Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Грудновой А.В, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-152/2020 по иску Каракуловой Ирины Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда России в Очерском районе Пермского края (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в льготный стаж, возложении обязанности назначить пенсию
по кассационной жалобе Каракуловой Ирины Владимировны на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каракулова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в льготный стаж, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование исковых требований указала, что 13 августа 2019 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 04 декабря 2019 года N N ей отказано в назначении пенсии по мотиву отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной деятельности. Решение пенсионного органа считает незаконным.
С учетом изложенного, просила признать незаконным решение от 04 декабря 2019 года N N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; возложить на пенсионный орган обязанность включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 12 декабря 2007 года по 31 декабря 2014 года, с 01 января 2015 года по 01 октября 2018 года в должности "данные изъяты" Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Пермского края"; период работы с 02 октября 2018 года по 12 августа 2019 года в должности "данные изъяты" в ГБУЗ ПК "Большесосновская центральная районная больница" с применением льготного порядка исчисления стажа 1 год за 1 год 03 месяца; признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ N400-ФЗ "О страховых пенсиях"; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ NО страховых пенсиях".
Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 08 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Каракулова И.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся о делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода ее трудовой деятельности в должности фельдшера Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Пермского края".
В качестве доводов кассационной жалобы указывает, что работая "данные изъяты" военкомата исполняла те же обязанности, что и "данные изъяты" больницы, но работала с определенным контингентом граждан - допризывниками, призывниками и уволенными в запас военнослужащими. Осуществляла медицинское сопровождение данной категории граждан, оказывала медицинскую помощь при острых заболеваниях, доврачебную помощь, проводила мероприятия по контролю за лечением; входила в состав военно-врачебных комиссий. В связи с чем, полагает, что круг ее должностных обязанностей был значительно шире, чем обязанности "данные изъяты" больницы. Указанной работой занималась круглогодично на полную ставку в течение полного рабочего дня. Считает, что должность " "данные изъяты"" входит в Список должностей, предусмотренных Правилами от 29 октября 2002 года N 781. Наименование учреждения ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" действительно не содержится в разделе "Наименование учреждений" данного Списка, однако военно-врачебные комиссии являются лечебно-профилактическими учреждениями особого типа, обладают статусом медицинского подразделения, что подтверждается пунктом 2.4. Единой номенклатуры государственных муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 07 октября 2005 года N 627.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункт "н" статьи 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Каракулова И.В. 13 декабря 2007 года принята на работу "данные изъяты" в военный комиссариат, 01 октября 2018 года уволена по собственному желанию.
13 августа 2019 года Каракулова И.В. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением лечебной и иной деятельность по охране здоровья населения.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Очерском районе Пермского края (межрайонное) от 04 декабря 2019 года N "данные изъяты" Каракуловой И.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по мотиву отсутствия необходимой продолжительности стажа лечебной деятельности.
Как следует из решения, специальный стаж Каракуловой И.В. составил 19 лет 02 месяц 05 дней.
В стаж лечебной деятельности не включен в частности период работы Каракуловой И.В. с 13 декабря 2007 года по 01 октября 2018 года в должности "данные изъяты" военного комиссариата, поскольку наименование должности и учреждения, в которых осуществлялась трудовая деятельность, не предусмотрены Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а также Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В спорный период с 13 декабря 2007 года по 01 октября 2018 года истец находилась в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Пермского края по Большесосновскому и Частинскому муниципальным районам. Согласно выписок из приказов начальника отдела военного комиссариата Пермского края по Большесосновскому и Частинскому муниципальным районам "О создании военно - врачебной комиссии отдела военного комиссариата Пермского края по Большесосновскому и Частинскому муниципальным районам" Каракулова И.В. входила в состав комиссии в качестве секретаря военно - врачебной комиссии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 13 декабря 2007 года по 01 октября 2018 года в качестве "данные изъяты" (секретаря призывной комиссии) Военного комиссариата Большесосновского и Частинского районов Пермского края, суд первой инстанции исходил из представленных в материалы дела выписок из приказа, о создании военно-врачебной комиссии, функциональных обязанностей "данные изъяты" (секретаря призывной комиссии) военного комиссариата, а вышеуказанных положений законодательства и пришел к выводу, что ни военный комиссариат, ни военно-врачебная комиссия не поименованы ни в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395, ни в Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1991 года N 464, ни в Списке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 N 781.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и их правовым обоснованием.
Настаивая на отмене состоявшихся судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 13 декабря 2007 года по 01 октября 2018 года в качестве "данные изъяты" (секретаря призывной комиссии) Военного комиссариата Пермского края по Большесосновскому и Частинскому муниципальным районам, Каракулова И.В. ссылается на то, что военно-врачебные комиссии относятся к учреждениям здравоохранения.
Вместе с тем вышеуказанные доводы заявителя не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Досрочная трудовая пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения может быть назначена при одновременном наличии двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным списком.
Как уже указывалось ранее, судами установлено, что в спорный период с 13 декабря 2007 года по 01 октября 2018 года Каракулова И.В. осуществляла трудовую деятельность в составе военно-врачебной комиссии, находясь в трудовых отношениях с Военным комиссариатом Пермского края по Большесосновскому и Частинскому муниципальным районам.
При этом выводы судов о том, что ни военный комиссариат, ни военно-врачебная комиссия не относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение, основаны на правильном применении положений пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с 13 декабря 1997 года по 01 октября 2018 года в качестве "данные изъяты" (секретаря призывной комиссии) призывного пункта Военного комиссариата Пермского края по Большесосновскому и Частинскому муниципальным районам, назначить досрочную страховую пенсию по старости не имелось.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и приведенному правовому регулированию спорных правоотношений, доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в оспариваемых судебных постановлениях, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебных решений, в связи с чем не могут служить основанием к отмене состоявшихся судебных актов. Иная точка зрения истца на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании истцом норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Большесосновского районного суда Пермского края от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каракуловой Ирины Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.