Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ившиной Т.В, судей Ромасловской И.М, Романова М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 января 2021 г. по гражданскому делу N 2-935/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонному) о включении в специальный стаж периоды работы и назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что 10 января 2020 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона ль 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонного) от 21 апреля 2020 г. N 117 в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано.
Не согласившись с принятым решением, уточнив исковые требования, просила суд отменить решение начальника УПФР в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) N 117 от 21 апреля 2020 года; обязать УПФР в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 1 января 1991 года по 1 июня 1992 года телефонистом 3 класса междугородней телефонной станции отделения связи "Авангард" Тойтепинского узла связи Республики Узбекистан; со 2 июня 1992 года по 9 декабря 1993 года телефонистом междугородней телефонной станции Чирчикского городского узла электросвязи связи Республики Узбекистан; взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 12 января 2020 года, т.е. по достижении возраста 52 лет.
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 января 2021 г, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд отменил решение начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Орске Оренбургской области (межрайонного) от 21.04.2010г. N 117 в части не включения периода работы Сулеймановой Луизы Нурматовны по специальности "телефонист 3 класса междугородной телефонной станции" отделения связи "Авангард" Тойтепинского узла связи Республики Узбекистан с 01.01.1991 по 12.03.1992.
Обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) включить в страховой стаж ФИО1 период работы телефонистом 3 класса междугородной телефонной станции отделения связи "Авангард" Тойтепинского узла связи Республики Узбекистан в период с 01.01.1991 по 12.03.1992.
В остальной части исковых требований отказал.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит суд изменить решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 03.11.2020 г. в части не включения в страховой стаж ФИО1 периодов работы с 13.03.1992 г. по 01.06.1992 г. в должности телефонист 3 класса междугородной телефонной станции отделения связи "Авангард", Тойтепинский узел Республики Узбекистан связи и со 02.06.1992 г. по 09.12.1993 г. в должности телефонист междугородной телефонной станции, Чирчикский городской узел электросвязи Республики Узбекистан, отменить Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 20.01.2021 г. по делу N33-480/2021 (33-8746/2020) или принять по делу новое решение.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись судом кассационной инстанции о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных постановлений, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств- участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств- участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если отработано на соответствующих работах не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, на один год за каждые 2 года.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Списке N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N10 (Раздел ХХ1Х "Связь", позиция 23100000-19093), предусмотрены телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорочных пунктах с круглосуточным действием.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 10.01.2020 г. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона ль 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орске Оренбургской области (межрайонного) от 21 апреля 2020 г. N 117 в удовлетворении заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано с указанием не отсутствие сведений об уплате страховых взносов в ПФР, а также документального подтверждения от компетентных органов Республики Узбекистан наличия схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий определения права на досрочную пенсию по старости, отсутствует подтверждение приобретения пенсионных прав заявителем на территории Республики Узбекистан.
В специальный стаж не включены оспариваемые периоды работы с 01 января 1991 года по 1 июня 1992 года в должности "телефонист" 3 класса междугородней телефонной станции отделения связи "Авангард" Тойтепинского узла связи Республики Узбекистан и со 2 июня 1992 года по 9 декабря 1993 года в должности "телефонист" междугородней телефонной станции Чирчикского городского узла электросвязи связи Республики Узбекистан. Данные периоды работы подтверждаются записями в трудовой книжке ФИО1 и льготными справками.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования руководствуясь частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", указал на отсутствие оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периодов с 13 марта 1992 г. по 01 июня 1992 г, со 02 июня 1992 г. по 09 декабря 1993 г.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого постановления по доводам жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 03 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 20 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Ившина
Судьи И.М. Ромасловская
М.В. Романов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.