Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Арзамасовой Л.В, с участием прокурора Тихоновой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 декабря 2020 г, по гражданскому делу N 2-1924/2020 по иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение детям, оставшимся без попечения родителей, по договору специализированного найма жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не усматривается, судебная коллегия
установила:
прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным иском в интересах ФИО1, указав, в ходе проведённой проверки по обращению ФИО1 установлено, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО1 - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО3 лишен родительских прав решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24.04.2013 года. ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования Оренбургский район по состоянию на 01.07.2020 года, где ее порядковый номер в списке 11.
На основании изложенного просил суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области устранить нарушения Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21.12.1996 года N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" путем предоставления жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по договору найма специализированного жилого помещения за счет средств бюджета Оренбургской области.
Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 декабря 2020 г, исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил:"Обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Оренбургской области по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, направить дело на новое рассмотрение в Оренбургский районный суд Оренбургской области.
Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области, ФИО1, Правительство Оренбургской области надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими - полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 той же статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Законом Оренбургской области от 18 марта 2013 года N 1420/408-V- 03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-V-03) государственные полномочия Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-O3 "О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области" (далее - Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 - IV-O3) жилые помещения для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (статья 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года N1347/285 -IV-O3).
В силу положений абзаца 2 части 1 статьи 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года N1420/408-7-03 жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что мать ФИО1 - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ее отец - ФИО3 лишен родительских прав на основании решения Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24.04.2013 года.
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургского области опекуном несовершеннолетней ФИО1 назначена ФИО4
ФИО1 включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в МО Оренбургский район под номером 51.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ достигла совершеннолетия, жилого помещения в собственности не имеет, как не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания, жилья по договору социального найма или закрепленного на ином праве, не имеет. На момент рассмотрения дела жилое помещение ей не предоставлено.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 06.07.2017 года следует, что за ФИО1 прав на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что ФИО1 является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет по данной категории в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла возраста 18 лет и до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суду не представлены данные, препятствующие ФИО1 в реализации указанного права, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований истца. Обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судами не допущены.
Доводы подателя жалобы о том, что Министерство социального развития следовало привлечь к участию в деле не в качестве третьего лица, а в качестве соответчика судом не принято во внимание, что разделены полномочия государственных и муниципальных органов в области социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и на момент обращения истца с заявлением о предоставлении жилого помещения, ответчиком в полном объеме освоены выделенные в 2020 г. денежные средства, отсутствуют доказательства нарушения ответчиком требований закона, выводов суда не опровергают и не являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кассационная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения и апелляционного определения.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 24 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 17 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.