Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-215/2020 по иску Наговициной Валентины Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) на решение Варненского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) Семенова Евгения Александровича, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Наговицина В.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) об отмене решения об отказе в установлении пенсии от 16 января 2020 года N, включении в страховой стаж периодов работы с 01 января 1991 года по 01 июля 1996 года, с 16 апреля 2005 года по 01 октября 2006 года, со 02 октября 2009 года по 27 июня 2011 года, с 01 июля 2011 года по 26 июля 2011 года, с 21 декабря 2012 года по 11 февраля 2014 года, с 01 марта 2017 года по 19 мая 2018 года, с 11 июня 2018 года по 20 сентября 2018 года, назначении страховой пенсии по старости с 26 сентября 2019 года, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований указала на то, что 26 сентября 2019 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика в назначении пенсии ей было отказано в связи с недостаточностью страхового стажа. При этом вышеуказанные периоды, подтвержденные трудовой книжкой, в страховой стаж не включены. Полагает решение ответчика незаконным, поскольку она является гражданкой Российской Федерации, представила необходимые для назначения пенсии документы. Отсутствие факта проживания на территории Российской Федерации при определении права на страховую пенсию по старости в периоды работы на территории Республики Казахстан не может являться основанием для отказа во включении в страховой стаж спорных периодов работы.
Решением Варненского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2020 года исковые требования Наговициной В.Н. удовлетворены частично. Отменено решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) от 16 января 2020 года N об отказе в назначении Наговициной В.Н. страховой пенсии. Включены в страховой стаж Наговициной В.Н. периоды работы с 01 января 1991 года по 01 июля 1996 года, с 16 апреля 2005 года по 01 октября 2006 года, со 02 октября 2009 года по 27 июня 2011 года, с 01 июля 2011 года по 26 июля 2011 года, с 21 декабря 2012 года по 11 февраля 2014 года, с 01 марта 2017 года по 19 мая 2018 года, с 11 июня 2018 года по 20 сентября 2018 года. Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) назначить Наговициной В.Н. страховую пенсию по старости с 26 сентября 2019 года. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) ставит вопрос об отмене решения Варненского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2020 года, как незаконных, с направлением дела на новое рассмотрение.
В доводах кассационной жалобы указывает, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное жительство на территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ, в том числе из Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное место жительства с территории государств - участников Соглашения, осуществляется с нормами Федеральных законов от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Граждане Российской Федерации, переселившиеся в Российскую Федерацию с территории государств-участников Соглашения, и не имеющие регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, реализовать право на пенсионное обеспечение могут только в соответствии с законодательством Российской Федерации, без применения норм Соглашения. Право на назначение пенсии по нормам Соглашения от 13 марта 1992 года может быть реализовано только при документальном подтверждении постоянного проживания на территории России. Приведенные судами нормы права регулируют отношения, связанные с порядком обращения за назначением пенсии, но не могут быть применены к спору о праве на включение спорных периодов в страховой стаж в целях пенсионного обеспечения. Указывает, что при наличии у гражданина регистрации по постоянному месту жительства на территории Российской Федерации подлежит применению Соглашения от 13 марта 1992 года, которое не содержит условия об уплате страховых взносов. Периоды работы после 01 января 1991 года подлежат включению в общий трудовой стаж без истребования документов об уплате страховых взносов.
При наличии у гражданина свидетельства о регистрации по месту пребывания страховая пенсия назначается только по нормам российского законодательства без применения Соглашения от 13 марта 1992 года. Периоды работы после 01 января 1991 года подлежат включению в общий трудовой стаж только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку Наговицина В.Н. не подтвердила факт постоянного проживания в Российской Федерации, применяется общий порядок назначения страховой пенсии по старости без применения норм Соглашения от 13 марта 1992 года в части уплаты страховых взносов, в связи с чем оснований для включения спорных периодов в страховой стаж у судов не имелось. Обращает внимание на то, что материалы дела не содержат копии паспорта Наговициной В.Н. с отметкой о регистрации по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты" Факт регистрации по месту пребывания подтверждается только справкой N "данные изъяты" от 17 мая 2019 года. Кроме того, судами неверно определена дата назначения страховой пенсии с 26 сентября 2019 года, поскольку истец "данные изъяты" "данные изъяты", то дата возникновения права на назначение пенсии при наличии требуемого стажа возникает только с 29 сентября 2019 года с момент достижения возраста 55 лет 6 месяцев.
Наговицина В.Н. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, извещена надлежаще, о причинах своего отсутствия суд не уведомила, не просила об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Наговицина В.Н, "данные изъяты", имеющая гражданство "данные изъяты", 26 сентября 2019 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) от 16 января 2020 года N Наговициной В.Н. в назначении пенсии отказано по причине отсутствия страхового стажа продолжительностью не менее 10 лет. Согласно подсчетам территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации продолжительность страхового стажа Наговициной В.Н. составила 08 лет 03 месяца. Величина индивидуального пенсионного коэффициента - 17, 881.
В связи с отсутствием факта постоянного проживания на территории Российской Федерации в страховой стаж Наговициной В.Н. не учтены периоды работы:
- с 01 января 1991 года по 01 июля 1996 год в качестве "данные изъяты" в Детском саду N 11 Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината;
- с 03 августа 1996 года по 28 октября 1998 год в качестве "данные изъяты" в Рудненском филиале Костонайской страховой фирмы;
- с 16 апреля 2005 года по 01 октября 2006 год в качестве "данные изъяты" в Областной коррекционной школе-интернате для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, с задержкой психического развития;
- со 02 октября 2009 года по 27 июня 2011 года в качестве "данные изъяты" в Рудненской городской психиатрической больнице;
- с 01 июля 2011 года по 26 июля 2011 год в качестве "данные изъяты" в "Сервис -2008";
- с 21 декабря 2012 года по 11 февраля 2014 год в качестве "данные изъяты" в Рудненском доме-интернате для престарелых и инвалидов;
- с 01 марта 2017 года по 19 мая 2018 год в качестве "данные изъяты" в товариществе с ограниченной ответственностью "Кристалл-2";
- с 11 июня 2018 года по 20 сентября 2018 год в качестве "данные изъяты" в товариществе с ограниченной ответственностью "РТК-3".
Судами также установлено, что Наговицина В.Н. имеет "данные изъяты", на момент обращения в пенсионный орган зарегистрирована по месту пребывания в Варненском районе Челябинской области на срок с 21 мая 2019 года по 20 мая 2020 года, с 03 июля 2020 года по 03 июля 2021 года зарегистрирована по месту пребывания в г. Севастополе. С 27 мая 2019 года Наговицина В.Н. снята с регистрационного учета по адресу: "данные изъяты"
Не согласившись с решением пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости, Наговицина В.Н. обратилась в суд.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования в части включения в страховой стаж спорных периодов работы, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 8, с учетом приложения 6 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" и пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N350-ФЗ, согласно которым при возникновении права на пенсию в 2019 году назначение пенсии производится через 06 месяцев, а также положениями статей 4, 14, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР", а также положениями пункта 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015, пункта 4 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными
законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н (в редакции приказа Минтруда России от 28 января 2019 года N 43н), исходил из того, что у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствовали основания для исключению из подсчета страхового стажа Наговициной В.Н. спорных периодов работы в Республике Казахстан, поскольку они подтверждены трудовой книжкой истца, архивными справками о работе и справками о заработной плате, а также сведениями об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 18 февраля 2005 года по 23 января 2019 года.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что как действующее в настоящее время пенсионное законодательство, так и ранее действовавшее законодательство не связывает право граждан Российской Федерации на страховую пенсию с фактом регистрации по месту жительства, отсутствие такой регистрации не влияет на порядок исчисления и подтверждения страхового стажа.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, в том числе и при оценке доказательств, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации указывает на то, что поскольку Наговицина В.Н. не имеет постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации для оценки её пенсионных прав применяется общий порядок назначения страховой пенсии по старости без применения норм Соглашения от 13 марта 1992 года в части уплаты страховых взносов, в связи с чем у судов отсутствовали основания для включения спорных периодов в страховой стаж. Указанные доводы являются аналогичными правовой позиции ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Доводы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации проанализированы судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в состоявшихся по делу судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периодов работы Наговициной В.Н. на территории Республики Казахстан, суды верно руководствовались Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года, подписанным между государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, указывающее на необходимость применения пенсионного законодательства того государства, в которое переселился гражданин, претендующий на назначение пенсии.
Частью 2 статьи 6 указанного Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР" следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением N 1 к распоряжению правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из анализа перечисленных выше документов, общепризнанных принципов и норм международного права, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13 марта 1992 года, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом. В число этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, входит возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховая пенсия по старости назначается с учетом положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году, продолжительностью не менее 10 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента - 16, 2.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года подлежат включению периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываемых при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Разрешая требования истца в части включения в страховой стаж периодов работы на территории Республики Казахстан, суды приведенными нормами права, в том числе международного, руководствовались, приняв верное решение в указанной части. Судами, вопреки доводам кассационной жалобы, учтено, что Наговицина В.Н, являясь гражданкой "данные изъяты", имея регистрацию по месту пребывания в Российской Федерации, не имея места жительства на территории Республики Казахстан, представив в пенсионный орган все необходимые документы, подтверждающий периоды работы на территории Республики Казахстан, в том числе и справку компетентного органа иностранного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхования с 2005 года по 2019 года, оспариваемым решением пенсионного органа лишена права на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в части включения в страховой стаж спорных периодов работы на территории Республики Казахстан. После включения указанных спорных периодов в страховой стаж продолжительность страхового стажа истца превысила необходимый для назначения пенсии по старости, что обоснованно признано судами в качестве основания для возложения на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязанности назначить истцу пенсию по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, вопреки ошибочному мнению заявителя, все юридически значимые обстоятельства судами установлены верно, нарушений норм процессуального права при оценке доказательств судами не допущено.
Отмена или изменение судебных постановлений в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит. Иное мнение ответчика о том каким образом должно быть рассмотрено дело и какое решение по требованиям должно быть принято не является основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Однако доводы кассационной жалобы Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) в части неверного определения судами даты возникновения у Наговициной В.Н. права на пенсионное обеспечение заслуживают внимания.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как установлено судами, Наговицина В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 26 сентября 2019 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Возлагая на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязанность назначить Наговициной В.Н. пенсию по указанному основанию с 26 сентября 2019 года, т.е. с даты обращения, суды указали на то, что по состоянию на 26 сентября 2019 года она имеет страховой стаж продолжительностью более 10 лет. Указывая на то, что на дату обращения Наговицина В.Н. достигла возраста 55 лет 06 месяцев, суды не учли, что указанного возраста она достигла 29 сентября 2019 года с учетом даты её рождения ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку судами в данной части допущена ошибка в применении норм материального права, для исправления которой не требуется установления новых обстоятельств дела, представления, исследования и оценки доказательств, суд кассационной инстанции в силу положений пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой или апелляционной инстанции, возложив на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) обязанность назначить Наговициной В.Н. страховую пенсию по старости с 29 сентября 2019 года.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Варненского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2020 года изменить в части даты назначения Наговициной Валентине Николаевне страховой пенсии, возложив на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) обязанность назначить Наговициной Валентине Николаевне страховую пенсию по старости с 29 сентября 2019 года.
В остальной части решение Варненского районного суда Челябинской области от 15 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Карталинском районе Челябинской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.