Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Бросовой Н.В, Плеханова А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гнедовой ФИО2 на решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 декабря 2020 года по гражданскому делу N 2-5074/2020 по иску Гнедовой ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге о включении в страховой стаж периодов работы, перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гнедова В.А. обратилась суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге (далее - УПФР в г.Оренбурге), указав, что решением УПФР в г.Оренбурге от
8 сентября 2020 года (во изменение решения от 20 марта 2020 года) ей отказано во включении в страховой стаж периодов работы с 8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября 1986 года. Согласно ответу УПФР в г.Оренбурге от 8 мая 2020 года справка о заработной плате от 20 апреля 2015 года не принята. Истец просила суд признать незаконным решение УПФР в г.Оренбурге от 8 сентября 2020 года (во изменение решения от 20 марта 2020 года), признать отказ УПФР в г.Оренбурге от 8 мая 2020 года о принятии справки о заработной плате от 20 апреля 2015 года незаконным, обязать УПФР в г.Оренбурге принять для оценки пенсионных прав: страховой стаж за периоды с 8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября 1986 года согласно трудовой книжке от 1981 года, справку о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданную ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв", обязать УПФР в г.Оренбурге пересчитать с учетом спорных периодов с 8 июля 1981 года по 20 мая
1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября 1986 года и справки о заработной плате страховую пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 декабря
2019 года.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 17 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 декабря 2020 года, признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге от 8 сентября
2020 года (во изменение решения от 2 марта 2020 года) в части отказа во включении в страховой стаж Гнедовой ФИО2 периодов работы: с 8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября
1986 года в Военторге N1171. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге включить в страховой стаж Гнедовой Веры Алексеевны периоды работы: с
8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября
1986 года в Военторге N 1171 и произвести перерасчет размера страховой пенсии с 17 декабря 2019 года с учетом включенных в страховой стаж периодов работы с 8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта
1985 года по 11 ноября 1986 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Гнедовой ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге о признании отказа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге от 8 мая 2020 года о принятии справки о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданной ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" незаконным, а также перерасчета страховой пенсии с учетом указанной справки отказать.
В кассационной жалобе Гнедова В.А. просит решение и апелляционное определение в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Решение суда и апелляционное определение в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге от 8 сентября
2020 года (во изменение решения от 2 марта 2020 года) в части отказа во включении в страховой стаж Гнедовой ФИО2 периодов работы: с
8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября
1986 года в Военторге N 1171, обязании Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге включить в страховой стаж Гнедовой ФИО2 периоды работы:
с 8 июля 1981 года по 20 мая 1983 года, с 10 марта 1985 года по 11 ноября 1986 года в Военторге N 1171 и произвести перерасчет размера страховой пенсии с 17 декабря 2019 года с учетом включенных в страховой стаж периодов работы, Гнедовой В.А. не обжалуется.
Доводы кассационной жалобы Гнедовой В.А. направлены на отмену состоявшихся судебных актов в части отказа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге
от 8 мая 2020 года о принятии справки о заработной плате от 20 апреля
2015 года, выданной ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" незаконным, а также перерасчета страховой пенсии с учетом указанной справки.
Из материалов дела следует, что 26 ноября 2019 года Гнедова В.А. обратилась с заявлением в УПФР в г.Оренбурге о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 17 декабря 2019 года Гнедовой В.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях".
Гнедовой В.А. в УПФР в г.Оренбурге для оценки пенсионных прав была представлена справка о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданная ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв".
Согласно справке N от 17 февраля 2020 года, выданной
ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" г.Оренбурга лицевой счет на Гнедову В.А. за 1993 год не сохранен.
В соответствии с ответом УПФР в г.Оренбурге от 8 мая 2020 года истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В материалы дела также представлен ответ ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга от 14 сентября 2020 года N, согласно которому в результате реорганизации ГБУЗ "Оренбургский Областной Центр Медицины Катастроф" в форме присоединения к ГБУЗ "КСММП" г.Оренбурга с
23 августа 2018 года при передаче дел лицевой счет на Гнедову В.А. спец.базы облздравотдела за 1993 год отсутствовал.
Разрешая спор о принятии справки о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданной ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв", а также перерасчете страховой пенсии с учетом указанной справки, суд первой инстанции исходил из того, что действующим пенсионным законодательством не предусмотрен пропуск недостающих месяцев при подсчете среднемесячной заработной платы, а первичные документы, подтверждающие размер заработной платы за 1993 год отсутствуют, поэтому пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании отказа УПФР в г.Оренбурге от 8 мая 2020 года незаконным в части признания отказа Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Оренбурге от 8 мая 2020 года о принятии справки о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданной
ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв", а также перерасчета страховой пенсии с учетом указанной справки.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции. Для проверки доводов апелляционной жалобы и проверки расхождений в сведениях, имеющихся в справках о заработной плате от
20 апреля 2015 года, выданной ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" и от N от 17 февраля 2020 года, выданной ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" г.Оренбурга, суд апелляционной инстанции принял в качестве новых доказательств по делу ответ
ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга от 17 декабря 2020 года N-и, согласно которому ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга сообщает следующее: на основании постановления Правительства Оренбургской области N 970-п от 15 декабря
2014 года ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" реорганизовано в форме присоединения к ГБУЗ "Оренбургский областной центр медицины катастроф" 2 июля 2015 года; на основании постановления Правительства Оренбургской области 259-п от 28 апреля 2018 года ГБУЗ "Оренбургский областной центр медицины катастроф" реорганизовано в форме присоединения к ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" города Оренбурга, на основании данного постановления права и полномочия ГБУЗ "ООЦМК" переданы в соответствии с передаточным актом.
При передаче документов также переданы данные по заработной плате в виде лицевых счетов (карточек - справок) сотрудников ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" и ГБУЗ " "адрес" центр медицины катастроф", которые ведутся по каждому году в отдельности в разрезе всех сотрудников за период с мая 1997 года по август 2018 года.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации была запрошена справка на Гнедову ФИО2 о заработной плате за период с 25 июля 1988 года по 31 декабря 1996 года. Данные по заработной плате за 1993 год на Гнедову ФИО2 в переданных документах учреждению отсутствуют. Учреждение не располагает информацией о том, имелись ли полномочия у и.о.директора ФИО2 и главного бухгалтера ФИО2 на подписание справки о заработной плате от
20 апреля 2015 года Гнедовой В.А. за период с июля 1988 года по 31 декабря 1999 года. Каких-либо подтверждающих документов и карточек - образцов подписей ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" в ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга нет. Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц в сведениях о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица под номером 2 внесена запись, что заместитель директора ФИО2 наделен такими полномочиями с 17 февраля 2015 года. Пояснения по поводу того, в связи с чем имеются расхождения в размере заработка Гнедовой В.А, указанного в справке от 20 апреля 2015 года, выданной ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" со справкой нашего учреждения, с нашей стороны, отсутствуют, так ГБУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи" г.Оренбурга при составлении таких документов работает с оригиналами лицевых счетов (карточек - справок), которые заполняются ежегодно сотрудниками и хранятся в нашем учреждении 75 лет. К указанному ответу ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга были представлены следующие документы: копия постановления Правительства Оренбургской области от 15 декабря 2014 года N 970-п, копия постановления Правительства Оренбургской области от 28 апреля 2018 года N, копия запроса УПФР в г.Оренбурге, копии выписок из лицевых счетов за 1988 - 1992 годы и 1994 - 1996 годы, копия выписки из ЕГРЮЛ, копия справки от 4 декабря 2020 года
N, копия справки от 20 апреля 2015 года.
Поскольку в представленных ГБУЗ "КССМП" г.Оренбурга документах отсутствуют сведения о начислении Гнедовой В.А. заработной платы
за 1993 год, лицевые счета за 1993 год на Гнедову В.А. не сохранились, а справка о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданная
ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв", в которой содержатся сведения о заработной плате истца за 1993 год, первичным документами не подтверждена, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания УПФР в г.Оренбурге принять для оценки пенсионных прав Гнедовой В.А. справку о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданную ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв", поскольку в силу положений пункта 2 и 3 статьи 30 Закона от 17 декабря
2001 года N 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица определяется, в том числе из среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года, то есть пенсионным законодательством не предусмотрен пропуск недостающих месяцев, по первичным бухгалтерским документам невозможно установить заработок Гнедовой В.А. за 1993 год, поэтому условие - среднемесячный заработок за 60 месяцев подряд не соблюдается, оснований для принятия к зачету справки о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданной ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв" и перерасчета пенсии с учетом данной справки у пенсионного органа при таких обстоятельствах не имелось.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от
28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" порядок подсчета и подтверждения страхового стажа определяется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года
N 1015. Согласно вышеназванных Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
На основании пункта 59 Постановления Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи.
Из содержания пунктов 7 - 9 статьи 21 Федерального закона
от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Частью 3 стати 36 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года может определяться с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в РФ, которое в соответствии с абзацем 10 пункта 3 статьи 30 данного закона учитывается в размере не свыше 1, 2.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами).
По желанию пенсионера размер пенсии может быть исчислен из неполных 60 месяцев. При этом, среднемесячный заработок застрахованного лица подсчитывается путем деления общей суммы заработка за представленные месяцы на 60 месяцев, а среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период подсчитывается путем деления общей суммы месячных данных о среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за представленное количество месяцев на то же количество месяцев.
Выводы судов об отказе в удовлетворении исковых требований Гнедовой В.А. являются обоснованными, поскольку действующим пенсионным законодательством не предусмотрен пропуск недостающих месяцев при подсчете среднемесячной заработной платы, а первичные документы о начислении Гнедовой В.А. заработной платы за 1993 год отсутствуют, справка о заработной плате от 20 апреля 2015 года, выданная ГБУЗ "Областной медицинский центр "Резерв", первичными документами не подтверждена.
Так как в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие размер заработной платы истца в спорный период, выводы судов об отказе в обязании УПФР в г.Оренбурге принять для оценки пенсионных прав Гнедовой В.А. справку о заработной плате от 20 апреля 2015 года, обоснованы.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана обоснованная оценка, с которой соглашается судебная коллегия. Кроме того, указанные доводы направлены на оценку представленных суду доказательств, переоценка которых в кассационном суде не допустима.
В целом доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, поэтому не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных
статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы Гнедовой В.А.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Оренбурга Оренбургской области от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от
24 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гнедовой ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Н.В.Бросова
А.Н.Плеханов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.