Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Плеханова А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Соколовой ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от
18 июня 2020 года по гражданскому делу N 2-1449/2020 по иску Соколовой ФИО2 к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Соколова Д.А. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указано, что Соколова Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу "адрес", фактически проживает по адресу: "адрес" С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в зарегистрированном браке с ФИО2 В период брака у них родились дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 2015 года истица была принята Министерством образования и науки Республики Татарстан на учет нуждающихся в жилом помещении и включена в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получателей жилых помещений специализированного фонда в г.Казани. До настоящего времени благоустроенное жилое помещение истцу не предоставлено. Истица не имеет на праве собственности жилого помещения, пригодного для проживания, вследствие чего она с семьей вынуждена проживать в доме по договору найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", размер ежемесячной платы за которое составляет свыше 22000 руб. В связи с вышеуказанными обстоятельствами она обратилась в адрес ответчика с просьбой о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако требования не были удовлетворены.
Считает, что ответчик не реализовал в надлежащее время и в надлежащем порядке обязательства, возложенные нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечил надлежащей реализации прав и законных интересов истца по вопросам получения благоустроенного жилого помещения.
Истец просила обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Соколовой Д.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Вахитовского районного суда г.Казани от 16 марта
2020 года иск удовлетворен. Обязали Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Соколовой ФИО2 специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 312 от 4 мая 2013 года "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года решение Вахитовского районного суда г.Казани от 16 марта 2020 года по данному делу отменено и принято новое решение. В удовлетворении иска Соколовой ФИО2 к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда отказано.
В кассационной жалобе Соколова Д.А. просит отменить апелляционное определение, указывает, что она зарегистрирована и состоит на учете в г.Казани, проживает в г.Ижевске временно в связи с отсутствием жилого помещения для проживания в г.Казани, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
Ходатайство Министерства образования и науки Республики Татарстан об отложении судебного заседания в виду накладок судебных заседаний и невозможностью направить представителя для участия в судебном заседании, судебной коллегией оставлено без удовлетворения, поскольку перечисленные в ходатайстве обстоятельства в силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть признаны уважительными причинами для отложения рассмотрения кассационной жалобы заявителя.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что истец обладает статусом лица из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением статьи 1 Федерального закона Российской Федерации
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно решению Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12 мая 2015 года Соколова Д.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что
Соколова Д.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, зарегистрирована по месту жительства в г.Казани и временное проживание в ином городе не должно лишать права истца на получение жилого помещения по месту постановки на учет и включения в реестр в г.Казани, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Соколовой Д.А.
Суд апелляционной инстанции не согласился с такими выводами суда первой инстанции. Указал, что из объяснений истца в суде апелляционной инстанции следует что она с 7-летнего возраста постоянно проживает в г.Ижевск, до 2017 года - по месту жительства опекуна, с 2017 года - с супругом и детьми по адресу: "адрес". Удмуртская Республика является для истца и членов ее семьи постоянном местом жительства, в г.Казани истец родственников и знакомых не имеет, училась и работает в г.Ижевске.
В связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Соколовой Д.А.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции необоснованными по следующим основаниям.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 9 статьи 8 Федерального закона
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Татарстан от 12 января
2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые (являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, остановленном настоящим Законом (часть 1). Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту их жительства на территории Республики Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно подпункту 3 пункта 3.1 статьи 8 Федерального закона
от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 39 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления.
В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что смена места обеспечения возможна в случае, если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое подлежит обеспечению жилым помещением, включается в список по новому месту проживания в ином субъекте Российской Федерации.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Соколовой Д.А, суд апелляционной инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что зарегистрирована Соколова Д.А. по месту жительства в г.Казани, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, также в г.Казани, место жительства на территории г.Ижевска Удмуртской Республики носит временный характер, с заявлением об исключении ее из соответствующего списка в г.Казани и включении в список в г.Ижевске Соколова Д.А. не обращалась, несмотря на то, что указанный порядок носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Временное проживание Соколовой Д.А. на территории г.Ижевска Удмуртской Республики не может являться основанием для лишения ее права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, по месту постоянной регистрации и включения в вышеуказанный список в г.Казани Республики Татарстан.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права на основании пункта 3 части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июня 2020 года отменить, оставить в силе решение Вахитовского районного суда г.Казани от 16 марта 2020 года.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
А.Н.Плеханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.