Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 г, по гражданскому делу N 2-2417/2020 по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения участвующих посредством видеоконференц-связи ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан Докшиной Е.П, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что он, являясь сотрудником Федеральной противопожарной службы, на протяжении 6-ти лет состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (Протокол от 20 мая 2014 года N 7 ЕДСВ/14 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о постановке или отказе в постановке на учет для предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по Главному управлению МЧС России по Республике Башкортостан).
Он проживает в комнате по адресу: "адрес", общей площадью 17, 5 кв.м. По указанному адресу с сотрудником проживают члены его семьи: супруга - ФИО2 и трое несовершеннолетних детей: сын - ФИО3, дочь - ФИО4, дочь - ФИО5. Семья сотрудника из пяти человек обеспечена жилым помещением менее 15 кв.м на человека. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО6. Решением комиссии Главного управления МЧС по Республике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения N 65 ЕДСВ/20 от 03 февраля 2020 года он с членами семьи снят с учета для получения единовременной социальной выплаты, в соответствии с подпунктами "б" и "г" пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 369 от 24 апреля 2013 года, в связи с ухудшением ФИО1 и членами его семьи - супругой ФИО2 жилищных условий, а именно: отчуждением ими принадлежащих им по 1/3 и 1/5 доли в праве общей долевой собственности в жилых помещениях общей площадью 102, 5 кв.м. по адресу: "адрес" 107, 4 кв.м. по адресу: "адрес".
Однако отчуждение доли в 2009 году и переезд в г. Уфу в 2010 году до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ нельзя отнести к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доля супругой приобретена до вступления в брак с истцом. Доля супруги, равная 1/5, составляла лишь 21, 48 кв.м (107, 4 кв.м/ 5долей = 21, 48 кв.м). Также в данном доме супруга не проживала с 06 апреля 2010 года.
Комиссия ответчика, достоверно информированная о фактах отчуждения сотрудником доли в 2009 году и переезда в 2010 году в г. Уфу, в течении 6-и лет, а о факте отчуждения доли супругой в 2018 году в течении 2-х лет, оставляла истца на учете без каких-либо нареканий или замечаний.
На основании изложенного просил суд решение Территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по 11-му вопросу повестки дня в отношении ФИО1 (протокол от 03 февраля 2020 года N 65 ЕДСВ/20) признать незаконным и отменить, обязать ответчика Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан восстановить ФИО1 на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с членами семьи: супруга заявителя - ФИО2, сын - ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), дочь - ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), дочь - ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) - с даты подачи заявления о принятии на учет с 28 января 2014 года.
Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит суд отменить обжалуемые постановления, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его исковые требования.
ФИО2 надлежащим образом уведомлялась о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явилась. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом майор внутренней службы ФИО1, главный специалист отдела организации оперативной службы центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, имеющий выслугу лет на 01.02.2020 г. 16 лет 05 месяцев 00 дней, на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения состоит с 28.01.2014 (протокол от 20.05.2014 N 7 ЕДСВ/14) совместно с членами его семьи: супруга заявителя - ФИО2, сын - ФИО3 (9 лет), дочь - ФИО4 (3 года), дочь ФИО5 (3 года).
На момент постановки на учет, согласно справке о регистрации в жилом помещении площадью 17, 5 кв.м. по адресу: "адрес" зарегистрированы 3 человека: ФИО1, супруга истца - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности матери истца - ФИО6 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ N).
После постановки на учет родились дети: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С 19 апреля 2001 года по 06 апреля 2010 года ФИО1 был зарегистрирован по адресу: "адрес" совместно с отцом - ФИО7, матерью - ФИО8
Указанный жилой дом общей площадью 102, 5 кв.м. принадлежал по 1/3 доли истцу ФИО1, отцу - ФИО7, матери - ФИО1 Вопреки обязательству, ФИО1 сведений о ФИО1, чьим членом семьи он являлся не представил, в заявлении не указал.
ФИО1 снялся с регистрационного учета (29.03.2010) и 06 апреля 2010 года зарегистрировался по адресу: "адрес", общей площадью 17, 5 кв.м. (справка о регистрации N 608 от 23.01.2014, выданная МУП ЕРКЦ ГО г. Уфа РБ отделение "Спортивное").
Согласно выписке из ЕГРП N 02-00-4001/5001/2014-5835 от 09.04.2014 1/3 доли жилого дома по адресу: "адрес" принадлежала ФИО1 в период с 07.12.2004 по 04.12.2009. ФИО1 произвел отчуждение 1/3 доли 04.12.2009 года.
Согласно акту приватизации от 16.09.1997, оформлено право собственности на жилой дом общей площадью 107, 4 кв.м. по адресу: "адрес" членами семьи ФИО9 (в том числе1/5 доли супруги истца - ФИО10).
Согласно справке N 206 от 13.01.2014, выданной администрацией сельского поселения Раевский сельсовет муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан, супруга истца - ФИО2 с 13.06.2007 по 29.03.2010 была зарегистрирована по адресу: "адрес", общей площади 109, 4 кв.м, где являлась собственником 1/5 доли.
По указанному адресу были зарегистрированы: отец супруги - ФИО9, мать супруги - ФИО11, сестра супруги - ФИО12, сестра супруги - ФИО12
ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение 1/5 доли в праве общей долевой собственности по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской от 31.01.2019 N 02-00-4001/5001/2019-1355.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что действия истца по отчуждению 1/3 доли не могут быть расценены как намерение приобретения права на постановку на учет, т.к. они были совершены до вступления в силу Федерального закона от 31.12.2012 N 283-ФЗ.
Однако, на момент постановки на учет на одного человека приходилось 15, 61 кв.м. (17, 5 + 107, 4 / 8), учитывая площадь семьи ФИО11
21.11.2018 супруга ФИО1 - ФИО2 произвела отчуждение 1/5 доли в общей долевой собственности по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 27.01.2020 N 02-00-4001/5001/2020-0849.
В связи с отчуждением 1/5 доли действия ФИО2 подпадают под действия части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так как ФИО2 произвела отчуждение доли в жилом помещении 21.11.2018, истец со своей семьей могут быть признаны нуждающимися не ранее чем через пять лет со дня совершения отчуждения доли в жилом помещении.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, однако привел свой расчёт обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью, указав, что на момент постановки ФИО1 на учет его семья состояла из 4 человек: он, мать, супруга и сын.
На каждого приходилось 26, 82 кв.м. общей жилой площади (68, 33 (площадь, принадлежащая матери) +17, 5+21, 48)/ 4). После рождения дочерей на каждого приходилось 17, 88 кв.м.
Принимая во внимание площадь жилых помещений, расположенных в с. Раевский, суды исходили из наличия возможности с учётом расстояния от г. Уфы до с. Раевский пользоваться данными помещениями.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы подателя жалобы о необоснованном выводе суда апелляционной инстанции о том, что при определении обеспеченности жильём следует учитывать жилую площадь, принадлежащую его матери, не привели к неправильному разрешению спора и нарушению прав заявителя.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 марта 2005 г, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ответчика о снятии ФИО1 с учёта для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
При этом не имеет значения, что ФИО1 ухудшил жилищные условия, а именно произвёл отчуждение своей доли до вступления в законную силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а ФИО2 - после вступления его в законную силу.
Вопреки доводам истца и выводам суда апелляционной инстанции при определении обеспеченности жилым помещением с учётом положений статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации следует исходить из права собственника доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение пользоваться всем жилым помещением, если не представлено доказательств определения иного порядка пользования этим имуществом.
Обеспеченность жилыми помещениями членов семьи истца составила бы 20, 67 кв.м. (107, 4 + 102, 5 + 17, 5)/11 (количество всех проживающих в двух домах и комнате) = 20, 67), что превышает учётную норму, составляющую 15 кв.м.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 декабря 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Л.В. Арзамасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.