Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Трух Е.В, Семенцева С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 января 2021 г. по гражданскому делу N 2-1683/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке (межрайонному) о признании права на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что с 21 января 2010 г. ей была назначена досрочная трудовая пенсия по старости.
В связи с низким размером назначенной пенсии она обратилась к ответчику за разъяснениями о порядке расчета назначенной пенсии, о зачете в ее стаж на соответствующих видах работ и в общий страховой стаж отдельных периодов работы. На ее письменные обращения были получены ответы, в которых указано, что размер ее досрочной трудовой пенсии по старости исчислен в соответствии с нормами пенсионного законодательства. Однако с указанным расчетом она не согласна.
На основании изложенного просила суд признать за ней право на перерасчет досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Обязать ответчика включить в ее стаж на соответствующих видах работ по Списку N 2 период работы с 13.07.1979 года по 05.02.1989 года в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования Цеха сетей и подстанций ОХМК, произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ с даты первоначального назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 21.01.2010 и взыскать судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 10 000 рублей.
Решением Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 03 ноября 2020 г. исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке (межрайонное) о признании права на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворены.
Постановлено: "Признать за ФИО1 право на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости по Списку N 2 в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке (межрайонное) включить в стаж ФИО1 по Списку N 2 период работы с 13.07.1979 по 05.02.1989 в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования Цеха сетей и подстанций ОХМК.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке (межрайонное) произвести перерасчет назначенной досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 по п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" с 21.01.2010.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Новотроицке (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 8 000 рублей".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 января 2021 г. решение Новотроицкого городского суда Оренбургской области от 3 ноября 2020 года отменено.
Постановлено: "Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) о признании права на перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", возложении обязанности на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) включить в стаж на соответствующих видах работ по Списку N2 период работы с 13 июля 1979 года по 5 февраля 1989 года в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования Цеха сетей и подстанций ОХМК, произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с даты первоначального назначения досрочной трудовой пенсии по старости 21 января 2010 года с учетом включения периода работы с 13 июля 1979 года по 5 февраля 1989 года в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования Цеха сетей и подстанций ОХМК с учетом действующего пенсионного законодательства, взыскании судебных расходов отказать".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильную оценку судом апелляционной инстанции юридически значимых для дела обстоятельств, неправильное применение норм материального права, просит суд отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 января 2021 г.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Согласно части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N1173, разделом IV "Металлургическое производство (черные металлы) подразделом "Рабочие" были предусмотрены должности "Электрики дежурные и ремонтные, бригадиры электриков", а подразделом "Инженерно- технические работники" - должности "Электрики и старшие электрики".
В соответствии с пунктом 13 Разъяснений Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 02.04.1976 года N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготном размере", рабочим и инженерно-техническим работникам, занятым ремонтом технологического оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и участках по профессиям и должностям, предусмотренным списками для данного производства, пенсии следует назначать по соответствующим разделам списков N 1 и N 2 независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений и участков или в штате специализированных ремонтных цехов и организаций. При этом работникам специализированных ремонтных цехов и организаций занятость на работах, дающих право на льготное пенсионное обеспечение в течение полного рабочего дня, должна подтверждаться документами.
В списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10 в разделе III "Металлургическое производство (черные металлы)" поименованы электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
В пункте 14 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утверждённых постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 указано, что работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций.
Работникам специализированных ремонтных организаций, цехов и участков, постоянно полный рабочий день занятым на работах, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж исчисляется по общим правилам. Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени. При этом минимальной расчетной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516.
Согласно, вышепоименованных Правил исчисления периодов работы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации N 5 от 22.05.1996 года, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с 21.01.2010 года ФИО1 является получателем досрочной трудовой пенсии по старости по Списку N 2 в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом в специальный стаж истца не был включен период ее работы с 13.07.1979 года по 05.02.1989 года в качестве электромонтера по обслуживанию электрооборудования Цеха сетей и подстанций ОХМК по причине того, что представленными документами не определено в каком из производств, предусмотренных Списком N 2 был занят истец полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени).
Профессия электромонтера по обслуживанию электрооборудования была предусмотрена в спорный период штатными расписаниями рабочих по цеху сетей и подстанций ОХМК.
Из архивной справки N 22/1272 от 23.10.2020 года следует, что ОХМК является предприятием полного цикла металлургического передела и имеет в своем составе горные предприятия, коксохимическое, доменное, сталеплавильное, прокатное производство со вспомогательными цехами и службами.
Комбинат в своем составе имеет энергетические установки по выработке всех видов энергоресурсов для производственной деятельности цехов комбината и рудников.
Цех сетей и подстанций является структурным подразделением ОХМК и подчиняется главному энергетику комбината.
Одной из главных задач цеха сетей и подстанций является осуществление электроснабжения всех цехов и рудников, а также эксплуатация подстанций.
В состав цеха сетей и подстанций входят участок подстанций N 1-N 4; участок ремонта электрооборудования; участок высоковольтные линии (воздушные, кабельные); участок эксплуатации; участок общецехового персонала; подучасток оперативно-диспетчерской службы; участок трансформаторно-маслянного хозяйства (с 1989 года).
Также указано, что за период с 1979 года по 2003 год изменения в структуре и технологическом процессе Цеха сетей и подстанций ОАО "НОСТА" (ОХМК) не прослеживаются.
Уточняющая справка о характере работы и условиях труда истцом не представлена.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что представленные доказательства свидетельствуют о том, что в спорный период ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в течение полного рабочего времени в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования в Металлургическом производстве (черные металлы), в связи с чем, период работы ФИО1 с 13.07.1979 года по 05.02.1989 года в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования Цеха сетей и подстанций ОХМК.
Суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции исходил из того, что по представленным в дело документам невозможно определить занятость истца в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования в конкретном производстве, предусмотренным разделом "Металлургическое производство (черные металлы)" Списка N 2.
Из представленных суду штатных расписаний рабочих с 1979 года по 1989 года следует, что цех сетей и подстанций обеспечивал электроснабжением как основные производственные цеха, так и во вспомогательные цеха Орско-Халиловского металлургического комбината, которые не были предусмотрены Списком N2, а электромонтеры по обслуживанию электрооборудования обслуживали подстанции, а не занимались ремонтом оборудования в основных производственных цехах Орско-Халиловского металлургического комбината.
Документы, раскрывающие функциональные обязанности истца, либо указывающие на льготный характер выполняемой истцом работы, представлены не были.
Доводы истца о ее постоянной занятости на работах по Списку N2 с вредными и тяжелыми условиями труда надлежащими доказательствами не подтверждены, напротив работа протекала в цехе сетей и подстанций который является вспомогательным цехом, работа в котором в соответствии со Списком N 2 не является льготной.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством для включения спорного периода в специальный стаж, истца является подтверждение факта выполнения ремонта оборудования в местах его установки на тех участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2. Данное обстоятельство истцом не доказано.
Вопреки доводам истца и выводам суда первой инстанции, доказательств непосредственной занятости ФИО1 в должности электромонтером по обслуживанию электрооборудования на участках по ремонту металлургического оборудования конкретных металлургических цехов производств, перечисленных в Списке N 2, суду представлено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам жалобы такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Доводы подателя жалобы об обоснованности заявленных требований направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств, на основе иного толкования норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Оснований для отмены обжалуемых судебного акта по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 28 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи Е.В. Трух
С.А. Семенцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.