Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Родиной А.К.
судей Горбуновой О.А. и Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске 02 марта 2021 года дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 ноября 2020 года
по гражданскому делу N2-474/2020 по иску Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Белоярского городского округа, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Горбуновой О.А, объяснения прокурора Тепловой М.Н, судебная коллегия
установила:
Белоярский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Белоярского городского округа, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области о признании незаконными действий, выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированных свалок бытовых отходов, и понуждении организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", находящемся в границах р.п. Белоярский Свердловской области севернее в 200 м от моста через р. Пышма с Восточной дороги направлением Белоярский - пионерский лагерь; устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации места размещения асбестовых отходов на указанном земельном участке, согласовать размещение асбестовых отходов с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности, разработать предпроектную и проектную документацию для объекта - свалки асбестовых отходов, позволяющую дать оценку принятым проектным решениям о соответствии их санитарным нормам в соответствии с градостроительными решениями.
Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 ноября 2020 года, на Территориальное управление Росимущества в Свердловской области возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных и крупногабаритных отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", находящемся в границах р.п. Белоярский Свердловской области севернее в 200 м от моста через р. Пышма с Восточной дороги направлением Белоярский - пионерский лагерь; согласовать размещение асбестовых отходов на указанном земельном участке с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор; получить санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности; разработать предпроектную и проектную документацию для объекта - свалки асбестовых отходов, позволяющую дать оценку принятых проектных решений о соответствии их санитарным нормам в соответствии с градостроительными решениями. В удовлетворении требований к Администрации Белоярского городского округа прокурору отказано.
В кассационной жалобе ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области просит судебные постановления отменить, считая их постановленными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
В судебном заседании прокурор Теплова М.Н. возражала против отмены судебных постановлений, считая их законными и обоснованными.
Остальные участвующие в деле лица не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статей 167 и 379.5 (части 5) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для их отмены.
Судом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", расположенном в границах р.п. Белоярский Свердловской области севернее в 200 м от моста через р. Пьппма с восточной дороги направлением Белоярский - пионерский лагерь, имеется свалка асбестосодержащих и иных отходов.
Указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации и не закреплен за конкретными лицами. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области осуществляет полномочия собственника федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области.
На расстоянии менее 30 м (в санитарно-защитной зоне несанкционированной свалки) расположены жилые дома по "данные изъяты", менее 500 м - садоводческие товарищества "Ягодка", "Дружба", "Дружба-1", "Дружба-2" в п. Белоярский. Отсутствует (не получено) санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности, предпроектной и проектной документации для объекта - свалки асбестовых отходов, позволяющей дать оценку принятым проектным решениям о соответствии их санитарным нормам и правилам.
Возлагая обязанность по ликвидации свалки и устранению иных допущенных нарушений на Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 209, 210, 214, 125, 206 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 1, 8, 21, 22, 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статей 1, 12, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктами 4.13, 7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, пунктами 2.1, 3.1, 3.12, 5.1, 7.1, 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, пунктами 4.2, 5.1, 5.2 СанПиН 2.1.7.1322-03, пунктами 1.2, 1.3, 2.2 СП 2.1.7.1386-03, исходил из того, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований крайне недопустимы, поскольку размещение жилой застройки и садовых участков в санитарно-защитной зоне свалки асбестовых и твердых коммунальных отходов не только прямо запрещены санитарными правилами, но и создает реальную опасность возникновения и распространения неинфекционных заболеваний (отравлений) населения, в том числе заболеваний органов дыхания лиц, проживающих в зоне влияния указанной свалки; твердые коммунальные отходы представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья человека в силу заведомого содержания в них возбудителей инфекционных заболеваний, а также в связи с тем, что они являются естественной средой обитания множества синантропных членистоногих и грызунов, являющихся переносчиками данных заболеваний.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам.
Суды правильно посчитали Территориальное управление надлежащим ответчиком, сославшись на то, что ликвидация несанкционированных свалок является обязанностью собственников земельных участков, на которых такие свалки образуются, полномочия которого в отношении земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и не закрепленного за конкретными лицами, возложены на него.
Указанные заявителем доводы кассационной жалобы, повторяя доводы ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление, а также в апелляционной жалобе, были предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, им в решении и апелляционном определении дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой кассационный суд не усматривает.
Отклоняя довод о не привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МУГИСО, судебная коллегия областного суда, правильно исходила из того, что факт осуществления МУГИСО до декабря 2004 полномочий собственника федерального имущества, расположенного на территории Свердловской области, не является основанием для его привлечения в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вопрос о правах и обязанностях указанного лица судом не разрешен.
Отклоняя доводы об отсутствии в материалах дела документов на строительство жилого дома N "данные изъяты", расположенного по "данные изъяты" (возведенного в 2016 году в тридцати метрах от асбестовой свалки) и информации о том, какой орган выдал разрешение на строительство жилого дома в тридцати метрах от асбестовой свалки, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные документы не отвечают требованиям относимости.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белоярского районного суда Свердловской области от 28 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.