Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника АО ТВК "Авиапарк" по доверенности Зимовского Д.В. на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2020 года, которым
АО ТВК "Авиапарк" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, УСТАНОВИЛ:
22 октября 2020 года главным инспектором ОАТИ г. Москвы М.В. в соответствии со ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ, а также на основании пунктов 1, 1.2, 1.2.5 Указа Мэра Москвы от 04 апреля 2020 года N 40-УМ "Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве" составлен протокол об административном правонарушении N 20-51-Н01-00980/01 по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении АО ТВК "Авиапарк".
Дело передано на рассмотрение в Савеловский районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд защитник АО ТВК "Авиапарк" по доверенности Зимовский Д.В. просил судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, поскольку им предприняты все необходимые и зависящие от него меры профилактики и предупреждения распространения короновирусной инфекции.
В судебное заседание защитник АО ТВК "Авиапарк" по доверенности Зимовский Д.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ОАТИ г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Также изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, допросив свидетеля Нестерова М.В, прихожу к следующим выводам.
Основанием привлечения АО ТВК "Авиапарк" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ послужил протокол об административном правонарушении, акт осмотра с фотоматериалом, - зафиксировавшим * года в * час. * мин. по адресу: *, в период режима повышенной готовности, введенного на территории г. Москвы в связи с угрозой распространения в г. Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), необеспечение АО ТВК "Авиапарк" соблюдение требований режима использования средств индивидуальной защиты установленного указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", а именно, допустило нахождение посетителей и предоставление им услуг без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), чем нарушило п.п. 12.2, 9.4 указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО ТВК "Авиапарк" к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из требований ст. 26.11 КоАП РФ, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, должен оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Действительно в соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 3, подп. "в", "г" п. 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, например: Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (в редакции Указа Мэра Москвы от 10 апреля 2020 года N 42-УМ), Постановление Губернатора Московской области от 12 марта 2020 года N 108-ПГ (в редакции от 12 апреля 2020 года N 178-ПГ) "О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области" и др.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Так, согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению по делу об административном правонарушении АО ТВК "Авиапарк" вменяют, что Общество не обеспечило соблюдение требований режима использования средств индивидуальной защиты и допустило нахождение посетителей и предоставление им услуг без средств индивидуальной защиты (маски, перчатки).
Указанное обстоятельство подтверждено также показаниями свидетеля Нестерова М.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из содержания и смысла ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Анализ представленных материалов дела позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае должностным лицом административного органа, осуществившим производство по делу об административном правонарушении, не было добыто и представлено достаточных, бесспорных и допустимых доказательств, подтверждающих факт непринятия АО ТВК "Авиапарк" всех зависящих от него мер для не допущения невыполнения правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным, обоснованным и мотивированным, по своей структуре и содержанию соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении о признании лица виновным в совершении административного правонарушения не может быть основано на предположениях и противоречивых доказательствах, а должно основываться на конкретных, реальных, достоверных и допустимых фактических данных, добытых с соблюдением требований закона и надлежащим образом процессуально закрепленных и оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вместе с тем в данном случае материалами дела достоверно и объективно не доказано, что АО ТВК "Авиапарк" допущены противоправные действия (бездействие), которые образовали бы объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Так, административным органом и в протоколе не указано, какие именно мероприятия по контролю за соблюдением масочно-перчаточного режима посетителями не выполнило Общество в лице его сотрудников, а также какие меры должны были быть предприняты сотрудниками Общества при установлении в помещении АО ТВК "Авиапарк" посетителей без СИЗ.
Защитник Общества в судебном заседании пояснил, что при входе в АО ТВК "Авиапарк" висят объявления об использовании посетителями и сотрудниками магазинов, расположенных в АО ТВК "Авиапарк" средств индивидуальной защиты, по громкой связи периодически звучат объявления об использовании средств индивидуальной защиты и рекомендациями держать дистанцию в 1.5 - 2 метра между гражданами, сотрудники охраны АО ТВК "Авиапарк" при входе проверяют наличие у посетителей и сотрудников масок и перчаток, а также их надлежащее использование.
Указанные обстоятельства подтверждены фотоматериалами, находящимися в деле, а также видеозаписью, и ОАТИ г. Москвы не опровергнуты.
Также, защитой, в дело представлено распоряжение об обязательной прокрутке ролика в течение рабочего дня (до 6 раз в час) об обязательном ношении масок и перчаток.
Таким образом, условия, предусмотренные пунктом 12.2 указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-М "О введении режима повышенной готовности" в данном случае ООО АО ТВК "Авиапарк" соблюдены.
Сам по себе факт, зафиксированный административным органом на территории АО ТВК "Авиапарк" не подтверждает наличие у последнего вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, поскольку возложенная на Общество обязанность соблюдения социального дистанцирования в период режима повышенной готовности и обязательного ношения средств индивидуальной защиты, не снимают аналогичную обязанность для посетителей Общества и сотрудников магазинов, арендующих в АО ТВК "Авиапарк" торговых и иных площадей.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в отсутствие вины Общества в совершении вменяемого правонарушения оно не могло быть привлечено к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах жалоба подлежит удовлетворению, а постановление по делу об административном правонарушении и решение, принятое по жалобе на постановлении - отмене с прекращением в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу защитника АО ТВК "Авиапарк" по доверенности Зимовского Д.В. удовлетворить.
Постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 18 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО ТВК "Авиапарк" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО ТВК "Авиапарк" прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда А.Н.Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.