Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-6/2020 по иску Ивановой Ольги Петровны к Тюменской таможне о взыскании задолженности компенсации при увольнении, по кассационной жалобе Тюменской таможни на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Тюменской таможни и третьего лица Федеральной таможенной службы Женалиной Н.Е, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова О.П. обратилась в суд с иском к Тюменской таможне, с учетом уточнений, о взыскании задолженности компенсации при увольнении сумме 89 286, 67 руб.
В обоснование заявленных требований Иванова О.П. сослалась на то, что в период с 08 июля 2003 года проходила службу в Ямало-Ненецкой таможне. Приказом работодателя от 23 августа 2019 года N 223-к она уволена с государственной гражданской службы 30 сентября 2019 года на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 324 446, 13 руб, из расчета месячного содержания в размере 81 111, 53 руб. Вместе с тем, расчет месячного денежного содержания произведен работодателем с нарушением Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, поскольку при расчете ежемесячного денежного содержания не были учтены выплаченные ей в период с октября 2018 года по сентябрь 2019 года дополнительные выплаты.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 января 2020 года Ивановой О.П. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2020 года решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 января 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым с Тюменской таможни в пользу Ивановой О.П. взыскана сумма доплаты компенсации в размере 25 077, 27 руб, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель Тюменской таможни ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на его незаконность, существенное нарушение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Федеральной таможенной службы полагает, что апелляционное определение подлежит отмене.
Истец Иванова О.П. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Иванова О.П. с 08 июля 2003 года проходила службу в Ямало-Ненецкой таможне, с 01 августа 2013 года по 30 сентября 2019 года проходила службу в должности главного государственного таможенного инспектора отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения.
Приказом Федеральной таможенной службы от 29 апреля 2019 года N 729 предусмотрена реорганизация Ханты-Мансийской, Ямало-Ненецкой и Тюменской таможен. В соответствии с данным приказом предусмотрена реорганизация путём присоединения Ханты-Мансийской, Ямало-Ненецкой таможен к Тюменской таможне, внесены изменения в штатную численность.
Приказом начальника Ямало-Ненецкой таможни от 23 августа 2019 года N 223-к Иванова О.П. уволена с государственной гражданской службы с 30 сентября 2019 года в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении Ивановой О.П. была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 324 446, 13 руб. из расчета месячного денежного содержания 81 111, 53 руб.
Согласно пункту 8 служебного контракта N 10506000/001/ск/06 от 01 февраля 2006 года, заключенному с Шалыгиной (Ивановой) О.П, гражданскому служащему устанавливается: должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной службы Российской Федерации, а также выплачиваются надбавки к должностному окладу за присвоенный квалификационный разряд, за особые условия государственной службы, за выслугу лет, иные выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Гражданскому служащему выплачивается премия по результатам работы и материальная помощь.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, исходил из того, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Апелляционная инстанция с указанным выводом суда первой инстанции не согласилась.
Отменяя решение и принимая по делу новое, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материальное стимулирование и премия за выполнение особо важных и сложных заданий (в месячных расчетах указано как - прмГ) с учетом северной надбавки (в месячных расчетах указано как - СН ФГС ПРЕМ) и РКС (в месячных расчетах указано как - РК ФГС ПРЕМ) учитывается при расчете компенсации при увольнении, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе; Ивановой О.П. с октября 2018 года по сентябрь 2019 года выплачена прмГ (так указано в месячных расчетах) в общей сумме 14 572 руб. с учетом северной надбавки (в месячных расчетах указано как СН ФГС ПРЕМ) в общей сумме 11 657, 60 руб. и РКС (в месячных расчетах указано как РК ФГС ПРЕМ) в общей сумме 7 286 руб.; северная надбавка (в месячных расчетах указано как СН ФГС МП) в марте 2019 года в размере 4 196, 80 руб. и РКС (в месячных расчетах указано как РК ФГС МП) в размере 2 623 руб. к материальной помощи в размере одного оклада (5 246 руб.); прмГ (как указано в месячных расчетах) является премией за выполнение особо важных и сложных заданий; премия за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом северной надбавки и РКС, как и северная надбавка и РКС (СН ФГС МП, РК ФГС МП) начисленные в марте 2019 года к материальной помощи в размере одного оклада были учтены ответчиком при расчете среднего заработка истца для оплаты компенсации при увольнении; выплаченные Ивановой О.П. в октябре, ноябре, декабре 2018 года, в январе, марте, июне, сентябре 2019 года денежные средства в общей сумме 204 016 руб. (в месячных расчетах указано как - единовр. прем. Г), предусмотрены приказом Федеральной таможенной службы от 30 октября 2006 года N 1058 "Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации", которые не носят постоянного и обязательного характера, производятся за
счет экономии денежных средств по фонду оплаты труда гражданских служащих, на основании приказа таможенного органа.
Установив, что Ивановой О.П. в период ее работы в течение 12 месяцев, предшествующих ее увольнению, выплачивались премии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что единовременное поощрение и премия за особые условия гражданской службы входят в фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и должны учитываться при выплате компенсации при увольнении. При этом на указанные выплаты должны производиться с применением районного коэффициента и надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ней местностям.
Определяя размер подлежащих включению в расчет для компенсации четырехмесячного денежного содержания суд апелляционной инстанции, с учетом средств материального стимулирования истца за период работы с октября 2018 года по сентябрь 2019 года (103 249 рублей) и премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в месячных расчетах указано как - прмГ) с октября 2018 года по сентябрь 2019 года в общей сумме 14 572 рубля с учетом северной надбавки (в месячных расчетах указано как - СН ФГС ПРЕМ) в общей сумме 11 657, 60 руб. и РКС (в месячных расчетах указано как - РК ФГС ПРЕМ) пришел к выводу, что недоплата денежного содержания составляет 25 077, 27 руб. (месячное денежное содержание 87 380, 85 руб. х 4 = 349 523, 40 руб. - 324 446, 13 руб. (выплачено компенсации).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).
Согласно пункта 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 в случаях, предусмотренных увольнения по "д" и "з" пункта 1 гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений.
Доводы кассационной жалобы представителя Тюменской таможни о том, что суд апелляционной инстанции включил в расчет денежного содержания суммы единовременного поощрения, выплаченные заявителю в качестве материального стимулирования, то есть выплаты, которые не включены в перечень выплат, учитываемых при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N562; при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания, при этом единовременные поощрения, выплачиваемые гражданским служащим в качестве материального стимулирования, не поименованы в перечне выплат, учитываемых при увольнении со службы, в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа, не могут быть признаны основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, а также к иному толкованию норм материального права.
Между тем в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 18-4/10/В-2197, на которое содержится ссылка в кассационной жалобе, не регулирует вопросы включения материального стимулирования в состав довольствия при расчете среднемесячного дохода гражданских служащих, кроме того, нормативный характер данного письма не подтвержден.
Довод кассационной жалобы о том, что Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями определять порядок выплаты материального стимулирования, выделяемого по решению Правительства Российской Федерации, а также давать разъяснения об исчислении денежного содержания гражданских служащих в случаях, установленных Правилами, отклоняется, поскольку в соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, вследствие чего суды пришли к правильному выводу, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении настоящего иска суды обоснованно приняли во внимание содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 разъяснения.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюменской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.