Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу Осокина Владимира Валерьевича на вступившие в законную силу постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области N06-07/7 от 09 июля 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 27 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Осокина Владимира Валерьевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области N06-07/7 от 09 июля 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 года, решением судьи Курганского областного суда от 27 ноября 2020 года, глава Шадринского района Курганской области Осокин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на постановление должностного лица административного органа и судебные акты, Осокин В.В. приводит доводы об их незаконности, просит их отменить и производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения и в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа Финансового управления Курганской области от 16.01.2020 года N2 "О назначении контрольного мероприятия", специалистами контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансферов, предоставленных из областного бюджета бюджету Шадринского района Курганской области в Управлении жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства Администрации Шадринского района Курганской области.
При проведении проверки было установлено, что законом Курганской области от 27.12.2018 года N163 "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на реализацию государственной Программы Курганской области "Развитие автомобильных дорог", утвержденной Постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 года N473, в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 27.03.2019 года N81 "О распределении субсидий, выделяемых из областного бюджета местным бюджетам на дорожную деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций), на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в 2019 году" бюджету Шадринского района предусмотрены межбюджетные трансферы в виде субсидии на дорожную деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области в сумме "данные изъяты" рублей (КБК 133-0409-2900315030-520).
Решением Шадринской районной Думы от 20.12.2018 года N31 (с изменениями) "О бюджете Шадринского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Управлению жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации Шадринского района Курганской области на прочие расходы, не включенные в муниципальные программы Шадринского района, предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств дорожного фонда Курганской области по направлению расходов "Дорожная деятельность и осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (оформление правоустанавливающих документов, расходы на уплату налога на имущество организаций") в сумме "данные изъяты" рублей (КБК 136-0409-5090015030-200).
Администрацией Шадринского района Курганской области и Департаментом строительства, госэкпертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области заключено соглашение N32 от 07.05.2019 года "О направлении в 2019 году в бюджет муниципального образования Шадринский район Курганской области субсидий из дорожного фонда Курганской области".
Согласно пункту 1.3 раздела 1 вышеуказанного Соглашения, администрация района обеспечивает направление в 2019 году из средств бюджета муниципального образования Шадринский район Курганской области на долевое финансирование на виды работ на объектах дорожной деятельности и иные мероприятия "данные изъяты" рубля, указанных в Приложении 1 к Соглашению. В соответствии с пунктом 2.3.6 администрация района обязуется перечислить денежные средства в соответствии с уровнем софинансирования согласно пункту 1.3 Соглашения. Пунктом 1.40 Приложения 1 к Соглашению установлено, что за счет средств местного бюджета должен быть оплачен строительный контроль на сумму "данные изъяты" рубля.
Решением Шадринской районной Думы от 19.12.2019 года N21 "О внесении изменений и дополнений в решение Шадринской районной Думы от 20.12.2018 года N31 "О бюджете Шадринского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" внесены изменения в бюджет Шадринского района, в соответствии с которыми бюджетные ассигнования на прочие расходы, не включенные в муниципальные программы Шадринского района по направлению расходов "Средства местного бюджета на проектирование, строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения", не предусмотрены.
Постановлением Правительства Курганской области от 31 января 2012 г. N 18 "О регулировании отдельных отношений в сфере дорожной деятельности" утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из дорожного фонда Курганской области бюджетам муниципальных районов, городских округов Курганской области на дорожную деятельность и на осуществление иных мероприятий в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения Курганской области (далее также - Порядок предоставления субсидий), пунктом 4 которого установлено, что условиями предоставления субсидий является, в том числе обеспечение долевого финансирования расходов за счет средств местных бюджетов на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и иные мероприятия, на которые направляются субсидии, в размере не менее 1% от общих годовых расходов, направляемых на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и иные мероприятия за счет субсидий местных бюджетов.
Фактически, за счет местного бюджета, расходы на оплату услуг по осуществлению строительного контроля в 2019 году не производились, что является нарушением пункта 1.3 раздела 1 Соглашения от 07.05.2019 года N32, и свидетельствует о неисполнении обязательств, вытекающих из вышеуказанного Соглашения.
По указанному факту уполномоченным должностным лицом - главным специалистом сектора контрольных мероприятий контрольно-ревизионного отдела Финансового управления Курганской области 25 июня 2020 года в отношении главы Шадринского района Осокина В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку Осокин В.В, являвшийся на момент совершения административного правонарушения "данные изъяты", в обязанности которого входило осуществление полномочий по организации составления проекта бюджета района, нарушил условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Оснований, влекущих недействительность результатов выездной проверки, равно как и обстоятельств, свидетельствующих о том, что уполномоченными должностными лицами со стороны финансового управления Курганской области допущены грубые нарушения положении и норм действующего законодательства, не установлено и судебным инстанциям не представлено.
Доводы жалобы заявителя, которые сведены к тому, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, в том числе со ссылкой на непредставление подрядчиком полного пакета документов оказанных услуг строительного контроля, являлись предметом исследования судебных инстанций. Отклоняя указанные доводы, суды, установив, что за счет местного бюджета расходы на оплату услуг по осуществлению строительного контроля в 2019 г. не производились, пришли к обоснованному выводу о том, что данное обстоятельство является нарушением пункта 1.3 раздела 1 соглашения от 7 мая 2019 г. и свидетельствует о неисполнении обязательств, вытекающих из него. Исполнение возложенных соглашением обязательств администрацией в 2020 году не свидетельствует об отсутствии в деянии Осокина В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется. Доводы жалобы об обратном безосновательны.
Приведенные в жалобе не ставят под сомнение наличие в действиях Осокина В.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, а также толкованием правовых положений, регулирующих указанные правоотношения, основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Действия Осокина В.В. правильно квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Протокол об административном правонарушении в отношении Осокина В.В. составлен уполномоченным должностным лицом без участия Осокина В.В, извещенного о совершении данного процессуального действия надлежащим образом. Копия протокола об административном правонарушении была направлена Осокину В.В. в установленном порядке.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Осокина В.В. вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Административное наказание Осокину В.В. назначено в соответствии с санкцией частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом того, что допущенное правонарушение, создает реальную угрозу охраняемым общественным отношениям в области финансово-бюджетного регулирования, создает предпосылки для дезорганизации функционирования бюджетной системы, нарушению финансовой дисциплины, судьями обосновано не усмотрено оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалоб Осокина В.В. на постановление судьями районного суда и областного суда дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы Осокина В.В. дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление первого заместителя начальника Финансового управления Курганской области N06-07/7 от 09 июля 2020 года, решение судьи Шадринского районного суда Курганской области от 23 сентября 2020 года, решение судьи Курганского областного суда от 27 ноября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Осокина Владимира Валерьевича, оставить без изменения, жалобу Осокина Владимира Валерьевича - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.