Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Ившиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с помощью видеоконференц-связи кассационную жалобу Халиловой Фаягуль Насыровны на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года по гражданскому делу N 2-600/2020 по иску Халиловой Фаягуль Насыровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и городе Ишимбай Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения истца Халиловой Ф.Н. и ее представителя по доверенности Фокиной Н.Н, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Халилова Ф.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Ишимбайском районе и г..Ишимбай Республики Башкортостан о включении периода работы с 08 ноября 2011 года по 17 сентября 2018 года в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обязав ответчика назначить страховую пенсию по старости досрочно с 17 сентября 2018 года. В обоснование исковых требований указала, что обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и городе Ишимбай Республики Башкортостан с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика N1183505/18/75/Д от 20 февраля 2019 года в удовлетворении заявления отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа работы. При этом в специальный стаж Пенсионным фондом не включены периоды работы: с 8 декабря 2011 года по 17 сентября 2018 года - 6 лет 9 мес. 9 дн. в должности медицинской сестры Ишимбайского специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа, поскольку Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п 20 п.1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" это учреждение не предусмотрено, а индивидуальные сведения страхователем предоставлены без кода основания для досрочного назначения пенсии.
Истец с решением Пенсионного фонда не согласилась, указав, что в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списками независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, Халилова Ф.Н. просила обязать ответчика засчитать в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы с 8 ноября 2011 года по 17 сентября 2018 года в должности медицинской сестры Ишимбайского специального учебно-воспитательного учреждения для обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением закрытого типа, признав за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязав ответчика назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения, т.е. с 17 сентября 2018 ода.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года в исковых требованиях Халиловой Фаягуль Насыровны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ишимбайском районе и городе Ишимбай Республики Башкортостан о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Халиловой Ф.Н, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения.
Истец Халилова Ф.Н. и ее представитель по доверенности Фокина Н.Н. в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить судебные акты и удовлетворить требования.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Халиловой Ф.Н. и ее представителя по доверенности Фокиной Н.Н, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, 17 сентября 2018 года Халилова Ф.Н, 19 сентября 1968 рождения, обратилась в ГУ - УПФ РФ в Ишимбайском районе и городе Ишимбай РБ с заявлением о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ГУ - УПФ РФ в Ишимбайском районе и городе Ишимбай РБ от 20 февраля 219 года N 1183505/18/75/Д Халиловой Ф.Н. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
В специальный стаж Халиловой Ф.Н. пенсионным органом не был засчитан, в том числе период работы с 08 ноября 2011 года по 17 сентября 2018 года в должности медицинской сестры в ФГПОУ "Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно - опасным) поведением закрытого типа", со ссылкой на то, что наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а индивидуальные сведения страхователем предоставлены без кода основания для досрочного назначения пенсии.
На момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости специальный стаж Халиловой Ф.Н. с учетом включенных пенсионным органом периодов составил 25 лет 19 дней.
Будучи не согласной с приведенным выше решением пенсионного органа и полагая, что период ее работы в качестве медицинской сестры в ФГПОУ "Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно - опасным) поведением закрытого типа" с 08 ноября 2011 года по 17 сентября 2018 года подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, Халилова Ф.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Ишимбайском районе и городе Ишимбай РБ.
Отказывая в удовлетворении требований Халиловой Ф.Н. о включении в специальный стаж оспариваемого периода ее работы в качестве медицинской сестры в ФГПОУ "Ишимбайское специальное учебно- воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно - опасным) поведением закрытого типа" с 08 ноября 2011 года по 17 сентября 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что истец осуществляла в спорный период трудовую деятельность в учреждении, не относящемся к учреждениям системы здравоохранения, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781, Правила N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список N 1066, Правила N 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года (далее - Перечень N 1397).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (в частности, определение от 22 ноября 2012 года N 2181-О), само по себе изменение оценки профессиональной деятельности медицинских сестер, старших медицинских сестер в организациях, не относящихся к учреждениям здравоохранения (детских домах, детских садах), применительно к льготному пенсионному обеспечению, притом, что за ними сохранено право на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в такой стаж, не может расцениваться как произвольное и нарушающее право на пенсионное обеспечение.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 N 392-О).
При таком положении, поскольку истец осуществляла в спорные периоды трудовую деятельность в учреждениях, не относящихся к учреждениям системы здравоохранения, в которых не были выделены в качестве структурного подразделения медицинский кабинет, медицинский пункт либо здравпункт, а законодатель предусмотрел возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости не в связи с любой работой в данной профессиональной сфере, а лишь в случае выполнения ее при влиянии различного рода неблагоприятных факторов, повышенной нагрузки в учреждениях здравоохранения, то оснований для включения периодов работы истца: с 08 ноября 2011 года по 17 сентября 2018 года в должности медицинской сестры в ФГПОУ "Ишимбайское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно - опасным) поведением закрытого типа", у суда не имелось.
Как правомерно указано судами, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Судами установлено, что в спорный период истец работала в учреждении, не предусмотренном списком.
Кроме того, судами учтено, что Халилова Ф.Н. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 30 октября 1997 года, спорные периоды (работа в ФГПОУ "Ишимбайское специальное учебно- воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественноопасным) поведением закрытого типа" с 08 декабря 2011 ода по 17 сентября 2018 года) ее трудовой деятельности имели место после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования. В соответствии с выпиской из лицевого счета застрахованного лица Халиловой Ф.Н. в спорные периоды коды особых условий труда не проставлены. Достоверность указанных сведений не оспорена истцом.
Доводы в кассационной жалобе, что на осуществление медицинской деятельности у учреждения была лицензия, что кроме медперсонала детям никто не оказывал медицинскую помощь, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм пенсионного законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
Ссылка в кассационной жалобе на противоречие обжалуемых судебных актов существующей судебной практике по аналогичным делам также не может быть принята во внимание, поскольку спор разрешается исходя из фактических обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, поэтому суд не связан правовой позицией, изложенной в судебных актах при разрешении других дел.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 20 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 12 января 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Халиловой Фаягуль Насыровны без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Т.В. Ившина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.