границы красных линий улично-дорожной сети, суд находит его не основанным на законе, поскольку пунктом 3.3. постановления Правительства Москвы от 11 сентября 2020 года N 1496-ПП утверждено Положение об особо охраняемой природной территории "Памятник природы "Родник на левобережном склоне долины реки Яузы в Старом Свиблово" (приложение 7), которое содержит схему с отображением границ природной территории, и границы данной природной территории не входят в границы красных линий улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного иска Афанасьева Александра Алексеевича, Аминевой Рафики Ибрагимовны, Аминева Гесиода Абдуловича, Александровой Марии Николаевны, Каравайкиной Людмилы Константиновны, Попова Олега Викторовича, Григорьевой Марии Владимировны, Мальцевой Ирины Валерьевны, Грановского Михаила Юрьевича, Маевской Ольги Витольдовны, Удалова Леонида Валентиновича, Генг Анны Борисовны, Рубинчик Юлии Семеновны, Генг Михаила Юрьевича, Тихонова Евгения Игоревича, Белякова Михаила Николаевича, Спиридонова Андрея Юрьевича, Этингер Евы Аркадьевны об оспаривании отдельных положений Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Афанасьева Александра Алексеевича, Аминевой Рафики Ибрагимовны, Аминева Гесиода Абдуловича, Александровой Марии Николаевны, Каравайкиной Людмилы Константиновны, Попова Олега Викторовича, Григорьевой Марии Владимировны, Мальцевой Ирины Валерьевны, Грановского Михаила Юрьевича, Маевской Ольги Витольдовны, Удалова Леонида Валентиновича, Генг Анны Борисовны, Рубинчик Юлии Семеновны, Генг Михаила Юрьевича, Тихонова Евгения Игоревича, Белякова Михаила Николаевича, Спиридонова Андрея Юрьевича, Этингер Евы Аркадьевны об оспаривании отдельных положений Закона города Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане города Москвы", постановления Правительства Москвы от 14 января 2020 года N 3-ПП "Об утверждении проекта планировки территории микрорайона 23а в районе Свиблово города Москвы".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.