Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Новожениной О.Р. и Тимохина И.В.
рассмотрела кассационную жалобу Волчкова М.Ю, поданную в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 1 марта 2021 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 августа 2020 года по административному делу
N 2а-452/2020 по административному исковому заявлению Волчкова М.Ю. об оспаривании решения Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волчков М.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в браке с Волчковой В.Ю, супруги имеют двух детей - Волчкову А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11) и Волчкову В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 12).
С 24 апреля 2012 года семья Волчкова М.Ю. являлась участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, а также подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Подпрограмма).
В целях актуализации сведений о молодых семьях 23 мая 2016 года Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) направила в адрес Волчкова М.Ю. уведомление о необходимости обновления документов, представленных для участия в Подпрограмме (л.д. 36, 37).
При этом доказательства направления указанного уведомления административному истцу в материалах дела отсутствуют.
В связи с непредставлением запрашиваемых документов, решением
от 31 августа 2016 года Администрация исключила семью
Волчкова М.Ю. из числа участников Подпрограммы (далее - решение
от 31 августа 2016 года, л.д. 35).
Находя указанное решение незаконным, Волчков М.Ю. оспорил его в судебном порядке.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года административный иск удовлетворен, решение
от 31 августа 2016 года признанно незаконным, на Администрацию возложена обязанность восстановить Волчкова М.Ю. в списке участников Подпрограммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 31 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено в части в возложения обязанности восстановить Волчкова М.Ю. в списке участников Подпрограммы. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Волчков М.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения частично допущены судом апелляционной инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, которая предусматривала подпрограмму "Обеспечение жильём молодых семей".
В целях реализации государственной жилищной политики в Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан
от 31 декабря 2014 года N 686 "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" (в ранее действующей редакции от 6 июля 2016 года) утвержден Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в Республике Башкортостан (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.6. Порядка участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Госстроем Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка;
в) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 1.16 Порядка, в целях актуализации сведений о молодых семьях - участниках Подпрограммы администрации муниципальных образований Республики Башкортостан в срок до 1 августа 2016 года организуют работу по уведомлению молодых семей - участников Подпрограммы о необходимости представления документов, определенных подпунктами "б" - "д" пункта 4.1 или подпунктами "б" - "з" пункта 4.1.1 Порядка, а также по проверке этих документов.
Уведомление молодых семей должно осуществляться способом, позволяющим подтвердить факт и дату уведомления.
В случае непредставления молодой семьей в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан документов, определенных подпунктами "б" - "д" пункта 4.1 или подпунктами "б" - "з" пункта 4.1.1 Порядка, в течение одного месяца после уведомления администрация муниципального образования Республики Башкортостан вправе принять решение об исключении такой молодой семьи из числа участников Подпрограммы в порядке, предусмотренном разделом 5 Порядка.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 5.2 Порядка одним из оснований для исключения семьи (молодой семьи) из числа участников Подпрограммы являются превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Администрацией не предоставлены доказательства надлежащего уведомления Волчкова М.Ю. о необходимости предоставления запрашиваемых документов, в связи с чем пришел к правильному выводу о незаконности принятого решения от 31 августа 2016 года, возложив на административного ответчика обязанность восстановить Волчкова М.Ю. в списке участников Подпрограммы.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о признании оспариваемого решения незаконным, отказал в удовлетворении административного иска в части восстановления административного истца в списке участников Подпрограммы, ссылаясь на превышение Волчковым М.Ю. возраста 35 лет.
С указанным выводом суда в части отказа в восстановлении нарушенного права нельзя согласиться в силу следующего.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 приведенного выше Кодекса).
Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органов государственной власти суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие
установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Как установлено судебными инстанциями и подвержено материалами административного дела, основанием для исключения Волчкова М.Ю. из числа участников Подпрограммы послужило непредставление последним запрашиваемых Администрацией документов на основании пункта 1.16 Порядка.
Однако вопреки требованиям процессуального закона суд апелляционной инстанции, сославшись в обоснование своей позиции на превышение Волчковым М.Ю. возраста 35 лет на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, указал обстоятельство, не являвшееся предметом рассмотрения Администрации, чем фактически изменил основание принятия оспариваемого административным истцом решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 августа 2020 года в обжалуемой части подлежит отмене, а решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 31 августа 2020 года, которым отменено решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года в части определения способа восстановления нарушенного права Волчкова М.Ю, отменить.
Оставить в указанной данной части решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 8 июня 2020 года в силе.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 31 августа 2020 года оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.