Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Башкова А.В, судей Хваткова Г.О, Осадчего С.В, при секретаре Хабибулиной У.С, с участием прокурора Кротова А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осуждённого Ильичева С.В. о пересмотре приговора Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 12 октября 2020 года, которым
Ильичев Сергей Викторович, родившийся "данные изъяты" года, судимый:
- 23 марта 2017 года Верхнесалдинским районным судом Свердловской области, с учётом изменений, внесённых апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Свердловского областного суда от 23 мая 2017 года, по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобождённый на основании постановления Златоустовского городского суда Челябинской области от 7 декабря 2018 года условно-досрочно на 3 месяца 15 дней, осуждён по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Ильичеву С.В. изменена с запрета определенных действий на заключение под стражу. Взят под стражу в зале суда.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу. Постановлено на основании чч. 31, 32 ст. 72 УК РФ зачесть время содержания Ильичева С.В. под стражей с 26 мая 2020 года по 27 мая 2020 года, а также с 12 октября 2020 года до вступления приговора суда в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В апелляционном порядке приговор не обжалован, вступил в законную силу 23 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Башкова А.В, выслушав мнение прокурора Кротова А.В, просившего судебные решения оставить без изменений, судебная коллегия
установила:
вышеуказанным приговором суда Ильичев С.В. признан виновным в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств, являющихся производным веществом 2-(1-Бутил-1H-индазол-3-карбоксамидо)уксусной кислоты, массой 0, 292 грамма, то есть в крупном размере.
Преступление совершено осуждённым 25 мая 2020 года в период с 16:00 до 18:00 в г. Верхняя Салда Свердловской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе Ильичев С.В. не соглашается с приговором суда, просит его изменить, переквалифицировать действия с ч. 2 ст. 228 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 228 УК РФ, исключить из приговора указание на общественную опасность и совершение преступления против здоровья населения и общественной нравственности, применить положения ст.ст. 14, 64 УК РФ, снизив назначенное наказание. Указывает, что совершенное преступление является малозначительным в силу обстоятельств, при которых оно совершено. По мнению автора жалобы, суд не учёл его посткриминальное поведение, что повлекло назначение чрезмерно сурового наказания. Отмечает, что размер изъятого наркотика хоть и относится к крупному, но является незначительным. Обращает внимание, что его действия не были направлены на употребление наркотика, сразу же после того, как был получен свёрток, он был задержан. В этой связи считает, что его действия не являются общественно опасными, а умысел не направлен на причинение вреда здоровью и общественной нравственности населения, в связи с чем его действия должны квалифицироваться как покушение. Сообщает, что положительно характеризуется по месту жительства и на работе, воспитывает несовершеннолетнюю дочь.
В возражениях на кассационную жалобу Верхнесалдинский городской прокурор Корпачев П.В. просит оставить приговор без изменения, кассационную жалобу осуждённого без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выступление прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Вопреки доводам кассационной жалобы вина Ильичева С.В. в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств в крупном размере установлена судом на основе исследования достаточной совокупности относимых и допустимых доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст.ст. 17, 87, 88 УПК РФ.
Приведённые в приговоре доказательства бесспорно указывают на причастность осуждённого к инкриминируемому ему преступлению и на наличие у него умысла на незаконное приобретение и хранение наркотика.
В основу приговора суд первой инстанции правильно положил показания самого Ильичева С.В, который последовательно пояснял об обстоятельствах обнаружения свёртка с наркотическим средством и его хранения при себе в одежде как в ходе судебного заседания, так и на предварительном следствии (т. 1 л.д. 70-76), показания свидетелей-понятых "данные изъяты" в присутствии которых у Ильичева С.В. обнаружен и изъят полимерный пакет, обмотанный синей изолентой с комкообразным веществом (т. 1 л.д. 38-40), а также письменные материалы дела, в том числе: рапорт УУП МО МВД России "Верхнесалдинский" "данные изъяты" от 25 мая 2020 года (т. 1 л.д. 6), справку об исследовании и заключение эксперта (т. 1 л.д. 16, 34-36), которым определён вид наркотического средства и его масса.
В этой связи доводы кассационной жалобы осуждённого о неоконченном характере его действий являются несостоятельными, все признаки деяния, образующие объективную сторону инкриминируемого ему преступления, им выполнены. По юридической конструкции состав преступления является формальным и окончен в момент совершения самого деяния, именно с этого момента уголовный закон связывает наступление уголовной ответственности, поскольку создаётся угроза причинения вреда охраняемым уголовным законом интересам - здоровью населения.
Фактические обстоятельства незаконного приобретения и хранения Ильичевым С.В. наркотического средства установлены судом правильно, подтверждаются приведёнными доказательствами, их юридическая оценка по ч. 2 ст. 228 УК РФ является верной, соответствует им и требованиям уголовного закона.
Поскольку осуждённым совершено преступление, которое относится к категории тяжкого преступления, а фактические данные (объективный критерий) и содержание умысла Ильичева С.В. (субъективный критерий) не свидетельствуют о намерении им совершить менее общественно опасное деяние, судебная коллегия отвергает несостоятельный аргумент жалобы осуждённого о малозначительности деяния, как не основанный на обстоятельствах дела и требованиях уголовного закона (ч. 2 ст. 14 УК РФ).
Назначенное судом осуждённому наказание соответствует требованиям, предусмотренным ст.ст. 6, 43, 60 УК РФ.
Судом обоснованно учтены сведения о личности виновного, который разведён, имеет несовершеннолетнюю дочь, постоянное место работы и жительства, характеризуется положительно, на учёте у врача психиатра и нарколога не состоит.
Обстоятельствами, смягчающими наказание осуждённого, суд при постановлении приговора верно признал и учёл: в соответствии с чч. 1, 2 ст. 61 УК РФ - полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование расследованию преступления, наличие несовершеннолетнего ребёнка, оказание помощи престарелой и имеющей проблемы со здоровьем матери, состояние здоровья самого осуждённого, имеющего тяжёлые хронические заболевания.
Обстоятельством, отягчающим наказание Ильичева С.В, суд в соответствии с требованиями закона (ст.ст. 18, 68 УК РФ) признал рецидив, вид которого определилкак опасный, поскольку он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления по приговору от 23 марта 2017 года и вновь совершил тяжкое преступление.
Суд мотивировал своё решение о невозможности применения к Ильичеву С.В. правил ст.ст. 64, 73 УК РФ, приведя фактические данные о характере и степени общественной опасности совершённого им преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Наличие отягчающего обстоятельства исключает применение положений ч. 6 ст. 15 УК РФ. Реализация нормы ст. 73 УК РФ в отношении осуждённого также невозможна ввиду опасного вида рецидива, содержащегося в его действиях.
Все заявленные осуждённым в жалобе доводы учтены судом при назначении наказания. Оснований для повторного учёта сведений о личности и смягчающих обстоятельств не имеется.
Вид исправительного учреждения судом определён правильно, в соответствии с п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
По своему виду и размеру наказание соответствует тяжести совершённого преступления, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, назначено с учётом требований ч. 3 ст. 68 УК РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 228 УК РФ.
Несмотря на изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение уголовно-процессуального и уголовного законов, влияющее на размер окончательного наказания, то есть на исход дела, что является основанием в силу требований ст. 401.15 УПК РФ для изменения состоявшегося судебного решения.
В частности, суд первой инстанции, исследовав материалы уголовного дела, проигнорировал, что Ильичев С.В. фактически задержан 25 мая 2020 года, о чём свидетельствует рапорт УУП МО МВД России "Верхнесалдинский" (т. 1 л.д. 6).
С учётом положений пп. 15, 42 ст. 5 УПК РФ, ст. 128 УПК РФ, срок содержания под стражей Ильичева С.В. следует исчислять с момента его фактического задержания, а не, как указано в приговоре, с 26 мая 2020 года.
Поскольку в данном случае неправильный зачёт наказания в срок отбытия лишения свободы свидетельствует о неправильном применении уголовного и уголовно-процессуального законов, влияет на окончательный размер наказания, что является существенным нарушением закона, влияющим на исход дела, и в силу ст. 401.15 УПК РФ влечёт изменение судебного решения.
В этой связи приговор подлежит изменению, а срок зачёта содержания под стражей - исчислению с 25 мая 2020 года из расчёта один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Верхнесалдинского районного суда Свердловской области от 12 октября 2020 года в отношении Ильичева Сергея Викторовича изменить:
зачесть в срок отбытия наказания в виде лишения свободы время содержания Ильичева С.В. под стражей с 25 мая 2020 года до 27 мая 2020 года из расчёта один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
В остальной части обжалуемое судебное решение оставить без изменения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 471 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.