Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Стройинвестпроект" по доверенности фио на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 года, которым ООО "Стройинвестпроект" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 00 000 рублей, установил:
22 июля 2020 года начальником отдела административных расследований инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ООО "Стройинвестпроект" составлен протокол об административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Мещанский районный суд г.Москвы, определением судьи которого от 01 сентября 2020 года дело по территориальной подсудности на рассмотрение направлено в Замоскворецкий районный суд г.Москвы, судьей которого 12 ноября 2020 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд данное постановление обжалует защитник общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о проведении проверки общество в известность поставлено не было, не издавалось распоряжения о проведении такой проверки, не составлялся акт по результатам проверки в отношении ООО "Стройинвестпроект"; также не учтено, что дело об административном правонарушении возбуждено в отношении Росимущества, в отношении которого оформлены и все процессуальные документы, копия данного определения обществу для сведения не вручалась; вина общества во вменяемом ему правонарушении не доказана, в его действиях отсутствует правонарушение по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ; нарушены правила территориальной подсудности, с учетом того, что в рамках настоящего дела административное расследование проводилось в отношении Росимущества, адрес места нахождение которого относится к юрисдикции Мещанского районного суда г.Москвы; общество не является субъектом указанного правонарушения, так как объект культурного наследия не находился в его собственности и не передавался ему в безвозмездное пользование; неправомерно протокол об административном правонарушении составлен, а дело рассмотрено в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке неизвещенного о месте и времени судебного заседания, чем нарушено право на защиту.
В судебном заседании Московского городского суда генеральный директор ООО "Стройинвестпроект" фио в полном объеме поддержал изложенные в поданной жалобе доводы, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности фио возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, из которых усматривается, что субъектом правонарушения по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в рамках рассматриваемого дела является ООО "Стройинвестпроект", которому Росимуществом переданы все права на объект культурного наследия.
Проверив материалы дела, изучив приведенные выше доводы жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, представителя административного органа, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется, ввиду следующего.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
На основании ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", в соответствии с п. 1 ст. 33 которого, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п. 1 ст. 33 указанного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, исходя из положений п. 2 ст. 33 того же Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, включает в себя, в том числе, установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 40 вышеназванного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Пунктом 1 и абз.3 пункта 6 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ; к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; работы по консервации работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.
На основании ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которому принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.
В порядке п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (подп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ).
По смыслу п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05 июня 2015 года N1749.
Статьей 20 Закона г.Москвы от 14 июля 2000 года N26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" установлено, что юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и указанным Законом.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 21 того же Закона г.Москвы от 14 июля 2000 года N26, условия содержания и режим использования недвижимых памятников истории и культуры и их территорий определяются государственным органом охраны памятников для каждого памятника, являющегося государственной собственностью и находящегося в аренде, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении юридических лиц, граждан, их объединений на основании соответствующего охранного документа: охранно - арендного договора, охранного обязательства или охранного договора, заключаемого с государственным органом охраны памятников или выдаваемого ему в течение месяца со дня вступления в права аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения, оперативного управления или собственности на недвижимый памятник истории и культуры.
Исходя из положений п.2 ст.22 вышеназванного Закона г.Москвы от 14 июля 2000 года N26, пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; предварительно уведомлять уполномоченный орган о намечаемых ремонтно-реставрационных работах, о продаже и ином отчуждении недвижимого памятника истории и культуры; обеспечивать доступ к памятнику истории и культуры и на его территорию представителей уполномоченного органа с целью осмотра, обследования, изучения памятника, проведения охранных и иных мероприятий на недвижимом памятнике истории и культуры и его территории; обеспечивать общественную доступность памятников истории и культуры, предусмотренную в обязательном порядке договорными соглашениями; хранить и при необходимости предоставлять уполномоченному органу документацию на используемый или находящийся в оперативном управлении, хозяйственном ведении или в собственности недвижимый памятник истории и культуры; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством адрес меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, на основании требования заместителя прокурора г..Москвы от 15 января 2020 года N7\30-4052-2019, распоряжения первого заместителя руководителя - главного инспектора в области государственной охраны объектов культурного наследия г..Москвы от 31 января 2020 года N44 должностными лицами Мосгорнаследия с целью государственного надзора проведена внеплановая выездная проверка выполнения требований к содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны находящегося в собственности Российской Федерации, государственная регистрация права т 10 апреля 2003 года N77-01\31-087\2003-388, включенного в список памятников культурного наследия регионального значения и поставленного на государственную oxpaнy распоряжением Правительства Москвы от 20 декабря 2004 года N2535-РП объекта "Богодельня им. фио с храмом св.прав. фио, 1893-1897гг.", расположенного по адресу: г..Москва, ул.В.Красносельская, д.15, стр.1, который входит в объединенную охранную зону N182 и в границы территории объекта археологического наследия "Красное село, 15-17вв.", утвержденную приказом Мосгорнаследия от 12 ноября 2018 года N881, регистрационный номер в ЕГР объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 771510304990005, охранное обязательство на которое утверждено приказом Мосгорнаследия от 16 июня 2016 года N457, на основании акта приема-передачи от 30 июня 2005 года переданного Росимуществом для реализации инвестиционного контракта от 29 сентября 2003 года ООО "Стройинвестпроект", в ходе которой выявлено, что требования по сохранению выявленного объекта культурного наследия ООО "Стройинвестпроект", в нарушение ст. 45, ст.47.2, ст. 47.3, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", длительное время не выполняются, допущены дефекты цоколя и фасадов объекта,
в том числе повреждения штукатурно-красочного слоя и вывалы кирпича, отсутствие отделки интерьеров объекта, не отштукатуривание стен, шелушение и отслойка красочного и штукатурного слоев сохранившихся элементов, отсутствие и нарушение покрытия пола, наличие следов намокания, изменение количества лифтов и расположения шахт, устройство лестницы в подвал, что не предусмотрено проектом, в который соответствующие изменения не вносились, актуализация не производилась, разрешения на проведение работ по сохранению объекта Мосгорнаследием, в том числе по защите объекта от проникновения снега и влаги в зимний период, по устройству временного отопления, временного электроснабжения и освещения на основании заключенного между ООО "Стройинвестпроект" и наименование организации договора подряда от 22 декабря 2015 года N1-12\2015 ВУ не выдавались, проектно-разрешительная документация в установленном порядке не согласовывалась, акты выполненных работ не предоставлялись, что может привести к физической утрате данного объекта культурного наследия, и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Стройинвестпроект" указанного административного правонарушения и его вина объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, требованием заместителя прокурора г..Москвы от 15 января 2020 года N7\30-4052-2019 о проведении проверки; распоряжением первого заместителя руководителя - главного инспектора в области государственной охраны объектов культурного наследия г..Москвы от 31 января 2020 года N44 о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований к содержанию, сохранению, использованию, популяризации и государственной охраны объекта "Богодельня им. фио с храмом св.прав. фио, 1893-1897гг.", расположенного по адресу: г..Москва, ул.В.Красносельская, д.15, стр.1; актом проверки от 10 марта 2020 года; фотоматериалом; предписанием об устранении выявленных нарушений; служебными записками должностных лиц Управления выдачи разрешений, Управления рассмотрения документации, Управления документационного обеспечения и контроля; распоряжением Правительства Москвы от 20 декабря 2004 года N2535-РП объекта "Богодельня им. фио с храмом св.прав. фио, 1893-1897гг.", расположенного по адресу: г..Москва, ул.В.Красносельская, д.15, стр.1; приказами Мосгорнаследия от 02 мая 2012 года об утверждении предмета охраны, от 12 ноября 2018 года N881, от 25 декабря 2015 года N439 с приложениями, от 16 июня 2016 года N457 об утверждении охранного обязательства; копией приказа Минкультуры России от 09 октября 2015 года о регистрации объекта культурного наследия регионального значения; копией планового (реставрационного) задания от 24 мая 2006 года с приложениями к нему; копией акта технического состояния объекта от 27 октября 2008 года; письменными объяснениями генерального директора ООО "Стройинвестпроект" фио по обстоятельствам выполнения работ по сохранению вышеназванного объекта культурного наследия регионального значения на основании заключенного обществом инвестиционного контракта от 29 сентября 2003 года; копией
постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N154-ПП; заключенным между ФГУЭП "Полет" и ООО "Стройинвестпроект" инвестиционным контрактом от 29 сентября 2003 года по реконструкции указанного объекта с дополнительными соглашениями к нему, которыми сроки исполнения установлены до 31 декабря 2020 года, актом приема-передачи от 30 июня 2005 года переданного Росимуществом указанного объекта культурного наследия регионального значения ООО "Стройинвестпроект" для реализации указанного контракта, пунктом 6.2.3 которого общество обязалось в установленном законом порядке обеспечить получение необходимых согласований, лицензий, разрешений, иных официальных документов, совершение необходимых действий и процедур в целях реализации своих обязательств; выписками из ЕГРЮЛ, из ЕГРН, ЕГРП, ГРЮЛ ФА, из ТУФА по управлению государственным имуществом; заключенным между ООО "Стройинвестпроект" и наименование организации договором подряда от 22 декабря 2015 года N1-12\2015 ВУ; договором подряда от 15 сентября 2017 года ;09-3-2017 с приложениями; договором от 02 ноября 2018 года N02112018 на осуществление научного руководства, авторского и технического надзора с приложениями; научно-проектной документацией; копиями планового задания и разрешений на производство работ; постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Росимущества от 22 мая 2020 года; протоколом об административном правонарушении от 22 июля 2020 года в отношении ООО "Стройинвестпроект", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, указаны нормы Закона, нарушение которых вменяется обществу, и из которого усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, о составлении протокола в 10.00 час. 22 июля 2020 года извещенного путем направления по адресу места нахождения
общества, внесенному в ЕГРЮЛ, телеграммы, которая 16 июля 2020 года не была доставлена ввиду отсутствия организации по юридическому адресу и неизвестности ее фактического местоположения, о чем свидетельствуют квитанция АО "Почта России" об оплате и направлении телеграммы в адрес ООО "Стройинвестпроект", текстом телеграммы о явке на составление протокола об административном правонарушении, уведомлением о недоставлении телеграммы от 17 июля 2020 года (л.д.9, 10 т.1), копия указанного протокола для сведения направлена обществу 14 августа 2020 года заказным письмом, что удостоверено описью вложения в письмо с уведомлением, почтовой квитанцией (л.д.8 т.1), все существенные данные, прямо перечисленные в ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит, включая подпись должностного лица, его подписавшего.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено, разъяснения в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, того обстоятельства, что на момент составления 22 июля 2020 года протокола об административном правонарушении должностное лицо располагало сведениями об извещении об этом привлекаемого к ответственности лица, протокол об административном правонарушении, вопреки доводам в жалобе, правомерно был составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного о месте и времени его составления в установленном законом порядке, обратного не представлено.
Указанные выше и исследованные судьей районного суда доказательства оформлены уполномоченными на то должностными лицами Мосгорнаследия, непосредственно выявившими нарушения требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в противоправных действиях (бездействии) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, а равно несоблюдении ограничений, установленных в границах их зон охраны, то есть в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия.
Установив, что ООО "Стройинвестпроект", в силу пункта 2.4 инвестиционного контракта от 29 сентября 2003 года обязавшегося за счет собственных и\или привлеченных средств в установленном условиями контракта порядке произвести строительные работы по реконструкции на объекте по адресу: г.Москва, ул.В.Красносельская, д.15, стр.1, и, как следствие, являющегося ответственным лицом за выполнение работ, направленных на сохранение объекта, по подготовке и получению соответствующей проектной документации в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия, будучи осведомленным о статусе объекта, как объекта культурного наследия регионального значения, получившего охранное обязательство пользователя от 05 июня 2006 года, требования по сохранению выявленного объекта культурного наследия длительное время не выполняет, разрешения на проведение работ по сохранению объекта Мосгорнаследием обществу не выдавались, проектно-разрешительная документация в установленном порядке не согласовывалась, акты выполненных работ не предоставлялись, что является нарушением требований Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", судья районного суда пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях данного общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Исходя из анализа условий инвестиционного контракта от 29 сентября 2003 года, акта приема-передачи от 30 июня 2005 года Росимуществом объекта культурного наследия "Богодельня им. фио с храмом св.прав. фио, 1893-1897гг." по адресу: г.Москва, ул.В.Красносельская, д.15, стр.1, для выполнения обязательств по указанному контракту инвестору ООО "Стройинвестпроект", выводов постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Росимущества, подлежат отклонению как несостоятельные утверждения в жалобе о том, что общество не является субъектом вменяемого ему правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия и охранного обязательства, ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о наличии его вины.
ООО "Стройинвестпроект", являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Учитывая изложенные нормы и разъяснения, фактические обстоятельства рассматриваемого дела, характер вмененного обществу административного правонарушения, объектом посягательства которого является общественные отношения в области сохранения объектов культурного наследия, а также принимая во внимание, что установленные нарушения связаны с действиями привлекаемого к административной ответственности лица в отношении охраны выявленного объекта культурного наследия федерального значения, которые приводят к ухудшению внешнего и внутреннего состояния данного объекта, к его утрате, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ в данном случае не имеется.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в судебном акте, который мотивирован, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Утверждения в жалобе о неправомерном рассмотрении судьей районного суда 12 ноября 2020 года настоящего дела в отсутствие законного представителя общества, в установленном порядке неизвещенного о месте и времени судебного заседания, опровергаются материалами дела, в том числе, определением судьи районного суда о назначении к рассмотрению дела на 10.00 час. 12 ноября 2020 года, текстом судебного извещения ООО "Стройинвестпроект" об этом, копией почтового конверта, согласно которому, судебному извещению присвоен почтовый идентификатор N11773652071570 (л.д.152, 153, 154), отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N11773652071570, распечатанным с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из которых с очевидностью усматривается, что судебное извещение в адрес общества направлено 13 октября 2020 года посредством Почты России, 14 октября 2020 года прибыло в место вручения, 15 октября 2020 года состоялась неудачная попытка вручения, 22 октября 2020 года письмо из разряда "судебное" возвращено отправителю, при этом нарушений Правил оказания почтовых услуг не допущено, что является надлежащим извещением, согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, вопреки позиции автора жалобы, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом административного органа соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Ввиду проведения в период с 26 марта 2020 года по 22 июля 2020 года в рамках рассматриваемого дела административного расследования, требующего значительных временных затрат, в ходе которого совершен ряд действий, направленных на получение необходимых для разрешения дела сведений, установление обстоятельств правонарушения, выявления лиц, причастных к правонарушению, которое осуществлено Департаментов культурного наследия г.Москвы, находящемуся по адресу: г.Москва, ул.Пятницкая, дом 19, который относится к юрисдикции Замоскворецкого районного суда г.Москвы, рассмотревшего данное дело, ссылки в жалобе на нарушение правил территориальной подсудности подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает административный штраф в значительном размере.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия, и конкретных обстоятельств, степени общественной опасности содеянного, имущественного положения юридического лица, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует принципам дифференцированности, законности, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, является минимальным.
Оснований для признания назначенного обществу наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не имеется.
Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание, в рамках настоящего дела не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением по правилам ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела и порядок рассмотрения дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 12 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Стройинвестпроект" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.