Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Тимохина И.В. и Трескуновой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Зиатдиновой Р.М, поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 20 февраля 2021 года, на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года по административному делу N 3а-557/2020 по административному исковому заявлению Заитдиновой Р.М. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Зиатдиновой Р.М, возражения представителя административного ответчика Рыбакова С.А, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета муниципального образования "Лаишевский муниципальный район" от 16 февраля 2018 года N 5-РС утверждено Положение о порядке первоочередного предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - Положение).
Данное Положение регулирует порядок первоочередного предоставления инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан" и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Находя названное Положение незаконным, Заитдинова Р.М. оспорила его в судебном порядке.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 сентября 2020 года административный иск удовлетворен частично, признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункт 1 пункта 2.1, абзацы третий и пятый пункта 3.1 Положения. В остальной части в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Заитдинова Р.М. просит судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие у административного ответчика полномочий на принятие решений, касающихся реализации прав инвалидов. По мнению административного ответчика, вопросы социального обеспечения данной категории лиц находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом
от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 названного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относиться владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Земельного кодекса Республики Татарстан к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится принятие решений о предоставлении земельных участков в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Частично удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что к компетенции муниципального образования "Лаишевский муниципальный район Республики Татарстан" относится распоряжение земельными участками, находящимися в собственности данного муниципального образования, в связи с чем пришли к правильному выводу о наличии у административного ответчика полномочий по принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Вопреки утверждению автора кассационной жалобы, рассматриваемое Положение не регулирует вопросы предоставления социальных гарантий инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, а определяет порядок первоочередного предоставления земельных участков указанной категории граждан, исходя из предоставленных законом полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности муниципального района.
Учитывая соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также правильное применение норм материального и процессуального права, оснований для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 22 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Заитдиновой Р.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено
20 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.