Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "СК Динамика Света" по ордеру адвоката Новожилова В.А. на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, постановление должностного лица ДП ООС N 0401-1260/2019/СЗАО от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.18 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "Строительная компания "Динамика света", УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица ДП ООС N 0401-1260/2019/СЗАО от 30 сентября 2019 года ООО "СК Динамика Света" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.12 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Тушинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи защитник ООО "СК Динамика Света" по ордеру адвоката Новожилов В.А. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене.
В судебное заседание защитник ООО "СК Динамика Света" по ордеру адвокат Новожилов В.А. явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы по доверенности Конотопчик К.И. в судебное заседание явился, просил оставить состоявшиеся постановления без изменения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены или изменения обжалуемых актов по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы Повреждение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Статьей 58 Конституции РФ установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Исходя из положений ст. 1 Федерального закона РФ от 10 января 2001 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьями 1 и 2 Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" определено, что защита зеленых насаждений - система правовых, организационных и экономических мер, направленных на создание, сохранение и воспроизводство зеленых насаждений, озелененных территорий и зеленых массивов; защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены; граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений; собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями.
Согласно статьям 7, 9 и 18 того же Закона Москвы от 05 мая 1999 года N 17, на озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных ст. 3 настоящего Закона; складировать различные грузы, в том числе строительные материалы; проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами; граждане и юридические лица обязаны обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц в городе Москвы ведется с соблюдением требований по защите зеленных насаждений; за нарушение требований по защите зеленных насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных нарушениях.
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ в Москве, в соответствии с которыми хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды и защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы; все зеленые насаждения и природные сообщества, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены, подлежат защите.
Охрана зеленых насаждений - это система административно-правовых, организационно-хозяйственных, экономических, архитектурно-планировочных и агротехнических мероприятий, направленных на сохранение, восстановление или улучшение выполнения насаждениями определенных функций.
В соответствии с п. 9.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда адрес обязаны, в числе прочего, обеспечить сохранность насаждений.
Согласно п. 2.4 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" при проведении земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных работ запрещено повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства.
В соответствии с пп. 2.2.13, 2.4, 2.5 Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" запрещено повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства.
Согласно п. 2.14 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утвержденных Постановлением правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, все работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, компенсационному озеленению существующих озелененных и иных территорий, занятых зеленными насаждениями, должны производиться по разработанной государственными, муниципальными или частными специализированными проектными (проектно-строительными) организациями проектной документации согласованной и утвержденной в установленном порядке, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с приложением 1 постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве", в подготовительный период до начала основных работ необходимо в соответствии с проектом проведения (производства) работ осуществить следующие мероприятия по обустройству места проведения работ произвести вырубку и пересадку деревьев и кустарников, установить ограждение сохраняемых деревьев на основании соответствующего разрешения, оформленного в порядке, установленном Правительством Москвы (п.2.2.13).
При проведении земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных работ запрещено повреждать существующие сооружения, зеленые насаждения и элементы благоустройства (п.2.4).
В соответствии с п.п. 8.1.4, 8.1.5 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП, Проведение работ с запечатыванием почвы, демонтажем твердых покрытий, озеленением, не предусматривающих уничтожение зеленых насаждений, либо проведение работ, предусматривающих уничтожение газона, травяного покрова, цветников на период проведения строительных работ с последующим их восстановлением в полном объеме на тех же участках, где они были уничтожены, производится при наличии заключения Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, при проведении работ, предусмотренных пунктом 8.1.4 настоящих Правил, при создании, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте объектов озеленения и работ по благоустройству и обустройству территорий (земельного участка), капитальном ремонте зданий, строений, сооружений, размещении и установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства, оформляется заключение о соответствии проектной документации требованиям, установленным в нормативных правовых актах в области защиты зеленых насаждению
Согласно п.9.6. Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП за незаконную вырубку или повреждение зеленых насаждений возмещается вред в соответствии с законодательством города Москвы
В соответствии с п.9.8 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ адрес, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП ри производстве строительных и иных видов работ строительные и другие организации обязаны: согласовывать с правообладателем земельного участка территории зеленого фонда города Москвы начало строительных работ в зоне зеленых насаждений и уведомлять их об окончании работ не позднее чем за два дня; (в ред. постановления Правительства Москвы от 12.12.2014 N 757-ПП), ограждать деревья, находящиеся на территории строительства и в зоне производства иных работ, сплошными щитами высотой 2 м. Щиты располагать треугольником на расстоянии не менее 0, 5 м от ствола дерева, а также устраивать деревянный настил вокруг ограждающего треугольника радиусом 0, 5 м; при мощении и асфальтировании городских проездов, площадей, дворов, тротуаров и т.п. оставлять вокруг дерева свободные пространства диаметром не менее 2 м с последующей установкой железобетонной решетки или другого покрытия, предотвращающего уплотнение почвы вокруг ствола; выкопку траншей при прокладке кабеля, канализационных труб и прочих сооружений производить от ствола дерева при толщине ствола до 15 см на расстоянии не менее 2 м, при толщине ствола более 15 см - не менее 3 м, от кустарников - не менее 1, 5 м, считая расстояние от основания крайней скелетной ветви; при реконструкции и строительстве дорог, тротуаров, трамвайных линий и других сооружений в районе существующих насаждений не допускать изменения вертикальных отметок против существующих более 5 см при понижении или повышении их. В тех случаях, когда засыпка или обнажение корневой системы неизбежны, в проектах и сметах предусматривают соответствующие устройства для сохранения нормальных условий роста деревьев; не складировать строительные материалы и не устраивать стоянки машин и автомобилей на газонах, а также на расстоянии ближе 2, 5 м от дерева и 1, 5 м от кустарников.
Складирование горючих материалов производится не ближе 10 м от деревьев и кустарников; подъездные пути и места для установки подъемных кранов располагать вне насаждений и не нарушать установленные ограждения деревьев; работы в зоне корневой системы деревьев и кустарников производить ниже расположения основных скелетных корней (не менее 1, 5 м от поверхности почвы), не повреждая корневой системы; сохранять незагрязненный плодородный слой почвы на всех участках нового строительства, организовать снятие его и буртование по краям строительной площадки. Забуртованный незагрязненный плодородный слой почвы передавать предприятиям зеленого хозяйства для использования при озеленении этих или новых территорий
За нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил и требований в области охраны окружающей среды граждане, должностные лица несут ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "Строительная компания "Динамика света", будучи подрядной организацией по выполнению комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте капитального строительства на основании государственного контракта с ГБУ "Жилищник района Северное Тушино" от * года, в * час. * мин. * года по адресу: *, допустило проведение работ по разрытию траншеи вблизи от зеленых насаждений в отсутствие положительного заключения и согласования с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы на проектные материалы, нарушив ст.ст. 3, 7 Закона города Москвы от 05 мая 1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений", пп.8.1.4, 8.1.5, 9.6, 9.8, приложения 1 постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений природных сообществ города Москвы", приложения 1 постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве".
Данное деяние ООО "Строительная компания "Динамика света" квалифицировано по ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Строительная компания "Динамика света" подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом N 1402-266/2019-1 от 31 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, составленным надлежащим должностным лицом; гражданско-правовым договором бюджетного учреждения N ВР-084-2019 о выполнении работ по замене опор освещения с сопутствующими работами по адресу: * между ГБУ "Жилищник района Северное Тушино" и ООО "Строительная компания "Динамика света" общим журналом работ; журналом входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования; контрактом N В, Р-221-2019 на выполнение работ по комплексному благоустройству территории по адресу: * и иными, имеющими в деле, объективными письменными документами.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда и должностное лицо правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ООО "Строительная компания "Динамика света" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.18 КоАП г. Москвы.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО "Строительная компания "Динамика света" имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ч.1 ст.4.18 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО "Строительная компания "Динамика света".
Выводы о виновности ООО "Строительная компания "Динамика света" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемых постановлении и решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Административное наказание назначено ООО "Строительная компания "Динамика света" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы с учетом тяжести административного правонарушения; обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, право на защиту не нарушено.
Вопреки доводам жалобы, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности должностным лицом вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст.4.18 КоАП г. Москвы и решение судьи районного суда вынесены законно и обоснованно, в связи с чем, жалоба по ее доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение Тушинского районного суда г. Москвы от 25 августа 2020 года, постановление должностного лица ДП ООС N 0401-1260/2019/СЗАО от 30 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.18 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекса города Москвы об административных правонарушениях" в отношении ООО "Строительная компания "Динамика света", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.