Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Журавлева В.Н., поданной в интересах Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее ФГП ВО ЖДТ России) на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве Толокнова К.В. N77/4-41-20-ППР/12-9902-И/002N-586 от 16.03.2020, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 10.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФГП ВО ЖДТ России, УСТАНОВИЛ:
27.12.2019 заместителем Московско-Курского транспортного прокурора возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ФГП ВО ЖДТ России.
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве Толокнова К.В. N77/4-41-20-ППР/12-9902-И/002N-586 от 16.03.2020 ФГП ВО ЖДТ России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 115000 руб.
Решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 10.11.2020, указанное постановление изменено, из объема предъявленного ФГП ВО ЖДТ России обвинения исключены эпизоды, связанные с допуском к работе стрелка Полежаева В.Е. и водителя Савченко О.Ф. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Журавлева В.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Журавлев В.Н. просит отменить указанные выше постановление должностного лица, решение судьи и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действия ФГП ВО ЖДТ России состава административного правонарушения.
Законный представитель ФГП ВО ЖДТ России надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, направил защитника Журавлева В.Н, который доводы жалобы поддержал.
Московско-Курский транспортный прокурор надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Руководствуясь положениями ст.25.11 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения защитника Журавлева В.Н, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения.
Частью 3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.
Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать за счет собственных средств проведение, в частности, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.
В силу частей 1, 4, 7, 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда", действовавшим на момент выявления правонарушения, были утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).
В Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы, связанные с у правлением наземными транспортными средствами и работы в военизированной охране, службах спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение (пункты 7 и 27 Перечня, приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н).
В соответствии с п.2, 4, 7 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:
Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее - предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (далее - медицинские организации).
Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр (далее - направление), выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
В соответствии с п.12 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.
Положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной 18.10.2019 Московско-Курской транспортной прокуратурой в Объединенном Московском отряде вневедомственной охраны - филиале ФГП ВО ЖДТ России на Московской железной дороге (юридический адрес г.Москва, ул.Госпитальная, д.4а, стр.1) установлено, что данное предприятие, в нарушение ч.2 ст.212, ч.ч. 1, 4 ст. 213 Трудового Кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (в актуальной на момент выявления правонарушения редакции) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах, вредными и (или) опасными условиями труда", допустило к трудовой деятельности работников, без прохождения периодических медицинских осмотров, в т.ч.:
- согласно графику медицинского освидетельствования работников стрелковой команды станции "Люблино", утвержденного 29.12.2018, стрелок стрелковой команды станции "Люблино" Марфин В.В. должен был пройти периодический медицинский осмотр не позднее 01.06.2019, однако фактически медицинский осмотр был пройден им 04.06.2019, при этом согласно табелю учета рабочего времени за июнь 2019 года Марфин В.В. был допущен работодателем к работе без прохождения периодического медицинского осмотра в течение 1 рабочего дня;
- согласно графику медицинского освидетельствования работников стрелковой команды станции "Люблино", утвержденного 29.12.2018, стрелок стрелковой команды станции "Люблино" Согрина И.В. должна была пройти периодический медицинский осмотр не позднее 24.09.2019, однако фактически медицинский осмотр был пройден ею 27.09.2019, при этом согласно табелю учета рабочего времени за сентябрь 2019 года Согрина И.В. была допущена работодателем к работе без прохождения периодического медицинского осмотра в течение 2 рабочих дней;
- согласно графику медицинского освидетельствования работников стрелковой команды станции "Люблино", утвержденного 29.12.2018, стрелок стрелковой команды станции "Люблино" Шевляков С.М. должен был пройти периодический медицинский осмотр не позднее 07.08.2019, однако фактически медицинский осмотр был пройден им лишь 26.08.2019, при этом согласно табелю учета рабочего времени и расчету оплаты труда сотрудников стрелковой команды станции "Люблино" за август 2019 года Шевляков С.М. был допущен работодателем к работе без прохождения периодического медицинского осмотра в течение 10 рабочих дней;
- согласно графику медицинского освидетельствования работников стрелковой команды станции "Люблино", утвержденного 29.12.2018, стрелок стрелковой команды станции "Люблино" Романовский О.А. должен был пройти периодический медицинский осмотр не позднее 10.04.2019, однако фактически медицинский осмотр был пройден им 11.04.2019, при этом согласно табелю учета рабочего времени за апрель 2019 года Романовский О.А. был допущен к работе работодателем без прохождения периодического медицинского осмотра в течение 2 рабочих дней;
- у водителя автомобиля стрелковой команды станции "Люблино" Орлова С.Л. отсутствует заключение врача-нарколога при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров.
Действия ФГП ВО ЖДТ России квалифицированы по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина указанной организации подтверждаются собранными по делу доказательствами, оснований не доверять которым не имеется, а именно: постановлением заместителя Московско-Курского транспортного прокурора от 27.12.2019 о возбуждении в отношении ФГП ВО ЖДТ России дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ ; актом проверки от 18.10.2019, где зафиксированы выявленные нарушения; уставом ФГП ВО ЖДТ России, утвержденным приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26 сентября 2018 года N 339; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ФГП ВО ЖДТ России; графиком медицинского освидетельствования работников стрелковой команды станции "Люблино", утвержденным 29.12.2018 начальником ОМО ВО - структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на МЖД; табелями учета рабочего времени и расчета оплаты труда на работников Марфина В.В, Согриной И.В, Шевлякова С.М, Романовского О.А, Орлова С.Л, согласно которым, данные работники были допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров, иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом, судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом, судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы должностного лица, судьи о виновности ФГП ВО ЖДТ России в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении настоящего дела. Не согласиться выводами должностного лица, судьи районного суда оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГП ВО ЖДТ России имелась возможность для соблюдения организацией законодательства о труде, за нарушение которого ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу ФГП ВО ЖДТ России материалы дела не содержат.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.
Доводы жалобы о том, что суд при рассмотрении жалобы не учел, что ФГП ВО ЖДТ России не могло быть привлечено к ответственности за совершение вмененных ему действий, так как ежегодное прохождение периодических медицинских осмотров названных выше сотрудников предприятия было обеспечено, при этом число и месяц прохождения медицинского осмотра в течение года значения не имеют, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ином толковании закона.
Как уже было отмечено выше, пунктом 7 Перечня, приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (действовавшего на момент выявления правонарушения), предусмотрено, что периодичность прохождения работниками военизированной охраны, служб спецсвязи, аппарата инкассации, банковских структур, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение, периодического медицинского осмотра составляет 1 раз в год.
По смыслу положений ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, Приложения 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н (действовавшего на момент выявления правонарушения), отсчет периодичности прохождения медосмотров следует исчислять не произвольно в течении года, а с даты приема работника на работу (допуска к работе), поскольку основанием для допуска работника с вредными и (или) опасными условиями труда к исполнению трудовых обязанностей является факт успешного прохождения работником обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра.
Поведение периодического медицинского осмотра по истечении 1 года с момента приема на работу (фактического допуска к работе с вредными и опасными условиями труда), является нарушением требований вышеназванного законодательства РФ и является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Утверждение защиты о необязательности исполнения графика медицинского освидетельствования работников стрелковой команды ФГП ВО ЖДТ России, не могут быть приняты во внимание, поскольку представленный в деле график содержит себе данные о датах очередного прохождения медицинских освидетельствований работников предприятия. Данный график утвержден начальником Объединенного Московского отряда Филиала ФГП ВО ЖДТ России на МЖД, и содержит в себе достоверную юридически важную информацию о датах прохождения периодических медицинских освидетельствований работников.
В этой связи действия ФГП ВО ЖДТ России правомерно квалифицированы как допуск работников к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров.
Административное наказание назначено ФГП ВО ЖДТ России в пределах санкции ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере реализации трудовых прав граждан и единого порядка регулирования отношений между работником и работодателем, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Выводы должностного лица административного органа по мере назначенного ФГП ВО ЖДТ России наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в г.Москве Толокнова К.В. N77/4-41-20-ППР/12-9902-И/002N-586 от 16.03.2020 в учетом изменений, внесенных решением судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 10.11.2020, решение судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 10.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ФГП ВО ЖДТ России, оставить без изменения, жалобу защитника Журавлева В.Н. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.