Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Печенкина Н.А., рассмотрев жалобу защитника администрации Катав-Ивановского сельского поселения - Решетовой В.А. на постановление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору "данные изъяты". от 07 июля 2020 года, представление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору "данные изъяты" от 07 июля 2020 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 18 сентября 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 02 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Катав-Ивановского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору "данные изъяты" N 040126 от 07 июля 2020 года администрация Катав-Ивановского сельского поселения (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
07 июля 2020 года врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору "данные изъяты" было вынесено представление N 040126 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 18 сентября 2020 года (дело N 12-62/2020) постановление должностного лица от 07 июля 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Челябинского областного суда от 02 декабря 2020 года вышеуказанные постановление и представление должностного лица, вынесенные 07 июля 2020 года, решение судьи городского суда, оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник администрации - Решетова В.А. просит отменить постановление и представление должностного лица, вынесенные 07 июля 2020 года, и судебные решения, ссылаясь на их незаконность, и прекратить производство по делу.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 01 марта 2021 года.
Должностное лицо, вынесшее постановление уведомлено о подаче указанной жалобы, в установленный срок возражения не представило.
Проверив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года (действовавшие на момент совершения администрацией рассматриваемого административного правонарушения).
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу пункта 72(3) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно пункту 77 Правил руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Согласно пункту 78 Правил на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Челябинской области N 182-П от 30 апреля 2020 года с 01 мая 2020 года на территории Челябинской области был введен особый противопожарный режим.
На основании планового (рейдового) задания заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам УНДиПР ГУ МЧС Росси по Челябинской области "данные изъяты" N76 от 18 мая 2020 года, 28 мая 2020 года проведен плановый рейдовый осмотр, обследование территории - Челябинская области, Катав-Ивановский район, город Катав-Ивановск категория земель - земли поселения, в ходе которого установлено, что юридическое лицо - администрация Катав-Ивановского городского поселения допустило нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 и частями 6, 6.1 и 7 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:
пригорки по улице Уральской, город Катав-Ивановск, Катав-Ивановский район, Челябинская область (грунтовая дорога в сторону водокачки), не очищены, от горючих отходов, мусора, тар сухой растительности;
пригорок по улице Уральской, город Катав-Ивановск, Катав-Ивановский район, Челябинская область (напротив дома N 70), не очищен, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;
пригорок по улице Чапаева, 92, город Катав-Ивановск, Катав-Ивановский район, Челябинская область (гора, смотровая площадка), не очищен, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;
по улице Подлесная, город Катав-Ивановск, Катав-Ивановский район, Челябинская область (ориентировочно дом 207), территория не очищена, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности;
территория города Катав-Ивановск, Катав-Ивановский район не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0, 5 метра или иным противопожарным барьером.
На основании изложенного, 25 июня 2020 года в отношении юридического лица должностным лицом ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении N 61.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации к ответственности в соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения администрацией Катав-Ивановского городского поселения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 25 июня 2020 года (л.д.18-19), заданием на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования территорий от 18 мая 2020 года (л.д.31), актом осмотра, обследования территории по плановому (рейдовому) заданию (л.д.32), а также иными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное администрацией деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, при этом каких-либо доказательств, указывающих на то, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению, в материалах дела не имеется.
Доводы жалобы о том, что статус должностного лица, вынесшего постановление, с пометкой "врио", на дату вынесения постановления 07 июля 2020 года судами не проверен, безоснователен. Согласно приказу по личному составу от 23 июня 2020 года на "данные изъяты" возложено временное исполнение служебных обязанностей заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору с 18 июня по 05 августа 2020 года (л.д.165-166). Следовательно, сомнений в полномочиях данного должностного лица на вынесение постановления в рамках настоящего дела об административном правонарушении 07 июля 2020 года, не имеется.
Суждения автора жалобы, сведенные к тому, что действия администрации не подлежали квалификации по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несостоятельны. Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено 28 мая 2020 года, то есть в день его выявления в период действия на территории Челябинской области особого противопожарного режима.
Доводы жалобы о том, что администрация не является надлежащим субъектом, принадлежность администрации обследуемой территории не доказана, являлись предметом исследования судебных инстанций и обоснованно со ссылками на представленные в материалы дела доказательства отклонены. Так, согласно ответу главы Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, согласно генеральному плану земельные участки располагаются в границах населенного пункта города Катав-Ивановск. Вопреки доводам жалобы, доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их допустимости, относимости, достоверности и полноты, при этом оснований для исключения каких-либо доказательств по мотиву их недопустимости не установлено, из материалов дела не следует. Оснований для переоценки выводов должностного лица, судебных инстанций и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные по делу обстоятельства, не имеется.
Ссылка защитника на то, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет не юридическое лицо, а его руководитель, подлежит отклонению, как основанная на неверном толковании положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника о том, что проверка проводилась должностным лицом в отсутствие представителя администрации, основанием для отмены обжалуемых актов не являются.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года N 290 "О федеральном государственном пожарном надзоре" органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе проводят систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (пункт 1), органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции проводят плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков по вопросам обеспечения пожарной безопасности (подпункт "и" пункта 5 постановления).
Согласно пункту 8 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года N 644 должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право, в том числе, в рамках мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проводить наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Оснований полагать, что при осуществлении своей деятельности в данном случае должностными лицами органа пожарного надзора допущены нарушения прав юридического лица, не имеется.
Нарушений административным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами не установлено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия администрации правильно квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении администрации не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При пересмотре дела судьей городского суда, а затем судьей областного суда, дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Всем доводам жалобы была дана надлежащая правовая оценка, выводы судебных инстанций, достаточным образом мотивированны.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Кроме того, отсутствуют основания для отмены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 07 июля 2020 года вышеназванное должностное лицо, руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло администрации представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Названным представлением администрации предложено рассмотреть данное представление, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сообщив о принятых мерах не позднее одного месяца со дня получения этого документа.
Как, верно, указал судья областного суда, указанное представление содержит нормативное обоснование совершенного нарушения, указано на совершение действий и срок исполнения. Приведенные заявителем жалобы указанные выводы судьи областного суда не опровергают. Правовых оснований для отмены представления у судов не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору от 07 июля 2020 года, представление врио заместителя главного государственного инспектора ОНДиПР по Саткинскому и Катав-Ивановскому районам по пожарному надзору "данные изъяты" от 07 июля 2020 года, решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 18 сентября 2020 года, решение судьи Челябинского областного суда от 02 декабря 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Катав-Ивановского сельского поселения оставить без изменения, жалобу защитника администрации Катав-Ивановского сельского поселения - Решетовой В.А. оставить без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Печенкина Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.