Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П. и Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Автухова Евгения Владимировича на решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 18 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2020 года по административному делу N 2а-3569/2020 по административному исковому заявлению Автухова Евгения Владимировича к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Челябинская областная клиническая наркологическая больница" о признании незаконными решения о выставлении диагноза, влекущего диспансерное наблюдение и являющегося основанием для прекращения действия специального права, действий по раскрытию сведений, составляющих врачебную тайну.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, выслушав возражение представителя ГБУЗ "ЧОКНБ" Зайцева С.П, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Тепловой М.Н. Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Автухов Е.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Челябинская областная клиническая наркологическая больница" - (далее ГБУЗ "ЧОКНБ").
В обосновании своих требований указал, что 19 сентября 2019 года был доставлен в ГБУЗ "ЧОКНБ", так как почувствовал неблагоприятные последствия вследствие "данные изъяты" В течение суток его состояние нормализовалось, но на адресованные лечащему врачу просьбы о выписке из учреждения получил отказ и находился в лечебном учреждении по 05 октября 2019 года. Со слов лечащего врача узнал, что ему выставлен диагноз - " "данные изъяты"".
О последствиях выставленного диагноза узнал после получения определения Тракторозаводского районного суда г.Челябинска по делу N 2а-2320/2020, возбужденному по иску прокурора того же района о прекращении действия имеющегося у него специального права.
Решением Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 18 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2020 года, административное исковое заявление Автухова Е.В. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 06 февраля 2021 года, Автухов Е.В. выражая несогласие с судебными актами судов первой и апелляционной инстанций, просит отменить их в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его требования.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию административного истца, занятую им в ходе рассмотрения его административного иска и в суде апелляционной интенции; в жалобе он указывает на обстоятельства, свидетельствующие об ошибочности и несоблюдении порядка выставления ему диагноза - " "данные изъяты"", а также на несоблюдение административным ответчиком врачебной тайны, ранее изложенные им в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе.
Прокурором, участвующим в деле представлены письменные возражения относительно доводов кассационной жалобы.
Административный истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещен надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в их отсутствие, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения относительно неё, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судами установлено и из материалов дела следует, что согласно медицинской карте N 4733 стационарного больного, Автухов Е.В. находился на стационарном лечении в ГБУЗ "ЧОКНБ" с 19 сентября 2019 года по 05 октября 2019 года.
Согласно сопроводительному листу станции СМП г.Челябинска от 19 сентября 2019 года, врач Дубровский А.А. сообщил Автухову Е.В. следующее: " "данные изъяты"
Осмотром дежурного врача от 19 сентября 2019 года установлено следующее: " "данные изъяты"
Как следует из результатов лабораторного исследования крови истца от 20.09.2019, показатель АСТ составляет 62, 0 единиц на литр (максимально допустимое значение до 37 единиц на литр), АЛТ - 59 единиц на литр (максимально допустимое значение до 41 единицы на литр).
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), в соответствии с которым медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37).
Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 46 Федерального закона N 323-ФЗ).
Статьей 56 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) установлено, что порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
По смыслу пункта 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Из содержания статьи 32 данного закона следует, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
По условиям медицинская помощь может оказываться: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Формами оказания медицинской помощи являются: экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента; неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента; плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Определив основные виды, условия и формы медицинской помощи, законодатель установил, что оказание медицинской помощи по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) организуется и осуществляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включают в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи (части 1-3 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ).
Порядок оказания помощи устанавливает правила организации и оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинские организации) (пункт 1).
Медицинская помощь по данному профилю осуществляется в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, за исключением высокотехнологичной, медицинской помощи и в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (пункты 2, 3 Порядка оказания помощи).
Федеральным законом N 323-ФЗ предусмотрено, что первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара; специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (части 5, 6 статьи 33, части 1, 2 статьи 34).
Диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинского заключения о заболевании (состоянии) пациента, устанавливается лечащим врачом, который организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (части 2 и 5 статьи 70 Федерального закона N 323-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1034н (далее - Приказ) утверждены Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" (далее - Порядок оказания помощи) и Порядок диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - Порядок диспансерного наблюдения).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь по профилю "психиатрия-наркология" оказывается врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым), который проводит диагностику наркологических расстройств, профилактические мероприятия, лечебные мероприятия, медицинскую реабилитацию, диспансерное наблюдение, определяет медицинские показания для направления лиц с наркологическими расстройствами для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в экстренной и (или) плановой формах, при наличии медицинских показаний - направление на консультацию к врачам-специалистам (пункты 12, 13 Порядка оказания помощи).
Положения пунктов 21-22 Порядка оказания помощи, предшествующих оспариваемому пункту 23, определяют порядок оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях. При поступлении в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи в стационарных условиях пациент осматривается в приемном отделении врачом-психиатром-наркологом. При наличии или угрозе возникновения нарушений жизненно важных функций пациент направляется в отделение реанимации и интенсивной терапии медицинской организации. В иных случаях пациент направляется в наркологическое отделение медицинской организации.
Пункт 23 Порядка оказания помощи указывает на то, в течение какого времени с момента поступления в медицинскую организацию на основании данных клинического обследования, результатов лабораторных исследований устанавливается предварительный диагноз наркологического расстройства и в течение какого времени с момента поступления пациента на основании данных клинического обследования, результатов инструментальных и лабораторных исследований, динамического наблюдения устанавливается основной диагноз данного расстройства.
В соответствии с частью первой статьи 6 Закона о психиатрической помощи гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
Обязательному психиатрическому освидетельствованию подлежит лицо, госпитализированное в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, по основаниям, предусмотренным статьей 29 данного закона, в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров медицинской организации, которая принимает решение об обоснованности госпитализации (часть первая статьи 32 Закона о психиатрической помощи).
Статьей 29 Закона о психиатрической помощи установлены основания, при наличии которых лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает его непосредственную опасность для себя или окружающих, или его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Из приведенных законоположений следует, что Порядок оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" имеет иной предмет правового регулирования и не устанавливает правила обязательного психиатрического освидетельствования, осуществляемого комиссией врачей-психиатров.
Порядок диспансерного наблюдения утвержден Минздравом России во исполнение статьи 56 Федерального закона N 3-ФЗ и содержит правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология".
Статья 27 Закона о психиатрической помощи предусматривает, что диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Изложенное указывает на то, что оспариваемые действия не противоречат пункту 23 Порядка оказания медицинской помощи и пункту 6 Порядка диспансерного, а положения статьи 6 Закона о психиатрической помощи, спорные правоотношения не регулирует.
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается не только по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, но и по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Так, согласно статье 26 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора со стороны прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а значит, и учреждений здравоохранения. При этом в силу статьи 27 данного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций прокурор использует все имеющиеся у него полномочия, включая получение доступа к необходимой для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
На это полномочие прокурора указывается также в пункте 3 части 4 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При поступлении запросов органов прокуратуры о предоставлении необходимой информации при проведении надзора за соблюдением закона либо прав и свобод человека и гражданина, в отношении конкретных лиц, состоящих на учете у врача психиатра-нарколога, или иных обстоятельств, они подлежат немедленному исполнению наркологическими учреждениями.
Доводы, касающиеся доказательственной базы, в том числе отсутствия медицинских показаний для выставления оспариваемого диагноза, подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Приведенные доводы сводятся к повторению позиции административного истца по административному делу, не опровергают выводы судов, не подтверждают нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тракторозаводского районного суда г.Челябинска от 18 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Автухова Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.