Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В.
судей Бросовой Н.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Константинова Евгения Юрьевича на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2021 года по гражданскому делу N 2-446/2020 по иску администрации Канашского района Чувашской Республики к Константинову Евгению Юрьевичу о взыскании необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в соответствии с Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", процентов за пользование чужими денежными средствами, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Администрация Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Константинову Е.Ю. о взыскании необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", процентов за пользование чужими денежными средствами. Требования истцом мотивированы тем, что 21 июня 2017 года ответчику, являющемуся участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности N34. Администрацией Канашского района Чувашской Республики Константинову Е.Ю. на строительство индивидуального жилого дома перечислена социальная выплата в размере 497109 руб. 08 коп. (платежными поручениями от 28 июня 2017 года N613041 - 7098 руб. 67 коп, от 29 июня 2017 года N628407 -299494 руб. 36 коп, от 29 июня 2017 года N628419 -190515 руб. 98 коп, от 29 июня 2017 года N628423 -7 коп.), в том числе: 299494 руб. 36 коп. за счет средств федерального бюджета, 190515 руб. 98 коп. за счет средств бюджета Чувашской Республики, 7098 руб. 67 коп. за счет средств бюджета Канашского района Чувашской Республики. Контрольно-счетной палатой Чувашской.
Республики проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" от 11 мая 2018 года, в котором указано, что в соответствии с вопросом 3 акта (проверка правильности определения размера субсидий (социальной выплаты)) проверкой установлено, в личном деле гражданина Константинова Е.Ю. имеется оригинал проекта строительства одноквартирного жилого дома "адрес", разработанного ООО "Агротехпроект". По данным проекта общая площадь жилого помещения составляет 117, 6 кв.м. Согласно сводно-сметному расчету строительства индивидуального жилого дома "адрес" сметная стоимость строительных работ составляет 1 715 400 рублей. Согласно расчету истца, утвержденному главой администрации Канашского района Чувашской Республики, гражданину Константинову Е.Ю. социальная выплата определена в размере 497 109 рублей 08 копеек. По данному расчету стоимость строительства (приобретения) жилого помещения указана в размере 2 225 400 рублей и общая площадь жилого помещения составляет 102, 66 кв.м. Данный расчет произведен администрацией Канашского района Чувашской Республики по копии проекта, отличающейся от оригинала, имевшегося в личном деле Константинова Е.Ю. По мнению Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики расчет следовало произвести, исходя из данных оригинала проекта. Таким образом, в деле имеются два сводных сметных расчета на общую сумму 1 715 400 рублей и 2 225 400 рублей. Выборочное сравнение единичных расценок, примененных в локальных сметах и акте приемки выполненных работ по строительству жилого дома "адрес", указывает на то, что расценки, коэффициенты перерасчета, указанные в акте о приемке выполненных работ, соответствуют локальной смете в сумме 1 715 400 рублей.
Таким образом, согласно приложению к акту проверки Контрольносчетной палаты Чувашской Республики от 11 мая 2011 года сумма социальной выплаты должна была составлять 336 953 рубля 46 копеек, в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 203 003 рубля 87 копеек, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 129 135 рублей 97 копеек и за счет средств бюджета Канашского района Чувашской Республики - 4 813 рублей 62 копейки. Соответственно, выплата в размере 160155 рублей 62 копейки, в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 96 490 рублей 49 копеек, за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 61 380 рублей 08 копеек и за счет средств бюджета Канашского района Чувашской Республики в размере 2 285 рублей 05 копеек произведена администрацией необоснованно. Администрация Канашского района Чувашской Республики вышла в суд с исковыми требованиями о признании недействительным представления от 28.05.2018 г..N 39 в части возврата в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидии в общей сумме 623 500 рублей. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики администрации Канашского района Чувашской Республики отказано в удовлетворении заявления. Первым Арбитражным апелляционным судом, Арбитражным судом Волго-Вятского округа решение Арбитражного суда Чувашской Республики 04 апреля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная, кассационная жалоба без удовлетворения. Кроме того, 14 июня 2018 году Министерство финансов Чувашской Республики направило в адрес администрации Канашского района Чувашской Республики приказ N81/п "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету Канашского района Чувашской Республики". На основании заявки N2 от 22 июня 2018 года произведен возврат в республиканский бюджет Чувашской Республики денежных средств, перечисленных гражданину Давыдову B.Л. и Константинову Е.Ю. на сумму 614 600 рублей.
Таким образом, Константинов Е.Ю. преднамеренно увеличил стоимость строительства (приобретения) жилого помещения на 160 155 рублей 62 копейки, уменьшил жилищные условия и необоснованно получил социальную выплату на улучшение жилищных условий в размере 160 155 рублей 62 копейки, тем самым причинил ущерб бюджету Канашского района Чувашской Республики. Константинов Е.Ю. необоснованно получил социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. На основании п. 1 ст. 1102, ст. 1109 ГК РФ Константинов Е.Ю. обязан возвратить сумму неосновательного обогащения. На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 37 408 рублей 59 копеек за период с 28 июня 2017 года по 19 октября 2020 года. В связи с изложенным истец просит взыскать с Константинова Е.Ю. в доход бюджета Канашского района Чувашской Республики необоснованно полученную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 160 155 рублей 62 копейки, на основании ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 28 июня 2017 года по 19 октября 2020 года в размере 37 408 рублей 59 копеек и с 20 октября 2020 года по день фактического погашения основного требования.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 16 ноября 2020 года исковые требования администрации Канашского района Чувашской Республики к Константинову Евгению Юрьевичу о взыскании необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в соответствии с Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2021 года решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 16 ноября 2020 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Константиновым Е.Ю, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, постановлением Шибылгинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 9 апреля 2015 года N44 Константинов Е.Ю. с семьей в составе трех человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющего право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, для участия в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года".
14 мая 2015 года Константинов Е.Ю. обратился в администрацию Шибылгинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", планируемом улучшении жилищных условий путем строительства жилого дома. К заявлению были приложены в том числе: копия выполненного ООО "Агротехпроект" проекта строительства одноквартирного жилого дома N2 по ул. Советская с. Шибылги Канашского района Чувашской Республики, копия сводного сметного расчета строительства индивидуального жилого дома "адрес" на общую сумму 2225400 руб.; копия локальной сметы на общестроительные работы индивидуального жилого дома на сумму 2225400 руб. Копия проекта заверена главой администрации Шибылгинского сельского "селения Канашского района Михайловым А.В..
В подлиннике проекта строительства одноквартирного жилого "адрес" выполненном ООО "Агротехпроект", имеются: сводный сметный расчет строительства индивидуального жилого "адрес" с общей стоимостью строительства 1715460 руб. (включая сметную стоимость строительных работ -1510880 руб, НДС-204520 руб.); локальная смета N02-01 на общестроительные работы со сметной стоимостью общестроительных работ в сумме 1510880 руб. (без НДС).
21 июня 2017 года Константинову Е.Ю. выдано свидетельство N34 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 497109 руб. 08 коп. (в том числе 299494 руб. 36 коп. за счет средств федерального бюджета, 190516 руб. 05 коп. за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, 7098 руб. 67 коп. за счет из средств местного бюджета) на строительство жилого дома в Шибылгинском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики.
Платежными поручениями N613041 от 28 июня 2017 года, N628407 от 29 июня 2017 года, N628419 от 29 июня 2017 года, N628423 от 29 июня 2017 года указанная социальная выплата на строительство жилья в размере 497109 руб. 08 коп. перечислена Константинову Е.Ю. администрацией Канашского района Чувашской Республики.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28 февраля 2020 года, Константинову Е.Ю. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое здание с кадастровым номером 21:11:080601:1194, площадью 165, 3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в период со 2 апреля по 4 мая 2018 года проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в 2016 и 2017 годах. По результатам проведенной проверки установлено в том числе, что в расчете размера социальной выплаты на строительство жилого помещения в 2017 году, утвержденном главой администрации Канашского района Степановым В.Н, Константинову Е.Ю. утверждена социальная выплата в сумме 497, 1 тыс.руб.; в расчете отражена стоимость строительства жилого помещения в размере 2225, 4 тыс.руб. и общая площадь жилого помещения 102, 66 кв.м, который составлен на основании копии сводного сметного расчета строительства индивидуального жилого "адрес" со сметной стоимостью строительных работ 2225, 4 тыс.руб. В личном деле Константинова Е.Ю. имеется оригинал проекта строительства одноквартирного жилого "адрес", разработанного ООО "Агротехпроект" из которого следует, что общая площадь жилого помещения составляет 117, 6 кв.м, сметная стоимость строительных работ составляет 1715, 4 тыс.руб. Администрацией Канашского района Чувашской Республики произведен расчет социальной выплаты по недостоверным данным. Расчет социальной выплаты следовало произвести из данных сметного расчета к оригиналу проекта, которая составит 336, 9 тыс.руб. Следовательно, администрацией Канашского района Чувашской Республики необоснованно произведена выплата в размере 160.2 тыс.руб.
Таким образом, администрацией Канашского района Чувашской Республики в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдены Порядок формирования списков и условия, предусмотренные пунктом 4.3.19 Соглашения от 28 апреля 2017 года N01-25/7 при предоставлении субсидии в размере 160155 руб. 62 коп. (96490 руб. 49 коп. -за счет средств федерального бюджета, 61380 руб. 08 коп. -за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. 2285 руб. 05 коп. за счет средств бюджета Канашского района Чувашской Республики), что привело к бюджетному нарушению, предусмотренному статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
28 мая 2018 года Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в отношении главы администрации Канашского района Степанова В.Н. внесено представление N39, которым предложено в том числе возвратить в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидию, использованную в нарушение статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядка формирования, списков и пункта 4.3.19 Соглашения от 28 апреля 2017 года N01- 25/7 в общей сумме 623, 5 тыс.руб.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04 апреля 2019 года администрации Канашского района Чувашской Республики отказано в удовлетворении заявления. Из указанного решения следует, что социальная выплата Константинову Е.Ю. в размере 160, 2 тыс. руб. произведена администрацией необоснованно. При проверке расчета размера субсидии Константинову Е.Ю. установлено, что её размер завышен на 160, 2 тыс. руб. Документами дела установлено, что сводный сметный расчет на сумму 2225, 4 тыс. руб. ООО "Агротехпроект" не составлялся. ООО "Агротехпроект" была изготовлена проектно-сметная документация на строительство жилого дома "адрес", которая включает сводный сметный расчет на сумму 1715, 4 тыс. руб, составленный в ценах 1 квартала 2015 года. Судом установлено, что лоджия, согласно эскизу проекта строительства "Фасад А-Г", не является лоджией, так как жилой дом по проекту представляет единую конструкцию из оцилиндрованного бревна, размещенную на фундаменте и вырубленным в нем окном, что подтверждается представленным техническим паспортом на жилой дом "адрес", согласно которому указанное помещение является жилым (отапливаемым) помещением и входит в общую жилую площадь дома. Документами дела подтверждено, что расценки, коэффициенты перерасчета, указанные в акте о приемке выполненных работ, соответствуют сводному сметному расчету на сумму 1715, 4 тыс. руб. Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения финансирования строительства. Из письма ООО "Агротехпроект" следует, что согласно графической части - лоджия 5, 03 кв.м, тамбур 5, 03 кв.м, тамбур 2 (хоз. выход) 4, 88 кв.м. входят в общую отапливаемую площадь. В сметной части (на 1715, 4 тыс. руб.) учтены затраты на строительство лоджии, тамбура 1 и тамбура 2 (хоз. выхода). Между тем, гражданин, претендующий на получение социальной выплаты, предоставляет в орган местного самоуправления, в том числе, документы, подтверждающие стоимость жилья.
Сводный сметный расчет составлен ООО "Агротехпроект" по обращению Константинова Е.Ю. на общую площадь жилого дома 117, 6 кв.м. и общей сметной стоимостью 1715, 4 тыс. руб. Согласно письма ООО "Агротехпроект" от 05.03.2019 исх. N 31 проектно-сметная документация одноквартирного жилого дома "адрес" была выполнена в 2015 году на основании технического задания на проектирование от заказчика Константинова Е.Ю.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что социальная выплата, произведенная администрацией Канашского района Чувашской Республики Константинову Е.Ю. в размере 497109 руб. 08 коп, рассчитана на основании недостоверных данных. Ответчиком наличие законных оснований для получения части социальной выплаты в 160155 руб. 62 коп. не представлено.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав, что при рассмотрении дела суд первой инстанции на основании пункта 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходил из установленного решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 4 апреля 2019 года по делу NА79-6934/2018 факта несоставления ООО "Агротехпроект" сводного сметного расчета на сумму 2225, 4 тыс.руб, а составления сводного сметного расчета на сумму 1715, 4 тыс.руб, в связи с чем сумма социальной выплаты Константинову Е.Ю. должна составлять 336, 9 тыс.руб, вместо 497, 1 тыс. руб, соответственно производстве необоснованной выплаты в 160, 2 тыс.руб. Таким образом, учитывая, что Константинов Е.Ю. при получении социальной выплаты на строительство жилья предоставил заведомо ложные и недостоверные сведения о сметной стоимости строительства жилья на сумму 2225400 руб. при том, что ООО "Агротехпроект" сметная стоимость строительства определена в 1715400 руб, в результате произведен неверный расчет стоимости строительства жилья (497109 руб. 08 коп. вместо 336953 руб. 46 коп.), Константинову Е.Ю. излишне выплачено 160155 руб. 62 коп, имелись законные основания для взыскания неправомерно полученных ответчиком денежных средств в сумме 160155 руб. 62 коп. в качестве неосновательного обогащения. Поскольку законных оснований для получения социальной выплаты в сумме 497109 руб. 08 коп. у ответчика не имелось, денежные средства в размере 160155 руб. 62 коп. составляют неосновательное обогащение ответчика и подлежат возврату истцу, поскольку истец полученную ответчиком социальную выплату в размере 160155 руб. 62 коп. вернул в республиканский бюджет.
Поскольку перечисление социальной выплаты ответчику в полном объеме было произведено 29 июня 2017 года, именно с этой даты Константинов Е.Ю. должен был знать о неосновательности получения им денежных средств в указанном объеме и с учетом предоставления в орган местного самоуправления им самим копии проекта строительства с копией сметного расчета на сумму 2225400 руб. и копией локальной сметы на сумму 2225400 руб, проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат взысканию с 29 июня 2017 года. За период с 29 июня 2017 года по 16 ноября 2020 года проценты за пользование чужими денежными средствами составляют 37889 руб. 82 коп.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
Пунктом 1 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. (ч. 2)
Доводы в кассационной жалобе, в том числе о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора, ссылки ответчика в жалобе на ст. 1055, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, на его добросовестность, заявлялись истцом в ходе рассмотрения дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на оспаривание выводов суда, а также на иную оценку доказательств, исследованных судом по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их допустимости, относимости, достоверности и достаточности.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
В связи с принятием судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы приостановление исполнения решение суда в соответствии с частью 3 статьи 379.3 ГПК РФ следует отменить.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 16 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 февраля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу Константинова Евгения Юрьевича без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения, принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 2 апреля 2021 года.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.