Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пудовкиной Я.С, судей Осадчего С.В. и Субботина А.А.
при секретаре Павловой Е.В.
с участием прокурора Кротова А.В, адвоката Стародумовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по кассационному представлению первого заместителя прокурора Тюменской области Биктимерова Р.М. и кассационной жалобе осужденного Харитонова И.Н. на приговор мирового судьи судебного участка N 7 Центрального судебного района г. Тюмени от 3 сентября 2020 года в отношении
Харитонова Игоря Николаевича, "данные изъяты" года рождения, судимого:
- 17 января 2018 года Тобольским городским судом Тюменской области по ч. 1 ст. 158 УК РФ (2 преступления), ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 161, п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ с применением ч. 2 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима; постановлением Калининского районного суда г. Тюмени от 20 января 2020 года неотбытая часть наказания в виде лишения свободы сроком 8 месяцев заменена на наказание в виде ограничения свободы на срок 8 месяцев, освобожденного из исправительного учреждения 31 января 2020 года, - 8 июня 2020 года мировым судьей судебного участка N 13 Ленинского судебного района г. Тюмени по ч. 1 ст. 158 УК РФ (2 преступления) с применением ч. 2 ст. 69, ст. 70 УК РФ (приговор от 17 января 2018 года) к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, осужденного по ч. 1 ст. 160 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 месяцев, по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 месяцев; на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 месяцев; в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от 8 июня 2020 года окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в отношении Харитонова И.Н. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу; он взят под стражу в зале суда; срок отбывания наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу.
В соответствии с п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания Харитонова И.Н. под стражей с 3 сентября 2020 года по день вступления приговора в законную силу включительно зачтено в срок наказания из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
В апелляционном порядке приговор обжалован не был и вступил в законную силу 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пудовкиной Я.С, выступление прокурора Кротова А.В, поддержавшего доводы кассационного представления, а также выступление адвоката Стародумовой А.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, согласившейся с кассационным представлением в части, улучшающей положение осужденного, судебная коллегия, установила:
Харитонов И.Н. признан виновным:
- в хищении 5 мая 2020 года вверенного ему имущества, принадлежащего "данные изъяты" стоимостью 2 874 рубля;
- в тайном хищении 16 мая 2020 года принадлежащего "данные изъяты" сотового телефона стоимостью 8 727 рублей.
В кассационном представлении первый заместитель прокурора Тюменской области Биктимеров Р.М, не соглашаясь с приговором суда, обращает внимание на то, что суд необоснованно не учел состояние здоровья Харитонова И.Н. в качестве смягчающего наказание обстоятельства, а также, вопреки требованиям ч. 5 ст. 69 УК РФ, не зачел наказание, отбытое им по приговору от 8 июня 2020 года, в окончательное наказание, хотя указал об этом в описательно-мотивировочной части приговора. Кроме того, ссылаясь на положения ч. 3 ст. 72 УК РФ, отмечает, что суд зачел осужденному в срок наказания время его содержания под стражей с 3 сентября 2020 года по день вступления приговора в законную силу, тогда как зачету подлежал период до дня вступления приговора в законную силу. Просит приговор в части зачета в срок отбытия наказания времени содержания Харитонова И.Н. под стражей с 3 сентября 2020 года по день вступления приговора в законную силу отменить, направить уголовное дело в этой части на новое судебное рассмотрение в порядке ст. 397 УПК РФ, учесть состояние здоровья осужденного в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, снизить Харитонову И.Н. срок назначенного наказания как за каждое преступление, так и по совокупности преступлений, в резолютивной части приговора указать на зачет отбытого по приговору от 8 июня 2020 года наказания в срок окончательного наказания.
В кассационной жалобе осужденный Харитонов И.Н, не соглашаясь с приговором, ссылается на положения ч. 5 ст. 69 УК РФ и просит зачесть в окончательное наказание отбытое им наказание по предыдущему приговору.
Заслушав выступления сторон, проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Приговор в отношении Харитонова И.Н. постановлен по правилам главы 40 УПК РФ, применен особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением.
В судебном заседании подсудимый вину в совершении преступления признал полностью, с предъявленным обвинением согласился, поддержал заявленное в присутствии защитника при ознакомлении с материалами уголовного дела ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства (т. 2 л.д. 4-6, 7, 57).
При рассмотрении уголовного дела суд убедился, что предъявленное Харитонову И.Н. обвинение, с которым он согласился, является обоснованным и подтверждается доказательствами, собранными по делу.
Действия Харитонова И.Н. правильно квалифицированы судом по ч. 1 ст. 160, ч. 1 ст. 158 УК РФ.
При назначении подсудимому наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 60 УК РФ учел характер и степень общественной опасности преступлений, сведения о личности подсудимого (в том числе смягчающие и отягчающее наказание обстоятельства).
Смягчающими наказание Харитонова И.Н. обстоятельствами суд признал: раскаяние в содеянном, признание вины, наличие на иждивении малолетнего ребенка, по преступлению от 16 мая 2020 года - активное способствование раскрытию преступления.
Обстоятельством, отягчающим наказание виновного, суд правильно признал рецидив преступлений.
Выводы суда о необходимости назначения Харитонову И.Н. наказания в виде реального лишения свободы с учетом положений, предусмотренных ч. 5 ст. 62 УК РФ, а также об отсутствии оснований для применения в отношении него положений ст.ст. 64, 73 УК РФ должным образом мотивированы в приговоре.
Вместе с тем приговор подлежит изменению на основании ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ ввиду существенных нарушений уголовного закона, повлиявших на исход дела.
Так, при назначении подсудимому наказания суд не учел обстоятельство, смягчающее наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 61 УК РФ.
Из материалов уголовного дела следует, что о совершении Харитоновым И.Н. хищения вверенного ему велосипеда, принадлежащего "данные изъяты" сотрудники полиции узнали из его объяснения, данного оперативному уполномоченному полиции 13 мая 2020 года - до возбуждения уголовного дела (т. 1 л.д. 130). До этого сообщения сотрудникам полиции не было известно, кто совершил хищение имущества потерпевшего.
Добровольное сообщение Харитонова И.Н. о совершенном им преступлении на основании ч. 1 ст. 142 УПК РФ является явкой с повинной, которая в соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ подлежит учету как смягчающее наказание виновного обстоятельство.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ судебная коллегия полагает необходимым признать в качестве обстоятельства, смягчающего наказание осужденного, состояние его здоровья. Сведения о наличии у Харитонова И.Н. психических недостатков имелись в экспертном заключении, исследованном в судебном заседании, однако не были учтены судом первой инстанции, о чем обоснованно указано в кассационном представлении.
Исходя из совокупности смягчающих наказание обстоятельств, с учетом внесенных в приговор изменений, судебная коллегия полагает необходимым применить в отношении Харитонова И.Н. положения ч. 3 ст. 68 УК РФ и снизить осужденному срок наказания как за каждое из совершенных преступлений, так и по совокупности преступлений в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ (путем частичного сложения назначенных наказаний) и ч. 5 ст. 69 УК РФ.
При этом, принимая во внимание характер, степень общественной опасности, обстоятельства совершенных преступлений и данные о личности осужденного, судебная коллегия не находит оснований для назначения ему наказания с учетом ст. 73 УК РФ и не усматривает исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения ст. 64 УК РФ.
Помимо изложенного, суд допустил еще одно существенное нарушение уголовного закона, повлиявшее на правильность назначения виновному наказания, то есть на исход дела.
Так, указав в описательно-мотивировочной части приговора о том, что отбытое по приговору от 8 июня 2020 года наказание в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ подлежит зачету в окончательное наказание, суд такой зачет фактически не произвел, на что обоснованно обращено внимание в кассационных представлении и жалобе.
На основании ч. 5 ст. 69 УК РФ отбытое по предыдущему приговору наказание следует зачесть Харитонову И.Н. в окончательно назначенное наказание.
Иных оснований изменения приговора, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, судебная коллегия не усматривает.
Произведенный судом зачет в срок лишения свободы времени содержания Харитонова И.Н. под стражей с 3 сентября 2020 года по день вступления приговора в законную силу, с учетом исчисления срока отбывания наказания с этого же дня, исходя из положений п. "а" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, не является существенным нарушением уголовного закона, повлиявшим на исход дела.
Отбывание лишения свободы в исправительной колонии строгого режима назначено осужденному согласно п. "в" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор мирового судьи судебного участка N 7 Центрального судебного района г. Тюмени от 3 сентября 2020 года в отношении Харитонова Игоря Николаевича изменить:
- на основании п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ признать явку Харитонова И.Н. с повинной по преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 160 УК РФ, смягчающим наказание обстоятельством, - на основании ч. 2 ст. 61 УК РФ признать состояние здоровья Харитонова И.Н. по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 160, ч. 1 ст. 158 УК РФ, смягчающим наказание обстоятельством, - с учетом внесенных изменений с применением ч. 3 ст. 68 УК РФ смягчить Харитонову И.Н. наказание за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 160 УК РФ, до 6 месяцев лишения свободы, за преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 158 УК РФ, до 7 месяцев лишения свободы, - в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний назначить Харитонову И.Н. наказание в виде лишения свободы на срок 8 месяцев, - на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания и наказания по приговору от 8 июня 2020 года назначить Харитонову И.Н. окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 11 месяцев, - в окончательное наказание зачесть Харитонову И.Н. наказание, отбытое по приговору от 8 июня 2020 года, - с 8 июня 2020 года по 2 сентября 2020 года.
В остальной части приговор оставить без изменения.
Кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.