Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу фио на постановление ст. специалиста контролера 2 отдела контроля правил пользования наименование организации ВВВ N 0727232 от 08 сентября 2020 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении фио, УСТАНОВИЛ:
Постановлением ст. специалиста контролера 2 отдела контроля правил пользования наименование организации ВВВ N 0727232 (дело N 357945-02Н-2020) фио от 08 сентября 2020 года, фио признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" (далее - адрес Москвы), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 30 сентября 2020 года постановление должностного лица наименование организации оставлено без изменения.
В Московский городской суд фио подала жалобу, в которой просит отменить состоявшиеся в отношении нее постановление и решение, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
фио принимала участие в судебном заседании Московского городского суда путем использования систем видео-конференц-связи. Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и положения ст. 51 Конституции РФ ей разъяснены. Доводы жалобы поддержала.
Представитель наименование организации фио против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав фио, представителя наименование организации фио прихожу к следующим выводам.
Часть 2 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" предусматривает административную ответственность за невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, с использованием транспортного средства.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. N 417, и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", адрес).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ, в связи с угрозой распространения в адрес новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", на территории адрес введен режим повышенной готовности.
Согласно п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ с 12 мая 2020 г. граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, а также в случаях, предусмотренных в приложении 6 к настоящему указу.
С 25 мая 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (железнодорожные вокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели).
С 1 июня 2020 г. использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, а в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них) дополнительно использовать средства индивидуальной защиты рук (перчатки).
Контроль за соблюдением требований настоящего пункта при использовании транспорта общего пользования осуществляется наименование организации, при использовании, транспортного средства, осуществляющего перевозки пассажиров и багажа по заказу, - Московской административной дорожной инспекцией, при посещении объектов торговли - должностными лицами органов внутренних дел совместно с Департаментом торговли и услуг адрес, в иных случаях покидания места проживания (пребывания), в том числе в целях прогулки и занятий физической культурой и спортом в соответствии с приложением 8 к настоящему указу, - должностными лицами органов внутренних дел совместно с Объединением административно-технических инспекций адрес.
Как усматривается из материалов дела, 08 сентября 2020 года в 10 час. 45 мин. по адресу: адрес, в здании железнодорожного вокзала "Павелецкий" фио находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и рук (перчаток) в нарушение п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколам об административном правонарушении от 08 сентября 2020 г, видеозаписью, объяснениями ст. специалиста контролера фио, инспектора фио, данными ими в районном суде, и иными материалами дела.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. В случае отказа от получения копии постановления она высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.6 КоАП РФ в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.
Как следует из материалов дела, на месте выявления правонарушения должностным лицом вынесено постановление, однако фио возражала против привлечения ее к административной ответственности, в связи с чем должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении.
Ссылка фио на то, что права ей не были разъяснены не могут быть признаны состоятельными, поскольку она покинула место выявления правонарушения и составления процессуальных документов, от подписи отказалась, однако копии процессуальных документов ею были получены, в которых изложены положения ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ. Протокол отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Доказательствам дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
О рассмотрении жалобы судьей Замоскворецкого районного суда адрес назначенное на 30 сентября 2020 г. фио была извещена, что подтверждается ходатайством о рассмотрении жалобы в ее отсутствие (л.д.18).
Процессуальных нарушений, которые могли бы являться основанием к отмене постановления и решения не усматривается.
Довод жалобы фио о том, что за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности, в том числе на территории субъекта РФ лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ не может быть признан состоятельным.
В преамбуле к Кодексу адрес об административных правонарушениях закреплено, что Кодекс устанавливает административную ответственность, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами адрес.
Согласно Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "к" части 1 статьи 72).
В соответствии с названными конституционными нормами в статье 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Кроме того, вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области законодательства об административной ответственности урегулирован Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится решение вопросов установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (подпункт 39 пункта 2 статьи 26.3).
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Закона адрес "Устав адрес" от 28 июня 1995 года предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации адрес вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты адрес.
Таким образом, и с учетом требований статьи 1.3.1 КоАП РФ и статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ адрес как субъект Российской Федерации вправе устанавливать в Кодексе адрес об административных правонарушениях ответственность за нарушение нормативных правовых актов адрес, устанавливающих обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
А поэтому, нарушение п. 9.4 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ, в части неисполнения обязанности использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) при нахождении в транспорте общего пользования, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, при посещении объектов торговли, в отношении которых не принято решение о приостановлении посещения их гражданами, влечет административную ответственность и в зависимости от квалифицирующих признаков правонарушения подлежат квалификации по той или иной части статьи 3.18.1 КоАП адрес.
Действия фио были квалифицированы по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес, с чем согласился судья районного суда.
Между тем, объективной стороной нарушения по ч. 4 ст. 3.18.1 КоАП адрес является невыполнение гражданами требований нормативных правовых актов адрес, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории адрес, с использованием транспортного средства.
Понятие "транспортное средство" раскрыто Федеральным законом от 09 февраля 2007 г. N16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Иного понятия транспортного средства Федеральный закон от 10 января 2003 г. N18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" либо Федеральный закон от 10 января 2003 г. N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" не содержат.
Учитывая, что понятия "транспортное средство" и "транспорт" в правоприменительной практике различны и не являются тождественными, то действия фио подлежали квалификации по ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес, поскольку последняя находилась без средств индивидуальной защиты органов дыхания (маска, респиратор) и рук (перчатки) в здании вокзала, которое является инфраструктурой железнодорожного транспорта и не относится к транспортному средству железнодорожного транспорта.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом действий фио подлежали переквалификации на ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес.
Административное наказание подлежит назначению в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 3.18.1 КоАП адрес в виде административного штрафа в размере сумма
С учетом изложенного, постановление должностного лица, решение судьи районного суда, подлежат изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья, РЕШИЛ:
Постановление ст. специалиста контролера 2 отдела контроля правил пользования наименование организации ВВВ N 0727232 (дело N 357945-02Н-2020) от 08 сентября 2020 года, решение судьи Замоскворецкого районного суда адрес от 30 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях", в отношении фио - изменить, действия фио переквалифицировать на ч. 2 ст. 3.18.1 Закона адрес от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс адрес об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде административного штрафа в размере сумма (сумма прописью).
В остальной части оставить без изменения, жалобу фио без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.