Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Нижневартовскавиа" (далее - АО "Нижневартовскавиа", Общество) Метелица О.Г. на постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора "данные изъяты". от 02 июля 2020 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Нижневартовскавиа",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора "данные изъяты" от 02 июля 2020 года, оставленным без изменения решениями судей Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2020 года, суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 января 2021 года, АО "Нижневартовскавиа" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе на указанные постановление должностного лица, судебные акты законный представитель Общества Метелица О.Г. просит их отменить, считая необоснованными, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ невыполнение либо нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
При рассмотрении дела установлено, что 14 мая 2020 года в 00.00 АО "Нижневартовскавиа" не исполнило требования пункта 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2011 года N 42 (в редакции, действующей в момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Правила охраны), обязывающее осуществлять охрану границ территории (периметра) аэропорта г. Нижневартовск подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для его привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица, судебных актах судей нижестоящих судебных инстанций, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины Общества в совершении административного правонарушения.
Довод жалобы о том, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, поскольку положения пункта 4 Правил охраны противоречат федеральному законодательству, был предметом проверки должностного лица и судей городского и окружного судов и обоснованно признан несостоятельным.
Воздушный кодекс Российской Федерации в статье 83 определяет авиационную безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (пункт 1). Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (пункт 2).
Согласно пункту 1 Правил под охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту аэропортов и объектов их инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
Обеспечение авиационной безопасности имеет специальное правовое регулирование, в соответствии с которым ограничен субъектный состав, осуществляющий охрану аэропортов (статья 84 Воздушного кодекса Российской Федерации). В пункте 4 Правил охраны поименован (конкретизирован) субъектный состав участников правоотношений, связанных с охраной аэропорта, в силу прямого указания пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, требование об охране границ территории немеждународных аэропортов подразделениями ведомственной охраны Минтранса России (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) не противоречит пункту 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Ссылка Общества на пункт 7.1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности), раскрывающий понятие "подразделения транспортной безопасности", используемое в данном законе, согласно которому это осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава правонарушения.
Закон о транспортной безопасности в целях устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства предусматривает, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 2 и часть 5 статьи 4).
В пункте 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним Правилах охраны, в частности в их пункте 4, предусмотрено, что охрана границ территории (периметра) аэропорта, не являющегося международным, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Минтранса России.
Пункт 3 статьи 1 Закона о транспортной безопасности определяет понятие "компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности" как федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Такое нормативное правовое регулирование, направленное на надлежащее обеспечение безопасности аэропортов и объектов их инфраструктуры ввиду их особого режима, установленное на основании закона Правительством Российской Федерации, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся решений. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ о всесторонности и полноте рассмотрения дела выполнены, необходимые меры для проверки доводов, заявленных Обществом, приняты.
Оснований ставить под сомнение установленные при рассмотрении данного дела обстоятельства не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица, судей нижестоящих судебных инстанций, не имеется.
При указанных обстоятельствах действия АО "Нижневартовскавиа" правильно квалифицированы по части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 11.3.1 КоАП РФ справедливое.
При рассмотрении жалобы АО "Нижневартовскавиа" на постановление судьями городского, окружного судов дело проверено в соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела право АО "Нижневартовскавиа" на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ УФО Ространснадзора "данные изъяты" от 02 июля 2020 года, решение судьи Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 ноября 2020 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО "Нижневартовскавиа" оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.