Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу Токарева Дмитрия Борисовича на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 июня 2020 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 2 сентября 2020 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренном частями 1 и 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 июня 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 2 сентября 2020 года, Токарев Д.Б. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию с применением части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 25000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Токарев Д.Б. выражает несогласие с вынесенными судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Потерпевшая ФИО3, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче вышеуказанной жалобы, представила возражения на данную жалобу, в которой просит состоявшиеся в отношении Токарева Д.Б. судебные решения оставить без изменения, а жалобу Токарева Д.Б. - без удовлетворения.
Потерпевшие ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, уведомленные в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о подаче вышеуказанной жалобы в установленный срок свои возражения на данную жалобу не представили.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов не имеется.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
В соответствии с данным Федеральным законом единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения.
Согласно пункта 1.5 Правил дорожного движения участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Как следует из пункта 10.1 Правил дорожного движения, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч (п. 10.2 Правил дорожного движения).
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 13 августа 2019 года в 12 часов 50 минут Токарев Д.Б, управляя автомобилем "Форд 222708", государственный регистрационный знак N, при движении по проспекту Ленина со стороны ул. Сорокина в сторону ул. Гомельская в г.Орске в нарушение пунктом 1.3, 1.5, 10.1, 10.2 Правил дорожного движения в районе дома N93 "б" по пр. Ленина, двигаясь со скоростью 69, 3 км/ч, при возникновении опасности для движения, располагая технической возможностью предотвратить столкновение путем применения торможения в заданный момент, не принял возможные меры к снижению скорости, вплоть до полной остановки транспортного средства и допустил столкновение с автомобилем "Фиат Дукато", государственный регистрационный знак N, в результате чего пассажирами транспортного средства "Форд 222708" ФИО3, ФИО6 получены повреждения, повлекшие причинение средней тяжести вреда их здоровью, а пассажирами ФИО8 и ФИО9 - телесные повреждения, повлекшие причинение легкого вреда их здоровью, тем самым совершил административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предыдущими судебными инстанциями в подтверждение, что Токаревым Д.Б. совершены административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N 56 ВА 815970 об административном правонарушении от 13 апреля 2020 года; протокол осмотра места совершения административного правонарушения от 13 августа 2019 года; схема места совершения административного правонарушения; фототаблица; письменные объяснения Токарева Д.Б.; ФИО4; ФИО8, ФИО10, ФИО11, ФИО3, ФИО9, ФИО12, ФИО13 и показания указанных лиц, данные в суде первой инстанции; показания ФИО4, данные в Оренбургском областном суде; заключение автотехнической экспертизы от 14 февраля 2020 года; видеозапись дорожно-транспортного происшествия.
Данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Токарева Д.Б. в совершении данных административных правонарушений.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дана объективная правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным должностным лицом, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражаются в нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение легкого вреда здоровью потерпевшего и причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
Управляя транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, Токарев Д.Б. осознавал либо должен был осознавать противоправный характер своих действий, предвидеть возможность наступления вредных последствий. Управление транспортным средством создает повышенную опасность для окружающих, поэтому движение транспортного средства должно находиться под постоянным контролем водителя, который обязан выполнять все требования Правил дорожного движения, позволяющие при возникновении опасности предпринять необходимые меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Являясь участником дорожного движения, управляющим транспортным средством, Токарев Д.Б. должен был максимально внимательно относиться к дорожной обстановке и соблюдать предъявляемые к водителям транспортных средств требования Правил дорожного движения, которые он, тем не менее, нарушил.
Степень тяжести вреда, причиненного здоровью, потерпевшим ФИО3, ФИО6, ФИО8, ФИО9 определена на основании заключений экспертов от N 3303 от 10 января 2020 года, N 114 от 30 января 2020 года, N 2421 от 05 ноября 2019 года, N 320 от 05 февраля 2020 года.
Данным заключениям эксперта судебными инстанциями дана правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в совокупности с иными доказательствами по настоящему делу.
Оценив представленные доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что причинение легкого вреда здоровью и причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшим находится в причинно - следственной связи с действиями водителя Токарева Д.Б, нарушившего пункты 1.3, 1.5, 10.1, 10.2 Правил дорожного движения.
Вина второго участника дорожно-транспортного происшествия, вопреки доводам жалобы, не подлежит обсуждению в рамках данного дела, поскольку по смыслу статей 25.1, 26.1, 29.10 названного Кодекса, судья разрешает вопрос о наличии вины в совершении административного правонарушения, исключительно в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности по рассматриваемому делу.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу сводятся к переоценке представленных по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и правовой оценки предыдущих судебных инстанций, и установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельств, и не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Не может повлечь отмену обжалуемых судебных актов довод кассационной жалобы о том, что предыдущими судебными инстанциями нарушены правила оценки доказательств, поскольку данный довод опровергается содержанием постановления районного судьи, вынесенного при рассмотрении дела об административном правонарушении, и содержанием решения судьи областного суда, вынесенного при рассмотрении жалобы на постановление районного судьи, в которых, исходя из положений статьи 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяемых во взаимосвязи, отражены результаты оценки доказательств и приведены мотивы, по которым заключение автотехнической экспертизы N 5Э/61 от 14 февраля 2020 года принято в качестве обоснования выводов суда, а заключение автотехнической экспертизы N 071г/2020 от 19 июня 2020 года отвергнуто, а также приведены основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Административное наказание Токареву Д.Б. назначено с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, имущественного положения, в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей более строгое административное наказание, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 29 июня 2020 года и решение судьи Оренбургского областного суда от 2 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Токарева Дмитрия Борисовича по делу об административных правонарушениях, предусмотренном частями 1 и 2 статьи12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Токарева Дмитрия Борисовича оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.