Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Табуева Дмитрия Валерьевича на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 ноября 2020 года по гражданскому делу N 2-4271/2020 по иску Табуева Дмитрия Валерьевича к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Табуев Д.В. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, указав в обоснование требований, что он ранее обладал статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Статус сироты подтверждается паспортом гражданина РФ 9219 N 765353, выданным 18 марта 2000 года МВД по Республике Татарстан, архивной справкой ТКУ "Государственный архив Курганской области" от 22 мая 2018 года N 750-т и постановлением Администрации города Кургана от 26 марта 1996 года N 648 "Об определении несовершеннолетнего Табуева Дмитрия Валерьевича в детское государственное учреждение". Согласно решению Министерства образования и науки Республики Татарстан о включении (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда от 17 апреля 2020 года N 43 истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и предоставлением неполного пакета документов для включения в список.
Одновременно с тем, согласно постановлению Правительства РФ от 04 апреля 2019 года N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть включены в список на получение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений после достижения ими возраста 23 лет в тех случаях, когда они на момент достижения возраста 23 лет обладали правом на получение жилого помещения, но не реализовали его. Истец не является и не являлся правообладателем жилых помещений более учетной нормы площади на праве собственности или социального найма, в связи с чем, учитывая положения ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, на момент достижения возраста 18 лет, а также до достижения возраста 23 лет истец обладал правом на обеспечение жилым помещением по статусу сироты, но не реализовал его, не включившись в соответствующий список сирот на получение жилья.
Истец считает, что законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Напротив, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Вопрос о порядке реализации права гражданина на предоставление жилого помещения вне очереди разъяснялся Верховным Судом РФ, что предусмотренное ЖК РФ внеочередное предоставление жилого помещения не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Право граждан на получение жилого помещения вне очереди не было поставлено законодательством РФ в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право подлежало реализации вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.
Законодательством РФ определен порядок предоставления жилых помещений сиротам. Буквальное толкование закона не предполагает никакого предварительного обращения. Истец считает, что право сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, не обладающего жилым помещением на каком-либо праве, на получение жилого помещения от государства является абсолютным и не носит заявительного характера. В противном случае органы государственной власти и местного самоуправления, не уведомляя лиц из соответствующей категории в надлежащее время о необходимости подачи заявления для получения жилого помещения, злоупотребляли бы своими обязанностями по обеспечению законных интересов детей-сирот и лиц из их числа, связанных с получением жилых помещений. Для истца длительно неустранимым существенным препятствием для подачи документов для включения в список являлось отсутствие сведений о дополнительных гарантиях и социальных правах детей-сирот и лиц из их числа. Социальные и образовательные организации и учреждения Курганской области, по месту рождения истца, и Республики Татарстан, по месту его проживания в настоящее время, не оказали истцу надлежащего информационного обеспечения и о наличии у сирот права на жилищное обеспечение и порядке его реализации.
Истец считает, что не утратил права на жилищное обеспечение по статусу лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а бездействие органов государственной власти и государственных учреждений Курганской области не дало истцу в надлежащее время заявить о своем праве на жилищное обеспечение и желании его реализовать. Просит обязать Министерство образования Республики Татарстан включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Республики Татарстан.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 8 сентября 2020 года исковые требования Табуева Дмитрия Валерьевича к Министерству образования и науки Республики Татарстан о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 ноября 2020 года решение Вахитовского районного суда г. Казани от 8 сентября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Табуевым Д.В. ставиться вопрос об отмене судебных постановлений, принятии нового решения об удовлетворении требований.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Табуев Д.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постановлением Администрации города Кургана от 26 марта 1996 года N 648 определен в детское государственное учреждение.
Согласно справке о рождении N от ДД.ММ.ГГГГ, родителями Табуева Д.В. являются Табуев В.Г. и Табуева Л.Н.
Вступившим в законную силу решением Курганского городского суда Курганской области от 22 января 1996 года, "данные изъяты"
23 марта 2020 года Табуев Д.В. обратился в Министерство образования и науки РТ о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Решением Министерства образования и науки РТ от 17 апреля 2020 года N43 Табуеву Д.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в связи с утратой статуса сироты по достижению возраста 23 лет на момент подачи заявления, а также в связи с не предоставлением полного пакета документов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Табуева Д.В, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет истец достиг возраста 36 лет и в настоящее время он не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 годаN 159-ФЗ.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что как следует из материалов дела, надлежащих доказательств, свидетельствующих о своевременном обращении с заявлением о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления, Табуевым Д.В. не представлено. Таким образом, оснований для удовлетворения иска Табуева Д.В. у суда первой инстанции не имелось. С выводами суда о том, что по достижении возраста 23 лет граждане, своевременно не обратившиеся в компетентные органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, утрачивают право на обеспечение их жильем в льготном порядке, судебная коллегия соглашается. Доводы об уважительности причин пропуска установленного законом срока с требованием о предоставлении ему жилого помещения со ссылкой на бездействие образовательных учреждений, государственных органов не могут служить основанием для удовлетворения требований истца. Доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности и наличии существенных препятствий его самостоятельному обращению с указанным требованием, в материалах дела не содержатся.
Как видно из материалов дела, Табуев Д.В. является уроженцем г. Курган Курганской области, там же был определен в детское государственное учреждение. Из сообщения отдела опеки и попечительства Администрации г. Кургана от 3 июля 2020 года следует, что Табуев Д.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не значится. В уполномоченный государственный орган по вопросу обеспечения его жильем в льготном порядке Табуев Д.В. обратился лишь в 2020 году.
Учитывая, что каких-либо уважительных причин несвоевременной постановки истца на учет нуждающихся в жилом помещении или несвоевременного обращения с заявлением о включении в список в ходе разбирательства дела не установлено и доказательств этому не представлено, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Табуева Д.В.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций, установив, что до достижения 23 лет истец не обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, на момент обращения с соответствующим заявлением в соответствующие органы ему исполнилось 36 лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
Несостоятельны ссылки заявителя жалобы на иную судебную практику в обоснование своих доводов, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения. Суд кассационной инстанции не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толкований правовых норм.
Иные доводы кассационной жалобы, в том числе ссылки на Постановление Правительства РФ от 04 апреля 2019 года, о наличии вины органов местного самоуправления и органов опеки и попечительства в пропуске срока обращения с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приводились заявителями ранее, являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном постановлении, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 8 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 23 ноября 2020 года оставить без изменений, кассационную жалобу Табуева Дмитрия Валерьевича без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.