Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "ТрансКапитал" ФИО на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "ТрансКапитал", УСТАНОВИЛ:
25 сентября 2020 г. консультантом отдела N 3 управления территориального контроля Мосгорнаследия ФИО в отношении ООО "ТрансКапитал" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2020 г. ООО "ТрансКапитал" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд генеральный директор ООО "ТрансКапитал" ФИО просит об отмене постановления судьи, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указала на то, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения настоящего дела судьей. Также указала на то, что ООО "ТрансКапитал" привлечено к административной ответственности за пределами установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАп РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Генеральный директор ООО "ТрансКапитал" ФИО в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла.
Защитник ООО "ТрансКапитал" ФИО в судебном заседании жалобу поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 202 г. N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч.1 ст.40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).
Частью 3 ст. 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) предусмотрено, что юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территории определяется государственным органом охраны памятников для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде и ином пользовании на основании соответствующего охранного документа, в том числе охранного обязательства (ч. 1 ст. 21 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26).
Пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; предварительно уведомлять уполномоченный орган о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры; обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры и на его территорию представителей уполномоченного органа с целью осмотра, обследования, изучения памятника, проведения охранных и иных мероприятий на недвижимом памятнике истории и культуры и его территории; обеспечивать общественную доступность памятников истории и культуры, предусмотренную в обязательном порядке договорными соглашениями; хранить и при необходимости предоставлять уполномоченному органу документацию на используемый или находящийся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности недвижимый памятник истории и культуры; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории (ч. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26).
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, что 28 июля 2020 г. на основании задания N УТК-230/2019 должностными лицами Мосгорнаследия проведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения Городская усадьба Ф.Я. Гасса - И.Н. Иванова - Катуаров, XIX в. - Главный дом, начало XIX в, 1829 г, 1848 г. " по адресу: г. Москва, Крапивенский пер, д. 3, стр. 1 (далее - объект).
Объект принят под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия регионального значения распоряжением Правительства Москвы 2 ноября 2009 г. N 2844-РП. Предмет охраны Объекта утвержден распоряжением Департамента культурного наследия города Москвы от 29 мая 2012 г. N 573.
ООО "ТрансКапитал" на основании договора купли-продажи от 20 апреля 2016 г. N 59-3240 является собственником указанного объекта культурного наследия.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта утверждено приказом Мосгорнаследия от 30 декабря 2015 г. N 492.
Мосгорнаследием оформлен акт технического состояния Объекта от 24 февраля 2016 г. N ДКН-16-09-209/6-1 (далее - АТС), в котором установлены сроки и виды работ по сохранению Объекта. АТС является неотъемлемой частью договора купли- продажи от 20 апреля 2016 г. N 59-3240.
В соответствии с разделом 5 АТС ООО "ТрансКапитал" надлежит выполнить: р аботы по ремонту фасадов Объекта по согласованному Мосгорнаследием проекту, срок - 2016-2018 гг. ; п редставить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ в течении 6-ти месяцев после завершения работ.
В ходе проверки выявлено, что ООО "ТрансКаптал", являясь владельцем указанного объекта культурного наследия, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в области сохранения объектов культурного наследия, допущены следующие нарушения.
Н а момент осмотра о бъект отключен от инженерных коммуникаций от водоснабжения, электроснабжения (отключения проведены сотрудниками ресурсоснабжающих организаций по заявлению собственника - ООО " Транскапитал ") и отопления в связи с неоплатой задолженности за период с января по март 2020 года, что подтверждается письмами ресурсоснабжающих организаций и является нарушением ст. 47.3. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации " (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
Отключение водоснабжения, электроснабжения и отопления влечет ухудшение технического и санитарного состояния Объекта. В помещениях первого этажа Объекта на стенах имеются следы намоканий и биопоражений, устойчивый запах сырости и гниения. На фасаде Объекта на венчающем карнизе, цоколе, отмостке имеются отслоения штукатурного и окрасочного слоев. Требования п. 1, 2 раздела 5 АТС в установленный срок ООО "ТрансКапитал" не исполнены.
Согласно служебной записке Управления рассмотрения документации от 24 сентября 2020 г. N 16-66-1454/20 в период с 2015 года по настоящее время согласовано колористические решения фасадов Объекта письмом от 11 мая 2016 г. N ДКН-16-09-108/6-39, проектная документация по сохранению указанного Объекта от ООО "ТрансКапитал" в Мосгорнаследие на рассмотрение и согласование не поступала.
Согласно служебной записке Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия от 24 сентября 2020 г. N 16-66-14538/20 Мосгорнаследием задания и разрешения на проведение работ по сохранению указанного помещения Объекта, заказчиком которых выступает ООО " Транскапитал ", а также акты приемки выполненных работ, заказчиком которых является ООО " Транскапитал ", не оформлялись и не выдавались.
Таким образом, ООО "ТрансКапитал" своим бездействием по непринятию мер, направленных на сохранение Объекта нарушает установленные законодательством требования по сохранению, использованию объекта культурного наследия, а именно требования ст. 33, 40, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25 февраля 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Действия ООО "ТрансКапитал" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ООО "ТрансКапитал" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: протоколом об административном правонарушении от 25 сентября 2020 г. N 16-265 АД 2020; актом технического состояния Объекта от 24 февраля 2016 г. N ДКН-16-09-209/6-1; актом осмотра Объекта от 28 июля 2020 г. N 621-2/2020 с фототаблицами к нему; служебной запиской Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Мосгорнаследия от 24 сентября 2020 г. N 16-66-14538/20; служебной запиской Управления рассмотрения документации Мосгорнаследия от 24 сентября 2020 г. N 16-66-1454/20; письмом ПАО "МОЭК" от 7 сентября 2020 г. N АП/07-95 35/20 об отключении от теплоснабжения зданий по адресам: Крапивенский пер, д. 3, стр. 1, 2; письмом АО "Мосэнергосбыт" от 11 сентября 2020 г. о предоставлении информации; письмом АО "Мосводоканал" от 16 сентября 2020 г. N (01)02.07и-8629/20 о предоставлении информации и иными материалами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст. 33, 40, 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25 февраля 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "ТрансКапитал" состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "ТрансКапитал" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "ТрансКапитал" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Вопреки доводу жалобы о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, выводы судьи мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Довод жалобы о том, что общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения настоящего дела судьей Тверского районного суда г. Москвы, служить основанием к отмене обжалуемого постановления не может.
Как усматривается из материалов дела, 27 октября 2020 г. судья Тверского районного суда г. Москвы заблаговременно направил заказным письмом судебную повестку о рассмотрении дела 09 ноября 2020 г. по адресу места нахождения ООО "ТрансКапитал": г. Москва, Крапивенский переулок, д. 3, стр. 1, ком. 1. Однако вручить заказное письмо не представилось возможным по причине неудачной попытки вручения 30 октября 2020г, и далее 08 ноября 2020 г. возврата почтового отправления отправителю (л.д. 121-125).
В назначенное время законный представитель судьей Тверского районного суда г. Москвы на рассмотрения дела в суд не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с этим на основании ст. 25.4, 25.12 КоАП РФ судья Тверского районного суда г. Москвы правомерно рассмотрел настоящее дело в отсутствие представителя судьей Тверского районного суда г. Москвы.
При этом вопреки утверждению заявителя вышеуказанное судебное извещение направлено судьей верному адресу места нахождения ООО "ТрансКапитал", указанному в выписке ЕГРЮЛ в отношении ООО "ТрансКапитал", представленной защитником ООО "ТрансКапитал" на момент составления протокола об административном правонарушении.
То обстоятельство, что 09 октября 2020 г. по заявлению ООО "ТрансКапитал" в сведения ЕГРЮЛ внесены изменения в части адреса места нахождения ООО "ТрансКапитал", а именно: г. Москва, Крапивенский переулок, д. 3, стр. 2, ком. 1, в отсутствие информирования силами ООО "ТрансКапитал" о таких изменениях Мосгорнаследия и судьи Тверского районного суда г. Москвы, в рассматриваемом случае не свидетельствует о несоблюдении судьей первой инстанции требований ст. 25.4, 25.12 КоАП РФ, расценивается судом апелляционной инстанции в качестве злоупотребления правом со стороны ООО "ТрансКапитал" и направлено на явное уклонение ООО "ТрансКапитал" от административной ответственности за совершенное правонарушение.
Вопреки доводам жалобы ООО "ТрансКапитал" привлечено судьей районного суда к административной ответственности в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 руб. назначено судьей ООО "ТрансКапитал" в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "ТрансКапитал" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Селивёрстова А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.