Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Агроторг" Ефимова С.Н. на постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 21 декабря 2020 года, которым ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, "УСТАНОВИЛ:
22 октября 2020 года начальником отдела по вопросам торговли и услуг управы района Вешняки города Москвы составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг".
Дело передано на рассмотрение в Перовский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Агроторг" просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указывая, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина ООО "Агроторг" не доказана, Обществом были предприняты все необходимые меры соблюдения требований режима повышенной готовности: изданы локальные акты об обязательном использовании средств индивидуальной защиты, которые в достаточном количестве выданы сотрудникам ООО "Агроторг"; проверка, осуществленная органом муниципального контроля, произведена с грубым нарушением установленных требований, предусмотренных Федеральным законом N 294-ФЗ; законный представитель Общества не был извещен о времени и месте составления протокола об административной правонарушении
В судебном заседании защитник ООО "Агроторг" Ефимов С.Н. жалобу поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и представленных возражений, выслушав объяснения защитника ООО "Агроторг", не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Законом г. Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" (далее - Устав города Москвы) установлены полномочия Мэра Москвы.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 Устава города Москвы в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей города Москвы, нормальному функционированию систем жизнеобеспечения города Москвы, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ) в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-NCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности (п. 1 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ).
Пунктом 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ утверждены Требования к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащие применению с 12 мая 2020 г. (Приложение 6 к настоящему указу).
В соответствии с пп. 2.2.1 и 2.2.2 Требований к организации деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении которой не принято (отменено) решение о приостановлении посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), где осуществляется деятельность таких организаций и индивидуальных предпринимателей (Приложение N 6 к Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" в редакции от 22.06.2020), с 12 мая 2020 г. работодатели обязаны соблюдать следующие требования: использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и (или) территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц; использование средств индивидуальной защиты рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования, в том числе лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи, а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц, в том числе дверными ручками, поручнями, иными подобными предметами.
Как установлено судьей и следует из материалов дела, * года в * час. * мин. ООО "Агроторг" по адресу: *, при осуществлении торговой деятельности в магазине "*", не обеспечило соблюдение работниками магазина на рабочих местах, режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", а именно: сотрудники продуктового магазина в торговом зале находились без средств индивидульной защиты, нарушив тем самым режим использования средств индивидуальной защиты.
Действия ООО "Агроторг" квалифицированы по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Агроторг" в совершении административного правонарушения подтверждаются; протоколом осмотра; протоколом об административном правонарушении; выпиской из ЕГРЮЛ; фото- и видеоматериалами, иными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Агроторг" составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем протокол отвечает требованиям о допустимости доказательств по делу.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Приведенные доказательства судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Исходя из приведенных норм действующего законодательства, установленных фактических обстоятельств не обеспечения Обществом соблюдения работником магазина на рабочем месте режима использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, в нарушение пункта 5 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", судья районного суда правильно установил, что у ООО "Агроторг" имелась возможность для соблюдения правил при введении режима повышенной готовности на территории г. Москвы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оснований не согласиться с выводом судьи не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеприведенных требований Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности".
Ссылка в жалобе на допущенные должностным лицом Управы нарушения порядка проведения проверки нельзя признать состоятельным, учитывая, что в отношении ООО "Агроторг" проверка, предусмотренная Федеральным законом 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", требующая вынесения распоряжения о назначении проведения проверки и уведомления прокурора, не проводилась.
Административное правонарушение выявлено в рамках проверки исполнения требования Указа Мера Москвы N 12-УМ от 05 марта 2020 г. о принятии мер, в том числе юридическими лицами, по недопущению распространения короновирусной инфекции.
Административное правонарушение выявлено должностным лицом Управы района Вешняки г. Москвы в рамках предоставленного ему п. 1.2.5 Указа Мэра Москвы от 04.04.2020 N 40-УМ и распоряжения Главы Управы района Вешняки г. Москвы от 10 апреля 2020 г. на составление протоколов об административном правонарушении при выявлении фактов не обеспечения соблюдения требований режима повышенной готовности в городе Москве.
Ссылка в жалобе на незаконное составление протокола об административном правонарушении должностным лицом без извещения законного представителя ООО "Агроторг", также не может быть признана состоятельной.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении Общество извещалось должностным лицом надлежащим образом, что подтверждается почтовым идентификатором о вручении 06 октября 2020 года (л.д.12) определения о возбуждении дела об административном производстве, в котором определена дата составления протокола.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины ООО "Агроторг" в совершении вмененного административного правонарушения, материалы дела не содержат. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Ссылка заявителя на то, что судом неполно и необъективно исследованы материалы дела, не установлены все обстоятельства по делу, вина ООО "Агроторг" не доказана, является несостоятельной. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "Агроторг" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей назначено ООО "Агроторг" в пределах санкции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого является нарушение общественной безопасности при чрезвычайной ситуации, применено судьей с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в данном случае не установлено.
Доказательств невозможности исполнения назначенного Обществу наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на юридическое лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
Законных оснований для замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, вопреки доводу жалобы, не имеется.
В случае невозможности уплаты административного штрафа в установленный срок, ООО "Агроторг" не лишено возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление судьи Перовского районного суда г. Москвы от 21 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг", оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.