Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Батялова В.А, при секретаре Кощеевой Р.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Постаногова М.В. о признании недействующим в части пункта 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25 декабря 2015 N 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1 ноября 2018 N 293-ПК), по апелляционной жалобе Постаногова М.В. на решение Пермского краевого суда от 20 января 2021 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя административного истца ФИО11 возражения представителя Законодательного собрания Пермского края ФИО12 заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО13, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" принят Законодательным Собранием Пермского края 10 декабря 2015 года, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 декабря 2015 года и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 1, часть 1 от 13 января 2016 года. Нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2017 года.
Законом Пермского края от 1 ноября 2018 года N 293-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" статья 2 Закона Пермского края от 25 декабря 2015 года N 589-ПК изложена в новой редакции, действующей до настоящего времени, согласно которой для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 300 л.с. (свыше 220, 65 кВт) до пяти лет включительно с года выпуска транспортного средства ставка транспортного налога составляет 135 руб. с каждой лошадиной силы.
Закон Пермского края от 1 ноября 2018 года N 293-ПК опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 ноября 2018 года и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 43 от 5 ноября 2018 года. Нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2019 года.
Постаногов М.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1.10 статьи 2 Закона Пермского края от 25 декабря 2015 N 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1.11.2018 N 293-ПК) в части, устанавливающей ставку транспортного налога для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 300 л.с, указав, что на его имя зарегистрирован легковой автомобиль, он является плательщиком транспортного налога, оспариваемыми положениями нормативного правового акта на него возложена обязанность по уплате налога в размере, не соответствующем пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Считает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт носит дискриминационный характер, поскольку устанавливает разные ставки транспортного налога от 90 до 135 руб. за одну лошадиную силу для владельцев легковых автомобилей с двигателем мощностью более 250 лошадиных сил.
Решением Пермского краевого суда от 20 января 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, ссылаясь на то, что судом не дана оценка доводам о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Законодательным Собранием Пермского края, а также участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу статей 14 и 356 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ.
Проанализировав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Закон Пермского края N 589-ПК, а также последующие изменения в статью 2 приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Пермского края, уполномоченным на то государственным органом - Законодательным Собранием Пермского края, с соблюдением требований к форме и порядку принятия, введения в действие, регистрации и опубликования. При этом ни административное исковое заявление, ни апелляционная жалоба в этой части каких-либо доводов не содержит.
Пункт 1 статьи 361 НК РФ предусматривает, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, предусмотренных пунктом 1 статьи 361 НК РФ.
Для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183, 9 кВт) такая налоговая ставка установлена в размере 15 руб.
В то же время пункт 2 статьи 361 НК РФ предоставляет региональному законодателю право увеличить (уменьшить) налоговые ставки, указанные в пункте 1 статьи 361 НК РФ, но не более чем в десять раз. Данное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110, 33 кВт.) включительно.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (пункт 3 статьи 361 НК РФ).
Статьей 2 Закона Пермского края N 589-ПК (в редакции Закона Пермского края от 1 ноября 2018 года N 293-ПК) установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства, а также количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства: в частности, для автомобиля легкового с мощностью двигателя свыше 300 л.с. (свыше 220, 65 кВт) до пяти лет включительно с года выпуска транспортного средства ставка транспортного налога составляет 135 рублей с каждой лошадиной силы (п.п.1.10).
Как верно установилсуд первой инстанции, установленные налоговые ставки не превышают допустимого максимального десятикратного размера от налоговой ставки, установленной федеральным законодателем (максимальный предел ставки налога по автомобилям легковым с мощностью двигателя свыше 250 л.с. составляет 150 рублей), поэтому основания для признания оспариваемой правовой нормы недействующей отсутствуют. Поводов не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Позиция апеллянта о том, что поскольку ставки транспортного налога определены в пункте 1 статьи 361 НК РФ, то оспариваемая норма противоречит абзацу 3 пункта 3 статьи 12 НК РФ, так как федеральным законодателем установлено пять дифференцированных вариантов объекта налогообложения и пять базовых размеров ставок транспортного средства, обусловленных конкретной мощностью транспортного средства, а законодатель Пермского края вышел за пределы предоставленных ему полномочий, разделив объект налогообложения автомобиль с мощностью двигателя свыше 250 л.с, по мощности двигателя на три категории, судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, только такие элементы налогообложения как: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.
В рассматриваемом случае налоговые ставки установлены пунктом 1 статьи 361 НК РФ, но при этом пунктами 2 и 3 указанной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) этих ставок законами субъектов Российской Федерации, а также их дифференциация по установленным критериям.
Законодатель Пермского края воспользовался предоставленным ему полномочием, поэтому в данной части статья 2 Закона Пермского края N 589-ПК вопреки утверждению административного истца положениям Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Мощность двигателя автомобиля не является признаком объекта налогообложения, а является критерием деления налоговых ставок на группы в соответствии с правом, предоставленным законодателю субъекта Российской Федерации пунктом 1 статьи 361 НК РФ. На это же указывает и расположение таблицы, содержащей деление автомобилей на категории по мощности двигателя, в статье с наименованием "Налоговые ставки", а не в статье "Объект налогообложения".
Таким образом, налоговые ставки по транспортному налогу, установленные законодательством Пермского края, дифференцированы в зависимости от объекта налогообложения, что не противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах, допустимо нормами действующего федерального законодательства, основаны на объективном показателе, как мощность двигателя автомобиля, определяющая, в частности, стоимость автомобиля и расходы на его содержание.
Доводы апелляционной жалобы, которые фактически сводятся к несогласию с размером установленной ставки с указанием на то, что в нарушение пункта 3 статьи 3 НК РФ, установленная оспариваемым Законом налоговая ставка в размере 135 руб. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л.с, не имеет экономического обоснования, нельзя признать убедительными.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 декабря 2004 года N 451-О указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 НК РФ). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 НК РФ.
Транспортный налог, установленный федеральным законодателем, имеет экономическое основание, поскольку направлен на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также затрат на управление дорожным хозяйством, исходя из уровня воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования (определение Конституционного суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О).
Введенный Законом Пермского края от 1 ноября 2018 года N 293-ПК транспортный налог имеет экономическое обоснование, содержащееся в пояснительной записке к проекту данного закона и финансово-экономическом обосновании проекта закона, внесенного группой депутатов 31 августа 2018 года. Экономическое обоснование налоговых ставок обсуждалось на заседании Законодательного Собрания Пермского края 20 сентября 2018 года, в которых указано, что поступления от транспортного налога является существенным источником дохода бюджета, изменения предлагаются в целях снижения размера налога для значительной доли легковых автомобилей до 200 л.с, реализации налогового потенциала по налоговой нагрузке на автомобили с мощностью более 200 л.с. с целью обеспечения более плавного изменения нагрузки между категориями транспортных средств, а также в целях выравнивания нагрузки на владельцев легковых автомобилей разных возрастов, что обеспечит снижение задолженности по уплате налога, и существенным образом скажется на доходной части бюджета.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование.
При установлении транспортного налога Законодательное Собрание Пермского края воспользовалось предоставленным пунктом 2 статьей 361 НК РФ правом увеличить налоговые ставки, в размере, не превышающем установленные федеральным законодателем рамки.
Из положений оспариваемой нормы регионального Закона не усматривается дифференциации ставок транспортного налога и налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Оснований полагать, что статья 2 Закона края имеет дискриминационный характер и приводит к различному применению транспортного налога, исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев, также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Установив, что оспариваемое заявителем положение Закона органом, имеющим в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации право издавать подобного рода акты; порядок издания Закона соблюден; права налогоплательщиков не ограничены, содержание обязанностей налогоплательщиков не изменено; объект налогообложения, соответствует пункту 1 статьи 358 данного Федерального закона; налоговая база определяется исходя из требований части 1 статьи 359 НК РФ, то есть, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; дифференциация налоговой ставки проведена в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства, при этом размер налоговой ставки увеличен в пределах допустимых пунктом 2 статьи 361 НК РФ размеров ставок, то есть федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания его недействующим.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 20 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Постногова М.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.