Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-503/2020 по иску Кайгородовой Нины Валерьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Кайгородовой Нины Валерьевны на решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 ноября 2020 года, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кайгородова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее по тексту - УПФ в Свердловском районе г. Перми) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении "Сивинский детский сад N 1 "Малышок" в качестве музыкального руководителя со 02 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года и с 01 июня 1988 года по 01 июня 1989 года; периода обучения в Пермском государственном университете с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 06 октября 1997 года по 27 октября 1997 года, с 14 декабря 2002 года по 17 декабря 2002 года, с 15 октября 2007 года по 17 октября 2007 года, с 07 ноября 2010 года по 27 ноября 2010 года, с 01 ноября 2015 года по 14 ноября 2015 года; периода нахождения в отпуске по беременности и родам с 28 августа 1998 года по 15 января 1999 года; периода работы в качестве учителя немецкого языка с дополнительной нагрузкой с 01 октября 2009 года по 31 августа 2010 года, о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 18 марта 2019 года.
В обоснование заявленных требований Кайгородова Н.В. сослалась на то, что решением УПФ в Свердловском районе г..Перми от 17 июня 2019 года N 176763 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого педагогического стажа. В специальный стаж не включены периоды работы в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении "Сивинский детский сад N1 "Малышок" с 02 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года, с 01 июня 1988 года по 01 июня 1989 года; обучение в Пермском государственном университете с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года, курсы повышения квалификации с 06 октября 1997 года по 27 октября 1997 года, с 14 декабря 2002 года по 17 декабря 2002 года, с 15 октября 2007 года по 17 октября 2007 года, с 07 ноября 2010 года по 27 ноября 2010 года, с 01 ноября 2015 года по 14 ноября 2015 года, период работы педагогом дополнительного образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 12 г..Перми с 01 октября 2009 года по 03 августа 2010 года, больничный лист по беременности и родам с 28 августа 1998 года по 15 января 1999 года. С исключением указанных периодов не согласна, так как в период работы в Сивинском детском саду "Малышок" она являлась несовершеннолетней, и ее не имели права трудоустроить на полный рабочий день, поэтому в трудовой книжке и в архивной справке о заработной плате указано, что она работала на 0, 75 ставки. В период с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года она обучалась в Пермском государственном университете, до и после окончания вуза она осуществляла педагогическую деятельность, соответственно, период обучения подлежит включению в педагогический стаж. В периоды повышения квалификации ей выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд. В период с 28 августа 1998 года по 15 января 1999 года ей был выдан больничный
лист по беременности и родам, данный период подлежит включению в специальный стаж. В период с 01 сентября 2007 года по 30 сентября 2009 года она работала в качестве педагога дополнительного образования на 0, 5 ставки в общеобразовательной школе, в это время она была руководителем кружка по подготовке учащихся к сдаче международного экзамена на получение Немецкого языкового диплома, вместе с другими педагогами проводила письменные и устные экзамены, курировала деятельность кружков в структурных подразделениях школы в рамках городской ведомственной целевой программы. Данная педагогическая деятельность учитывалась не в академических часах, выполнялась во внеурочное время, в вечернее время, в выходные дни и каникулы, оплата производилась в размере 0, 5 ставки, иных возможностей производить оплату у работодателя не имелось. С 01 октября 2009 года по 31 августа 2010 года помимо нагрузки педагога дополнительного образования появилась нагрузка учителя немецкого языка в размере 0, 3 ставки, о чем была сделана запись в трудовой книжке. Таким образом, в течение 10 месяцев 13 дней в 2009-2010 учебном году она работала учителем немецкого языка с полной фактической занятостью, потому данный период подлежит включению в педагогический стаж.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2020 года на УПФ в Свердловском районе г. Перми возложена обязанность включить в специальный стаж Кайгородовой Н.В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06 октября 1997 года по 27 октября 1997 года, с 14 декабря 2002 года по 17 декабря 2002 года, с 15 октября 2007 года по 17 октября 2007 года, с 07 ноября 2010 года по 27 ноября 2010 года, с 01 ноября 2015 года по 14 ноября 2015 года, период временной нетрудоспособности (отпуск по беременности и родам) с 28 августа 1998 года по 15 января 1999 года, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 ноября 2020 года решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2020 года отменено в части отказа в удовлетворении иска о включении в специальный стаж истца периодов работы с 02 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года и с 01 июня 1988 года по 01 июня 1989 года в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении "Сивинский детский сад N1 "Малышок" в должности музыкального руководителя, в указанной части принято новое решение об удовлетворении этих требований, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кайгородова Н.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В кассационной жалобе представитель УПФ в Свердловском районе г. Перми ставит вопрос об отмене апелляционного определения от 11 ноября 2020 года в части включения в специальный стаж истца периодов ее работы в качестве музыкального руководителя в детском саду, как незаконного.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1 указанной статьи страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 - для учета деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 - для учета деятельности, имевшей место за период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 - за периоды педагогической деятельности, имевшей место с 01 января 2002 года, либо за весь период трудовой деятельности.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - применяется для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно пункту 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, выполнявшиеся после 01 сентября 2000 года, засчитываются в стаж педагогической деятельности при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 18 марта 2019 года Кайгородова Н.В. обратилась в УПФ в Свердловском районе г. Перми с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 стати 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФ в Свердловском районе г. Перми от 17 июня 2019 года N 176763/19 Кайгородовой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. По расчетам ответчика специальный стаж истца составил 17 лет 01 месяц, чего не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии.
В специальный стаж Кайгородовой Н.В. пенсионный орган не включил:
- периоды работы с 02 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года, с 01 июня 1988 года по 01 июня 1989 года музыкальным руководителем в Сивинском детском саду N 1 "Малышок", поскольку истицей выполнялась работа на 0, 75 ставки;
- период обучения в Пермском государственном университете на филологическом факультете с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года;
- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06 октября 1997 года по 27 октября 1997 года, с 14 декабря 2002 года по 17 декабря 2002 года, с 15 октября 2007 года по 17 октября 2007 года, с 07 ноября 2010 года по 27 ноября 2010 года, с 01 ноября 2015 года по 14 ноября 2015 года, поскольку включение таких периодов в специальный стаж не предусмотрено Правилами;
- период с 28 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, так как согласно уточняющей справке работодателя и сведениям индивидуального персонифицированного учета указанный период отражен под кодом "ДЕКРЕТ", код льготы отсутствует;
- период работы учителем немецкого языка в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 12 г. Перми" с 01 октября 2009 года по 31 августа 2010 года, поскольку в указанный период согласно уточняющей справке работодателя истец работала на 0, 3 ставки.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя иск в части включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции исходил из того, что указанные периоды являются рабочим временем для педагогических работников; Кайгородова Н.В. на курсы повышения квалификации направлялась работодателем, в это время за истцом сохранялось рабочее место и средний заработок, за истца работодателем производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу, что периоды с 06 октября 1997 года по 27 октября 1997 года, с 14 декабря 2002 года по 17 декабря 2002 года, с 15 октября 2007 года по 17 октября 2007 года, с 07 ноября 2010 года по 27 ноября 2010 года, с 01 ноября 2015 года по 14 ноября 2015 года подлежат включению в специальный стаж истца. Вместе с тем, установив, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 15 октября 2007 года по 17 октября 2007 года имел место во время работы ее педагогом дополнительного образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 12 г. Перми", которая в соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не дает право на досрочное назначение страховой пенсии, суд первой инстанции отказал во включении указанного периода в специальный стаж.
Разрешая спор о включении в педагогический стаж истца периода с 28 августа 1998 года по 15 января 1999 года, суд первой инстанции установил, что данный период является периодом отпуска по беременности и родам на который выдается лист нетрудоспособности, и, руководствуясь пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в данной части.
Разрешая возникший спор в части включения в специальный стаж периода обучения в Пермском государственном университете на филологическом факультете с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года, суд первой инстанции исходил из того, что на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", предусматривавшего возможность включения периодов обучения в педагогический стаж, утратившим силу обучение Кайгородовой Н.В. в высшем учебном заведении завершено не было, условие для включения в специальный стаж спорного периода не соблюдено, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж этого периода.
Разрешая возникший спор в части включения в специальный стаж истца периода работы в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N 12 г. Перми" с 01 октября 2009 года по 31 августа 2010 года, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, исходил из того, что истец работала в указанный период времени в общеобразовательной школе учителем немецкого языка на 0, 3 ставки, что в силу действующего законодательства не позволяет включить этот период в специальный стаж.
Апелляционная инстанция с приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов основанными на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, нормах материального закона.
В кассационной жалобы истец Кайгородова Н.В. полагает судебные акты незаконными в части отказа во включении в ее специальный стаж периода обучения с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года. Между тем данные доводы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании истцом норм материального права.
Возможность включения времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в стаж педагогической деятельности была предусмотрена пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из указанной нормы следует, что включение в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении возможно при соблюдении двух условий: факта работы в педагогических должностях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным указанным постановлением, непосредственно до обучения, а также после завершения обучения.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 01 октября 1993 года.
Подпунктом "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" предусмотрено, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", применяется для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Действующее пенсионное законодательство, а именно Федеральный закон "О страховых пенсиях", а также применяемые в целях досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях.
Поскольку на момент признания постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратившим силу (01 октября 1993 года) обучение истца в высшем учебном заведении завершено не было, следовательно, условия для включения в специальный стаж периода обучения в педагогическом учебном заведении не соблюдены, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности включения в специальный стаж периода обучения в учебном заведении.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для включения в специальный стаж истца периода учебы в Пермском государственном университете с 04 августа 1989 года по 22 июня 1994 года у судов не имелось.
Ссылки истца в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях иных судов по другим делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами судов по настоящему делу, так как законодательством Российской Федерации прецедент как источник права не предусмотрен.
Разрешая спор в части включения в педагогический стаж периодов работы истца в должности музыкального работника в детском саду, суд первой инстанции исходил из того, что Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, такая должность как "музыкальный работник", не была предусмотрена; Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрена должность музыкального работника, однако, согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа; в периоды со 02 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года и с 01 июня 1988 года по 01 июня 1989 года Кайгородова Н.В. работала на 0, 75 ставки, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в страховой стаж спорных периодов работы.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции в этой части отказа не согласилась. Отменяя решение суда в данной части и принимая по делу новое решение об удовлетворении этих требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что действующее в спорные периоды времени пенсионное законодательство позволяло включать в педагогический стаж работу в качестве музыкального руководителя, музыкального работника в детских садах, при этом условие о выработке полной ставки рабочего времени законодателем установлено не было.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, такая должность, как "музыкальный руководитель", не предусмотрена.
Между тем разъяснением Госкомтруда СССР "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) от 17 мая 1960 года N 19, было определено, что по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1).
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И в детских садах и объединенных яслях-садах пенсии за выслугу лет педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) назначались как руководителям-воспитателям и воспитателям (предусмотренных указанным Перечнем). При этом требований о выработке полной нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, к педагогическим работникам не предъявлялось.
Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, не предусматривал музыкальных руководителей (музыкальных работников), однако в соответствии с пунктом 3 указанного постановления за другими педагогическими работниками сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Указанный пункт постановления утратил силу с 01 октября 1993 года.
Таким образом, работа в качестве музыкального руководителя подлежала включению в специальный стаж по нормам вышеуказанных нормативных актов без учета выработки нормы педагогической нагрузки до 01 октября 1993 года.
Впервые должность музыкального руководителя (тождественна должности музыкального работника в соответствии с постановлением Минтруда Российской Федерации от 23 июня 2003 года N 39) была предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, и в силу пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги.., утвержденных указанным постановлением, подлежала зачету в специальный стаж при условии выполнения установленной нормы педагогической нагрузки.
Таким образом, в период с 01 октября 1993 года по 01 ноября 1999 года законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в качестве музыкального руководителя (музыкального работника) в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Указанный пробел в законодательстве был устранен Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.., утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в соответствии с которыми работа в должности музыкального руководителя засчитывается в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 5). Таким образом, работа в должности музыкального руководителя (музыкального работника) может быть включена в специальный стаж в период после 01 октября 1993 года только при условии выполнения нормы педагогической нагрузки.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции о включении в специальный стаж периодов работы со 02 декабря 1986 года по 31 августа 1987 года и с 01 июня 1988 года по 01 июня 1989 года основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и приведенном правовом регулировании спорных правоотношений и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы представителя УПФ в Свердловском районе г. Перми о том, что указанный вывод суда апелляционной инстанции сделан при неправильном применении норм материального права, поскольку Перечнем должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", должность музыкального руководителя в детских садах не была предусмотрена, не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании приказа Министра просвещения СССР от 31 декабря 1971 года N 103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя. Согласно разъяснению Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года N 19 "О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (пункт 1 раздела 1). Аналогичное разъяснение дано и в пункте 2.6 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления педагогического стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 01 октября 1993 года, в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Оснований не применять указанные нормативные акты при разрешении настоящего спора в силу положений части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, у суда апелляционной инстанции не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 23 июля 2020 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 11 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Кайгородовой Нины Валерьевны, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.