Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-7549/2020 по иску Карамышева Николая Александровича к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 8" о присвоении звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 02 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Главного управления социальной защиты населения Курганской области Урмашеву М.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карамышев Н.А. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, Государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения N 8" (далее - ГКУ "УСЗН N 8") о признании знака "Победитель социалистического соревнования 1980 года" основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
В обоснование иска Карамышев Н.А. указал, что 20 января 1981 года был награжден от имени Министерства и ЦК профсоюза знаком "Победитель социалистического соревнования 1980 года", о чем ему выдано удостоверение и внесена соответствующая запись в трудовую книжку. Страховая пенсия по старости ему назначена с 06 марта 2020 года, трудовой стаж составляет 42 года. При обращении в ГКУ "УСЗН N 8" для присвоения звания "Ветеран труда" получил отказ, так как не соответствует категории лиц, указанных в пункте 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73. Считает отказ необоснованным, поскольку был награжден ведомственным знаком. Просил суд признать знак "Победитель социалистического соревнования 1980 года", выданный ему 20 января 1981 года, основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Решением Курганского городского суда Курганской области от 02 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 января 2021 года, исковые требования Карамышева Н.А. удовлетворены частично. Знак "Победитель социалистического соревнования 1980 года", выданный Карамышеву Н.А, признан основанием для присвоения в установленном порядке звания "Ветеран труда". В удовлетворении исковых требований Карамышева Н.А. к ГКУ "УСЗН N 8" отказано.
В кассационной жалобе Главное управление социальной защиты населения Курганской области ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец ссылается на необоснованность доводов кассационной жалобы.
Представитель ответчика ГКУ "Управление социальной защиты населения Курганской области N 8", истец Карамышев Н.А. извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в период работы в Давыдовском откормсовхозе Курганской области в качестве тракториста, 20 января 1981 года от имени Министерства и ЦК профсоюза Карамышев Н.А. был награжден единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 1980 года", что подтверждено представленным в материалы дела удостоверением и соответствующей записью в трудовой книжке истца.
С 06 марта 2020 года Карамышев Н.А. является получателем пенсии по старости, продолжительность его страхового стажа составляет 42 года 03 месяца 12 дней.
03 июня 2020 года истец обратился в ГУ СЗН Курганской области с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив в качестве документа, подтверждающего награждение ведомственным знаком отличия в труде, удостоверение "Победитель социалистического соревнования 1980 года".
Распоряжением ГУ СЗН Курганской области от 17 июня 2020 года N 48-р истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку награды, выданные непосредственно предприятиями, учреждениями и организациями, учитываются при присвоении звания "Ветеран труда" только в том случае, если в документах и награде имеется ссылка на решение министерства или ведомства (с указанием даты и номера), в соответствии с которыми производится награждение конкретного гражданина, а в представленных истцом документах сведений о награждении знаком "Победитель социалистического соревнования 1980 года" на основании решения руководителя Министерства или ведомства бывшего СССР не имеется, по существу оспаривалось принадлежность награды истца к ведомственной награде.
Разрешая спор и удовлетворяя требование к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании знака "Победитель социалистического соревнования 1980 года" основанием для присвоения звания "Ветеран труда", суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73 в редакции постановлений Правительства Курганской области от 20 июня 2016 года N 186, Положением о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования 1977 года" и последующих годов десятой пятилетки, утвержденным постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 года, исходил из того, что Карамышев Н.А. имеет необходимый трудовой (страховой) стаж более 40 лет, факт награждения его знаком "Победитель социалистического соревнования 1980 года" подтвержден достоверными доказательствами по делу, и в вышеуказанный период времени награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени Министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе, администрации и профсоюзному комитету предприятия, следовательно, отказ ГУ СЗН Курганской области является незаконным.
Установив, что удостоверение к знаку "Победитель социалистического соревнования 1980 года", выданное Карамышеву Н.А, содержит ссылки на то, что данный знак учрежден Центральным Комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, а удостоверение выдано от имени Министерства и ЦК профсоюза, суд первой инстанции пришел к выводу, что данный знак является ведомственной наградой.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Карамышева Н.А. к ГКУ "Управление социальной защиты населения N 8", указав, что ГКУ "Управление социальной защиты населения N 8" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как в соответствии с Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, органом, уполномоченным на вынесение решения о присвоении или отказе в присвоении звания "Ветеран труда" является Главное управление социальной защиты населения Курганской области. Решение об отказе истцу в присвоении звания "Ветеран труда" вынесено Главным управлением социальной защиты населения Курганской области. Доказательств того, что ГКУ "Управление социальной защиты населения N 8" принимало решение об отказе истцу в присвоении звания "Ветеран труда" Карамышев Н.А. не представил.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указал, что знак "Победитель социалистического соревнования 1980 года" является знаком не местного значения, а общесоюзного образца, который утвержден ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и изготавливался на Госзнаке, следовательно, данный знак является ведомственной наградой. Никаких различий у знаков "Победитель социалистического соревнования", выданных отраслевым Министерством и предприятием от имени Министерства не имеется. Знаком "Победитель социалистического соревнования" (1973-1980 годов) награждались лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно - технические работники, служащие, мастера, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана соответствующего года, т.е. за высокие достижения в труде.
Довод апелляционной жалобы о том, что названная награда не является ведомственной, поскольку отсутствует критерий продолжительности работы истца в указанной сфере, суд апелляционной инстанции признал несостоятельным, ссылаясь на часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", подпункт 2 пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, указал, что поскольку истец по состоянию на 30 июня 2016 года уже был награжден ведомственным знаком отличия в труде, имел трудовой стаж более 40 лет, условия, предусмотренные в подпункте 3 пункта 2 указанного Положения (лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики)), к истцу не применимы.
Установив, что звание истцу присвоено в связи с трудовой деятельностью, и он имеет необходимый стаж для назначения трудовой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о признании данного знака основанием для присвоения Карамышеву Н.А. звания "Ветеран труда".
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что знак "Победитель социалистического соревнования 1980 года" является знаком не местного значения, а общесоюзного образца, который утвержден ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ, поскольку такие выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Исчерпывающий перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством Курганской области не установлен. Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде, определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение такими знаками.
В силу пункта 1 Положения о едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 08 апреля 1977 года (далее - Положение о едином общесоюзном знаке), единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования" 1977 года и последующих годов десятой пятилетки награждаются передовые рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, служащие объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений за успешное выполнение заданий и социалистических обязательств соответствующего года десятой пятилетки.
Согласно пунктам 2 и 3 Положения о едином общесоюзном знаке награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств. Знак "Победитель социалистического соревнования" вместе с удостоверением установленного образца вручается в торжественной обстановке на собраниях трудящихся. В трудовую книжку награжденного вносится соответствующая запись.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, поскольку в указанный период времени награждение знаком "Победитель социалистического соревнования" от имени министерства (ведомства) было предоставлено, в том числе, администрации предприятия и профсоюзному комитету предприятия, никаких различий у знаков "Победитель социалистического соревнования", выданных отраслевым министерством и предприятием от имени министерства не имеется. Знаком "Победитель социалистического соревнования" (1973 - 1980 годов) награждались лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие, мастера, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана соответствующего года, то есть за высокие достижения в труде, поэтому является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что знак "Победитель социалистического соревнования 1980 года" является знаком не местного значения, а общесоюзного образца, который утвержден ЦК КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ и изготавливался на Госзнаке, следовательно, данный знак является ведомственной наградой.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций о признании знака "Победитель социалистического соревнования 1980 года" основанием для присвоения звания "Ветеран труда" основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Общие основания присвоения звания "Ветеран труда" определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее -Федеральный закон "О ветеранах").
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", вступившим в силу 01 июля 2016 года, внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах". При этом частью 3 статьи 8 указанного Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Положениями статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действующей с 01 июля 2016 года) определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросы социальной поддержки ветеранов труда осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На основании статей 10, 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами. В рамках представленных полномочий и в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Положение).
Согласно подпункту 3 пункта 2 данного Положения, звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначении пенсии, не менее 25 лет для мужчин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Из приведенных норм материального права следует, что для присвоения звания "Ветеран труда" применительно к настоящему спору необходима совокупность условий, а именно: наличие ведомственного знака отличия за заслуги в труде (службе), наличие продолжительной работы (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет или выслуга лет, необходимая для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Приведенные нормы материального права, регулирующие порядок и основания для присвоения звания "Ветеран труда", суды применили и истолковали неправильно, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о наличии оснований для признания знака "Победитель социалистического соревнования 1980 года" основанием для присвоения Карамышеву Н.А. звания "Ветеран труда" без установления юридически значимого обстоятельства - наличие продолжительной работы не менее 15 лет в сельском хозяйстве.
Как усматривается из содержания обжалуемых судебных постановлений, суды в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", подпункта 3 пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, а также в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, наличие у истца продолжительной работы (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) не устанавливали и не проверяли. Данное обстоятельство не получило надлежащей правовой оценки со стороны судов.
Выводы суда апелляционной инстанции со ссылкой на часть 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" о том, что поскольку истец по состоянию на 30 июня 2016 года уже был награжден ведомственным знаком отличия в труде, имел трудовой стаж более 40 лет, условия, предусмотренные в подпункте 3 пункта 2 указанного выше Положения к истцу не применимы, также являются ошибочными, поскольку изменения, внесенные в подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" о наличии продолжительной работы (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), в том числе необходимой для присвоения звания "Ветеран труда", вступили в силу с 01 июля 2016 года, тогда как истец обратился с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" 03 июня 2020 года, то есть после внесения указанных изменений, соответственно, для присвоения истцу звания "Ветеран труда" судам надлежало проверить совокупность трех условий, включая наличие продолжительной работы (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Однако суды данную обязанность не исполнили.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель Курганской области определилоснования для присвоения звания "Ветеран труда" в Положении о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденным постановлением администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года N 73, при этом в подпункте 3 пункта 2 названного Положения он фактически воспроизвел положение подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Ссылка суда апелляционной инстанции на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, раздел практика рассмотрения дел по спорам, возникающих из социальных правоотношений, является ошибочной, поскольку указанный Обзор судебной практики был подготовлен до 01 июля 2016 года, то есть до внесения изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах".
Поскольку суды нормы материального права, регулирующие порядок и основания для присвоения звания "Ветеран труда" применили и истолковали неправильно, нарушили нормы материального и процессуального права, вследствие чего пришли к ошибочному выводу о наличии оснований для признания знака "Победитель социалистического соревнования 1980 года" основанием для присвоения Карамышеву Н.А. звания "Ветеран труда", судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить исковые требования Карамышева Н.А. на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 14 января 2021 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Курганский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.