Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием Дарочкина А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дарочкина А.Г. на постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 3 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Дарочкина ***, УСТАНОВИЛ:
3 февраля 2021 года участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Академическому району города Москвы в отношении Дарочкина А.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Гагаринский районный суд города Москвы по месту выявления административного правонарушения.
Постановлением судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 3 февраля 2021 года Дарочкин А.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на срок 7 (семь) суток.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Дарочкин А.Г. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, ссылается на то, что он не участвовал в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивал, что подтверждается доказательствами, приобщёнными к материалам дела; дело неправомерно рассмотрено судьёй районного суда без допроса в качестве свидетелей сотрудников полиции Ш*** Д.В. и Т*** Р.В, а также без участия стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, что свидетельствует о нарушении принципа равноправия и состязательности сторон; в ходе рассмотрения дела были нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебном заседании Дарочкин А.Г. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав Дарочкина А.Г, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ наступает за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
В соответствии с ч. 8 ст. 8 Закона г. Москвы от 04.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон г. Москвы от 04.04.2007 N 10) орган исполнительной власти города Москвы рассматривает уведомление о проведении публичного мероприятия в течение трёх рабочих дней со дня его получения.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Согласно материалам дела, 2 февраля 2021 года в период времени с 22 часов 00 минут до 00 час 30 минут 3 февраля 2021 года в центральной части города Москвы, в том числе в районе дома 27 по улице Петровка, состоялось проведение несогласованного с органом исполнительной власти города Москвы массового публичного мероприятия в форме митинга с количеством участников около 800 человек, которые скандировали лозунги общественно-политического характера. Своими действиями указанные граждане создавали помехи движению пешеходов, перегораживая проход по улице Петровка, вынуждая пешеходов менять свой маршрут.
В целях информирования граждан, в том числе граждан, желающих принять участие в данном публичном мероприятии, в сети "Интернет" на общедоступном сайте ГУ МВД России по г. Москве, а также в средствах массовой информации предварительно были размещены официальные предупреждения о том, что публичное массовое мероприятие 2 февраля 2021 года в центральной части города Москвы не согласовано с органом исполнительной власти города Москвы и участие в нём незаконно.
Кроме того, непосредственно во время проведения указанного мероприятия сотрудниками полиции до сведения его участников доводилась информация о его несогласованности с органом власти города Москвы.
Одним из участников публичного мероприятия являлся Дарочкин А.Г, который скандировал лозунги общественно-политического характера, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал, нарушив тем самым требования Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ.
Приведённые обстоятельства указывают на наличие в действиях Дарочкина А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Дарочкина А.Г. подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 3 февраля 2021 года; рапортами сотрудников полиции Т*** Р.В. и Ш*** Д.В, а также их письменными объяснениями; протоколом об административном задержании от 2 февраля 2021 года; сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Дарочкина А.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьёй районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что Дарочкин А.Г. не участвовал в публичном мероприятии, лозунги не выкрикивал, проверялся судьёй районного суда при рассмотрении дела и правильно был признан несостоятельным, поскольку он опровергается приведёнными выше доказательствами. Так, из последовательных, непротиворечивых сведений, изложенных в рапортах сотрудников полиции Т*** Р.В. и Ш*** Д.В, а также их письменных объяснений следует, что Дарочкин А.Г. в период времени с 22 часов 00 минут 2 февраля 2021 года по 00 час 30 минут 3 февраля 2021 года принял участие с несогласованном с органом исполнительной власти публичном мероприятии в форме митинга с количеством участников около 800 человек, которые создавали помехи движению пешеходов, выкрикивали лозунги общественно-политического характера, на неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий не реагировал, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ.
При этом сотрудники полиции Т*** Р.В. и Ш*** Д.В. предупреждались об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, ранее с Дарочкиным А.Г. знакомы не были, какие-либо данные о наличии причин для оговора последнего с их стороны отсутствуют, в связи с чем суд обоснованно признал сведения, сообщённые ими, достоверными.
Приобщённые Дарочкиным А.Г. к материалам дела доказательства не свидетельствуют в его невиновности в совершении административного правонарушения, поскольку его выступление в клубе *** 2 февраля 2021 года в 19 часов 30 минут не исключает возможность его участия в публичном мероприятии в период с 22 часов 00 минут 2 февраля 2021 года до 00 часов 30 минут 3 февраля 2021 года; заказ такси, осуществлённый с неустановленного телефона, отменён. Объективных доказательств произведения оплаты в кафе именно Дарочкиным А.Г. не представлено.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Дарочкина А.Г, в связи с чем отсутствие среди них показаний сотрудников полиции Ш*** Д.В. и Т*** Р.В, а также других лиц, о допросе которых при рассмотрении дела судьёй районного суда ходатайств в порядке ст. 24.4 КоАП РФ Дарочкин А.Г. не заявлял, не влияет на законность обжалуемого судебного акта.
Равным образом является несостоятельным утверждение заявителя о необеспечении исполнения принципа состязательности сторон, рассмотрении дела судьёй районного суда в отсутствии лица, поддерживающего обвинение.
Согласно статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
В соответствии с разъяснением, содержащемся в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не является участником производства по делам об административных правонарушениях.
На основании ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершённом несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбуждённого по инициативе прокурора. Участие прокурора при рассмотрении иных дел об административных правонарушениях нормами КоАП РФ не предусмотрено.
Нарушений Конституции РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также норм КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Дарочкина А.Г, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи районного суда, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности Дарочкина А.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, судья районного суда пришёл на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется.
Неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Дарочкина А.Г, также не усматривается. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению Дарочкину А.Г, судья районного суда в полной мере учёл все имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, характеризующие как само административное правонарушение, так и личность правонарушителя.
Административное наказание в виде административного ареста, предусмотренное санкцией ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, назначено Дарочкину А.Г. в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.9 и 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Дарочкина А.Г. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 3 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 61 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Дарочкина *** оставить без изменения, жалобу Дарочкина А.Г. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.