Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Гриценко В.Г, с участием прокурора Никитиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1064/2021 по административному исковому заявлению Ц.А.С. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, на основании постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 286-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве" Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП, подписанным Мэром Москвы и 14.04.2017 г. опубликованным на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы (далее - Правила).
Административный истец Ц.А.С. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 г. N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
С учетом уточненных требований просил признать не действующей карту градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северо-Западный административный округ города Москвы" Раздела 1 Книги 10 территориальной части Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" в части установления градостроительного регламента и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в отношении территориальной зоны номер *:
- Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка). Размещение многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше; благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок и площадок для отдыха; размещение подземных гаражей и автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от общей площади дома (код 2.6);
- Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Размещение объектов капитального строительства общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8, 4.8.1, 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра (код 4.2).
Указал, что является собственником доли в праве собственности на здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *.
Принадлежащий административному истцу объект недвижимости расположен на территории, на которую распространяется действие карты градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северо-Западный административный округ города Москвы" Раздела 1 Книги 10 территориальной части Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Административный истец полагает, что нормативно-правовой акт в указанной части нарушает его права, свободы и законные интересы, а именно право частной собственности, право на благоприятную окружающую среду, противоречит имеющим большую юридическую силу положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса г. Москвы, и Закона г. Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане г. Москвы".
Генеральный план г. Москвы не предусматривает многоэтажной жилой застройки либо высотной застройки на рассматриваемой территории Мневниковской поймы, в том числе, на месте принадлежащего ему объекта недвижимого имущества. Жилых функциональных зон, в том числе, зон жилых микрорайонов и жилых групп многоквартирной жилой застройки, зон жилых районов и микрорайонов многоквартирной жилой застройки или зон жилых районов и микрорайонов одноквартирной жилой застройки, на данной территории Генеральным планом г. Москвы не установлено.
Параметрами планируемого развития функциональной зоны (приложение к карте "Функциональные зоны") не предусмотрено изменение назначения функциональной зоны N 6 особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий на данной территории.
В судебное заседание административный истец Ц, А.С. не явился.
Представитель административного истца Е.А.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, являющийся также представителем заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура), по доверенностям С.А.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагал, что оспариваемое постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы А.Э.Л. против удовлетворения заявленных требований возражал.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Никитиной А.А, полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Ц.А.С. является собственником 2/3 долей в праве собственности на здание с кадастровым номером * по адресу: *.
Учитывая, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости расположен на территории, на которую распространяется действие карты градостроительного зонирования "Границы территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Северо-Западный административный округ города Москвы" Раздела 1 Книги 10 территориальной части Правил землепользования и застройки города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемой частью нормативного правового акта, и вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия Правительства Москвы на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 N 468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" градостроительная деятельность в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 63 ГрК РФ правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Согласно ст. 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится организация разработки и утверждение правил землепользования и застройки, изменений правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ГрК Москвы разработка правил землепользования и застройки может осуществляться единовременно применительно ко всей территории города Москвы или поэтапно применительно к частям территории города Москвы.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 N 286-ПП "О подготовке проекта правил землепользования и застройки в городе Москве" Москомархитектуре поручено в 2015-2017 г. обеспечить подготовку проекта правил землепользования и застройки в городе Москве.
При этом согласно постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере обеспечения развития территории города Москвы в части градостроительного проектирования, включая градостроительное зонирование.
Ст.ст. 31 ГрК РФ, 36 ГрК Москвы предусмотрено проведение процедуры публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ГрК Москвы публичные слушания проводятся по проектам правил землепользования и застройки, проектам изменений правил землепользования и застройки - в границах территории, применительно к которой подготовлены указанные проекты. По решению городской комиссии публичные слушания, указанные в настоящем пункте, проводятся в отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территории которых разработаны указанные проекты.
Согласно ч. 5 ст. 68 ГрК Москвы публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта;
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Формы оповещения о публичных слушаниях:
- публикация оповещения о проведении публичных слушаний в газетах, распространяемых на территории Центрального, Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного, Южного, Юго-Западного, Западного, Северо-Западного, Зеленоградского административных округов города Москвы: "Москва Центр" от 29.11.2016 N 46 (678), "Север столицы" от 28.11.2016 N 45 (315), "Звездный бульвар" от 29.11.2016 N 44 (506), "Восточный округ" от 28.11.2016 N 44 (179), "Юго-Восточный курьер" от 29.11.2016 N 44 (711), "Южные горизонты" от 29.11.2016 N 46 (726), "За Калужской заставой" от 29.11.2016 N 45(179), "На Западе Москвы" от 29.11.2016 N 45/436, "Москва. Северо-Запад" от 29.11.2016 N 45/320, "41" N 44(493) от 29.11.2016;
- размещение оповещения о проведении публичных слушаний и информационных материалов на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы (https://www.mos.ru/), на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (https://www.mka.mos.ru/), на официальных сайтах Префектур административных округов города Москвы;
- размещение объявлений о проведении публичных слушаний на информационных стендах на территории Центрального, Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного, Южного, Юго-Западного, Западного, Северо-Западного, Зеленоградского административных округов города Москвы;
- информация о проведении публичных слушаний направлена письменно депутатам Московской городской думы, председателям Советов депутатов муниципальных округов, находящихся на территории Центрального, Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного, Южного, Юго-Западного, Западного, Северо-Западного, Зеленоградского административных округов города Москвы.
Место проведения публичных слушаний:
Экспозиции проведены с 06 декабря по 19 декабря (включительно) 2016 года по адресам:
- г. Москва, Марксистская ул, д. 24, стр. 2, Центр социального партнерства префектуры ЦАО;
- г. Москва, ул. Новая, д. 2, Ховринский Дом Культуры Железнодорожников
- г. Москва, Проспект Мира, д. 123Б, Музейно-выставочный центр "Рабочий и Колхозница";
- г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 78, к.1, Детская библиотека N 91 им. Э. Л. Войнич;
- г. Москва, улица Академика Скрябина д.23, ФГБОУ ВО "Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина", актовый зал, 2-й этаж;
- г. Москва, Каширское шоссе, д. 52, ТЦ Москворечье;
- г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 61, Центр культуры и искусства Меридиан;
- г. Москва, ул. Богданова, д. 50, Управа района Солнцево;
- г. Москва, ул. Вилиса Лациса, д. 21, Культурно-спортивный комплекс РХТУ им. Д.И. Менделеева;
- г. Москва, Зеленоград, Центральный пр, д.1, Префектура ЗелАО, 1 этаж, холл.
Собрания проведены 22 декабря 2016 г. по адресам:
- г. Москва, Рубцовская наб, д.2/18, Дворец культуры МГТУ им. Н.Э.Баумана;
- г. Москва, ул. Новая, д. 2, Ховринский Дом Культуры Железнодорожников;
- г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, РГСУ, главный корпус, актовый зал, 3 этаж;
- г. Москва, ул. Мартеновская, д. 25, к/т "Березка";
- г. Москва, улица Академика Скрябина д.23, ФГБОУ ВО "Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И. Скрябина", актовый зал, 2-й этаж;
- г. Москва, Каширское шоссе, д. 52, ТЦ Москворечье;
- г. Москва, ул. Академика Варги, д. 15, Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки;
- г. Москва, ул. Богданова 50, ГБУК г.Москвы "Территориальная клубная система Солнцево";
- г. Москва, ул. Вилиса Лациса, д. 21, Культурно-спортивный комплекс РХТУ им. Д.И. Менделеева;
- г. Москва, Зеленоград, Панфиловский проспект, д. 24, ГОУ Детская музыкальная школа N 71.
По итогам проведения публичных слушаний утверждены протоколы и заключение по результатам публичных слушаний от 16.03.2017.
Результаты публичных слушаний не обжаловались, недействительными не признаны, являются действующими.
Согласно ст. 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Правовые акты Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25 постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении Правительства Москвы.
П равила землепользования и застройки г. Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", которое опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По состоянию на дату издания оспариваемого постановления ГрК РФ не предусматривал обязательную государственную регистрацию нормативного правового акта об утверждении правил землепользования и застройки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Правительство Москвы как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта, которым утверждены Правила землепользования и застройки города Москвы.
В соответствии с требованиями Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП официально опубликовано, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы". Таким образом, суд находит, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в установленном порядке.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых нормативных положений положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса г. Москвы, Закона г. Москвы от 05 мая 2010 года N 17 "О Генеральном плане г. Москвы" подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в редакции от 07.03.2017, далее - ГрК РФ) подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
В соответствии с ч. 3 ст. 63 ГрК РФ документом территориального планирования города Москвы является генеральный план города Москвы, который утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
В настоящее время на кадастровый учет поставлена территориальная зона N 77:08-7.2487 (дата внесения в ЕГРН 06.02.2021), что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты Росреестра.
Территориальная зона N 77:08-7.2487
правил землепользования и застройки города Москвы согласно Генеральному плану города Москвы расположена в различных функциональных зонах:
- N 1 специализированные спортивно-рекреационные общественные зоны в составе ООПТ (индекс 100; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 2 специализированные спортивно-рекреационные общественные зоны в составе ООПТ (индекс 100; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 4 зоны особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий (индекс 400; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 5 зоны линейных объектов внешнего транспорта и магистралей общегородского значения (индекс 500, 600; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 6 зоны особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий (индекс 400; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 7 зоны особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий (индекс 400; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 71 специализированные культурно-просветительные общественные зоны в составе ООПТ (индекс 100; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 14 зоны прочих объектов внешнего транспорта в составе ООПТ (индекс 600; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 15 зоны особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий (индекс 400; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*");
- N 16 зоны прочих объектов внешнего транспорта в составе ООПТ (индекс 600; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*").
Примечание: "*" - Недопустимость или возможность строительства, реконструкции объектов капитального строительства, планируемая суммарная площадь наземной, подземной части указанной застройки устанавливается в соответствии с требованиями природоохранного и иного законодательства, градостроительного регламента, региональных нормативов градостроительного проектирования в городе Москве, технических регламентов, санитарных норм, публичных сервитутов и иными обязательными требованиями законодательства в составе документации по планировке.
Согласно п. 8, 9 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Согласно
пункту 9 статьи 1 ГрК РФ в составе градостроительного регламента устанавливаются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Правилами землепользования и застройки города Москвы, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы", установлена территориальная зона с градостроительным регламентом, содержащим следующие основные виды разрешенного использования: 2.6, 3.0, 3.1.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.10, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 5.1.6, 5.2 (Природно-познавательный туризм. Размещение баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, пеших и конных прогулок, устройство троп и дорожек, размещение щитов с познавательными сведениями об окружающей природной среде; осуществление необходимых природоохранных и природовосстановительных мероприятий), 5.3 (Охота и рыбалка. Обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы), 5.4, 5.5 (Поля для гольфа или конных прогулок. Обустройство мест для игры в гольф или осуществления конных прогулок, в том числе осуществление необходимых земляных работ и размещения вспомогательных сооружений; размещение конноспортивных манежей, не предусматривающих устройство трибун), 7.1.1, 7.1.2, 7.6, 9.0 (Деятельность по особой охране и изучению природы. Сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий, в границах которых хозяйственная деятельность, кроме деятельности, связанной с охраной и изучением природы, не допускается (государственные природные заповедники, национальные и природные парки, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, оранжереи), 12.0.1.
Также согласно п. 3.3.4 Раздела 3.3 Главы 3 Части 2 Книги 1 приложения к постановлению Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 настоящих Правил, являются виды разрешенного использования с кодами 1.14 (Научное обеспечение сельского хозяйства. Осуществление научной и селекционной работы, ведения сельского хозяйства для получения ценных с научной точки зрения образцов растительного и животного мира; размещение коллекций генетических ресурсов растений), 2.7.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.2.2, 3.2.3, 3.3, 3.4.1, 3.5.1, 3.5.2, 3.6.1, 3.7.1, 3.8.1, 3.9.1, 3.9.2, 3.10.1, 4.1, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.9.1.4, 4.10, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.5, 6.9, 7.4, 8.3, 12.0.2 (Благоустройство территории. Размещение декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств, элементов озеленения, различных видов оборудования и оформления, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных строений и сооружений, информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории, общественных туалетов), если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что Генеральный план города Москвы не устанавливает конкретный перечень объектов, размещение которых возможно в границах специализированных спортивно-рекреационных общественных зон в составе ООПТ, зон особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, при этом отсутствует запрет на размещение жилой застройки и объектов торговли в границах рассматриваемых функциональных зон.
14.07.2020 года Московским городским судом рассмотрено дело N 3а-1759/2020 по административным искам Ц, А.С. и ООО "Магазин Новохорошевский" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 03.03.2015 г..N 99-ПП "Об утверждении проекта планировки территории Мневниковской поймы", в удовлетворении требований административных истцов было отказано, судебный акт вступил в законную силу.
При этом судом был сделан вывод, что согласно Генеральному плану города Москвы проект планировки территории находится в различных функциональных зонах, при этом территория, на которой расположен объект административных истцов, расположена в зоне особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий N 6 (индекс 400; Планируемая площадь застройки, тыс. м.кв. "*"); суд отметил, что согласно сноске "*" на стр. 157 книги 2 Генерального плана города Москвы для указанной функциональной зоны недопустимость или возможность строительства, реконструкции объектов капитального строительства, планируемая суммарная площадь наземной, подземной части указанной застройки устанавливается в соответствии с требованиями природоохранного и иного законодательства, градостроительного регламента, региональных нормативов градостроительного проектирования в городе Москве, технических регламентов, санитарных норм, публичных сервитутов и иными обязательными требованиями законодательства в составе документации по планировке, из чего следует, что Генеральным планом города Москвы не установлен запрет на строительство капитальных объектов на указанной территории, а возможность такого строительства определяется документацией по планировке территории, что согласуется с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (определения от 03.02.2016 по делу N 5-АПГ15-139, от 18.11.2015 по делу N 5-АПГ15-118, от 09.09.2015 по делу N 5-АПГ15-4), суд пришёл к выводу о соответствии оспариваемого постановления Закону г..Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Рассматриваемая в рамках настоящего дела территориальная зона содержит, в том числе основные виды разрешенного использования с кодами 5.2 (Природно-познавательный туризм), 5.3 (Охота и рыбалка), 5.5 (Поля для гольфа или конных прогулок.), 9.0 (Деятельность по особой охране и изучению природы), вспомогательные виды разрешенного использования с кодами 1.14 (Научное обеспечение сельского хозяйства), 12.0.2 (Благоустройство территории), что соответствует назначению рассматриваемых функциональных зон.
Кроме того, согласно п. 1.3 ч. 2 Закона г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" развитие территории города Москвы в соответствии с Генеральным планом города Москвы направлено, в том числе на обеспечение учета общественных интересов и обеспечение социальных гарантий жителям города Москвы в части доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего пользования, надежности функционирования инженерной и транспортной инфраструктур города Москвы, коммунальных объектов городского хозяйства, в том числе в части улучшения жилищных условий населения города Москвы путем создания условий для строительства, реконструкции жилой застройки в объемах, достаточных для предоставления жилых помещений в установленном порядке отдельным категориям жителей города Москвы и обеспечения возможности для улучшения жилищных условий жителей города Москвы.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Москвы не только соответствует Генеральному плану, но и направлено на реализацию его целей и задач.
Также согласно ч. 1 ст. 9 ГрК РФ, ч. 1 ст. 23 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" (далее - ГрК Москвы) территориальное планирование направлено на развитие территории в будущем. Так, Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" утверждено положение о территориальном планировании города Москвы на период до 2035 г.
При этом принятие оспариваемого по настоящему делу постановления не исключает возможности дальнейшего развития природной, спортивно-рекреационной направленности территории в границах рассматриваемых функциональных зон в составе Генерального плана города Москвы.
Административный истец указывает на отнесение Генеральным планом города Москвы рассматриваемой территории к особо охраняемой природной территории регионального значения, сформированной в установленных границах.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 ГрК РФ (в редакции от 27.12.2009 на момент утверждения Генерального плана города Москвы) предусматривалось отображение на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения.
Таким образом, сам по себе Генеральный план города Москвы не устанавливает границы каких-либо особо охраняемых природных территорий, в связи с чем оспариваемое постановление Правительства Москвы не может быть признано противоречащим Генеральному плану.
При этом в установленном порядке осуществлена корректировка границ особо охраняемой природной территории, объект капитального строительства административного истца по адресу: * находится вне территории ООПТ.
Следует отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 54 ГрК Москвы полномочия по установлению, изменению границ особо охраняемых природных территорий осуществляются Правительством Москвы.
Рассматриваемая территория относится к территории реорганизации, подлежащей комплексному преобразованию, не относится к зонам сохранения и комплексного благоустройства сложившейся территории.
В соответствии с пп. "ж" п. 5 ч. 2 ст. 11 ГрК Москвы территории реорганизации представляют собой территории, подлежащие в соответствии с Генеральным планом города Москвы комплексному преобразованию, в том числе посредством изменения существующего функционального использования этих территорий, их планировочной структуры и ландшафта, посредством комплексной реконструкции и (или) сноса существующей застройки, нового комплексного строительства на освобождаемых и свободных от застройки территориях, регенерации исторической среды, восстановления, воссоздания природных и создания новых озелененных территорий.
Указанная норма Закона не содержит запрета на строительство в границах рассматриваемой территории, а, напротив, предполагает возможность изменения существующего функционального использования этих территорий посредством нового строительства.
Не обоснованы и ссылки административного истца на нарушение положений Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее - ЗК РФ).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов ;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов.
Таким образом, в городе Москве отсутствует категория земель особо охраняемых территорий и объектов, в связи с чем ссылки административного истца на положения ст. 94 ЗК РФ, регулирующей положение земель особо охраняемых территорий и объектов, не могут быть признаны состоятельными.
Административный истец также ссылается на положения ст. 85 ЗК РФ, согласно которой в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Также, помимо вышеуказанных зон, в соответствии с ч. 10 данной статьи в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Вместе с тем, рассматриваемая в рамках настоящего спора территориальная зона в правилах землепользования и застройки города Москвы не отнесена к рекреационным зонам, зонам особо охраняемых территорий и т.д, а относится к иным территориальным зонам, в связи с чем указанные доводы административного истца не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения.
Административный истец утверждает, что оспариваемое постановление нарушает право частной собственности.
В этой связи суд обращает внимание на то, что решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 21.01.2020 по делу N 2-72/20 по исковому заявлению Департамента городского имущества г. Москвы к ООО "Магазин Новохорошевский-2", Ц.А.С. об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд с учетом апелляционного определения Московского городского суда от 30.07.2020 удовлетворены исковые требования об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого здания с кадастровым номером * площадью 222, 6 кв.м, расположенного по адресу: *.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
2) утвержденными проектами планировки территории.
Согласно ч. 4 вышеуказанной статьи изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 настоящего Кодекса.
Таким образом, изъятие земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных нужд осуществляется на основании решения об изъятии, а не правил землепользования и застройки, содержание которых также не указано в качестве необходимого условия согласно ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ.
Более того, в соответствии с ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при утверждении правил землепользования и застройки законодательством предусмотрена возможность дальнейшего использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием и в существующих параметрах.
Следовательно, сами по себе правила землепользования и застройки не могут нарушать право частной собственности.
Также административный истец утверждает, что оспариваемое постановление нарушает его право на благоприятную окружающую среду.
Между тем, оспариваемое постановление Правительства Москвы не является основанием для осуществления строительства, не предопределяет его параметры, исходя из чего невозможно констатировать снижение уровня окружающей среды до неблагоприятного вследствие реализации его положений.
Так, согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, а правила землепользования и застройки города Москвы в соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ содержат лишь предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с чем конкретные технико-экономические показатели объекта определяются в дальнейшем при подготовке застройщиком проектной документации.
Следует отметить, что ст. 49 ГрК РФ предусмотрено проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, в рамках которой осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды. При этом в отсутствие положительного заключения экспертизы не предусмотрена выдача разрешения на строительство.
Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Москвы само по себе не может нарушать или ограничивать право административного истца на благоприятную окружающую среду.
Ссылки административного истца на нарушение положений Конституции Российской Федерации судом не принимаются, поскольку проверка конституционности законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации в силу положений статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт не противоречит нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы в пределах компетенции, без нарушения прав и свобод административного истца, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания нормативного правового акта недействующим.
Руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Ц.А.С. о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Сибул Ж.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.