Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4982/2020 по иску Скотникова Федора Николаевича к государственному казенному учреждению "Центр социальных выплаты и компенсаций Пермского края" о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка незаконным и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ребенка, по кассационной жалобе Скотникова Федора Николаевича на решение Ленинского районного суда города Перми от 29 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Скотников Ф.Н. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению "Центр социальных выплаты и компенсаций Пермского края" (далее - ГКУ "Центр социальных выплат и компенсаций Пермского края") о признании отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно незаконным, возложении обязанности включить в состав семьи для расчета ежемесячного дохода гражданина за 12 месяцев за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года "данные изъяты", возложении обязанности назначить по заявлению от 29 мая 2020 года ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.
В обоснование исковых требований Скотников Ф.Н. указал, что 29 мая 2020 года его супруга подала заявление через портал "Госуслуги" о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на их дочь - "данные изъяты" года рождения, гарантированную Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Ответчик в своем письме от 29 июня 2020 года информировал его об отказе назначении выплаты, указав, что средний доход семьи составил 11 842 рубля 92 копейки. В период с 01 января 2018 года по 31 октября 2019 года, за который производился расчет, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода, должны были войти 5 человек, в том числе "данные изъяты" года рождения, так как все трое детей на период расчета ежемесячного дохода граждан были несовершеннолетние. При этом, при расчете учтены алименты, которые перечислялись "данные изъяты" на содержание сына супруги истца - "данные изъяты", с чем он не согласен.
Решением Ленинского районного суда города Перми от 29 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований Скотникова Ф.Н. отказано.
В кассационной жалобе Скотников Ф.Н. ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Истец Скотников Ф.Н, представитель государственного казенного учреждения "Центр социальных выплаты и компенсаций Пермского края", извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 25 сентября 2009 года между Скотниковым Ф.Н. и "данные изъяты" заключен брак.
"данные изъяты" является матерью "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты".
Истец Скотников Ф.Н. является отцом "данные изъяты" года рождения, "данные изъяты" года рождения.
Согласно справке о выплатах за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года "данные изъяты" года рождения является получателем следующих выплат: пенсия по инвалидности, выплата установлена на период с 17 октября 2013 года по 31 декабря 2019 года; ежемесячная выплата лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, выплата установлена на период с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2030 года; ежемесячная выплата инвалидам, установленная на период с 22 октября 2013 года по 19 декабря 2030 года.
Из представленного ответчиком расчета размер ежемесячного дохода семьи заявителя за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года на одного человека составляет 11 608 рублей 53 копейки (из расчета 557 209 рублей 54 копейки /12 /4) - без учёта алиментов, с учётом алиментов 11 842 рубля 92 копейки.
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 29 июля 2019 года N 517-п "Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года" величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю за II квартал 2019 года в расчете на душу населения составляет 10 556 рублей, для трудоспособного населения - 11 338 рублей, пенсионеров - 8 703 рубля, детей - 10 703 рубля.
29 июня 2020 года в адрес "данные изъяты" направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по заявлению от 29 мая 2020 года о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, поскольку среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения. Согласно данным, полученным ответчиком в результате межведомственного запроса из ИФНС, среднедушевой доход семьи составил 11 842 рубля 92 копейки.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", постановлением Правительства Пермского края от 17 марта 2020 года N 121-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на осуществление финансовой поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно", Указом губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно", постановлением Правительства Пермского края от 29 июля 2019 года N 517-п "Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года", исходил из того, что среднедушевой доход семьи истца превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
Суд первой инстанции указал, что поскольку при расчете среднедушевого дохода семьи, подлежат включению исключительно несовершеннолетние дети, ответчиком правомерно не включен в состав семьи заявителя "данные изъяты" поскольку на дату обращения "данные изъяты" с заявлением - 29 мая 2020 года ему исполнилось 18 лет.
При этом доводы истца о том, что ответчиком неправомерно включены в доход семьи алименты, выплачиваемые "данные изъяты" на её сына "данные изъяты" суд первой инстанции признал необоснованными, поскольку в силу пункта 3.4.4 Указа губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 "Об утверждении Порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно" алименты подлежат включению при расчете среднедушевого дохода семьи.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что состав семьи определяется на дату подачи заявления. Действующей нормой не предусмотрено, что выявлять число членов семьи необходимо на период, за который определяется совокупный доход семьи.
Однако суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при расчете среднедушевого дохода семьи ответчиком необоснованно были учтены выплачиваемые за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года алименты на содержание "данные изъяты" который правомерно не был включен в состав семьи, указав, что данные алименты не являлись доходом семьи Скотникова Ф.Н.
Суд апелляционной инстанции, произведя расчет размера ежемесячного дохода семьи заявителя без учёта алиментов, выплаченных на "данные изъяты" за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года, установил, что среднедушевой доход на одного человека составил 11 608 рублей 53 копейки и пришел к выводу, что среднедушевой доход семьи истца на одного человека превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Пермском крае на II квартал 2019 года, соответственно, решение ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно является правильным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм материального права.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (пункт 1, подпункт "а" пункта 3 данного Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - постановление N 384).
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года N 140 "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 (1) постановления N 384).
Заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (пункт 10 постановления N 384).
Согласно пункту 19 постановления N 384, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Согласно пункту 19 постановления N 384 в редакции от 31 марта 2021 года, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Согласно пункту 21 постановления N 384, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
В силу пункта 25 постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды;
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 пункт 25 названного постановления дополнен.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются:
а) предусмотренные настоящими основными требованиями ежемесячные выплаты, произведенные за прошлые периоды (за исключением случаев расчета ежемесячной выплаты в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 2 настоящих основных требований);
б) ежемесячные выплаты, установленные Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды:
в) суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом;
г) ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы;
д) ежемесячные денежные выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей на ребенка, в отношении которого назначена предусмотренная настоящими основными требованиями ежемесячная выплата, произведенные за прошлые периоды;
е) суммы пособий и иных аналогичных выплат, а также алиментов на ребенка, который на день подачи заявления достиг возраста 18 лет (23 лет - в случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации);
ж) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы;
з) государственная социальная помощь на основании социального контракта (пункт 25 постановления N 384 в редакции от 31 марта 2021 года).
В соответствии с УказомУказом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении", постановлением Правительства Пермского края от 17 марта 2020 года N 121-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на осуществление финансовой поддержки семей с детьми в возрасте от трех до семи лет включительно" Указом губернатора Пермского края от 30 апреля 2020 года N 57 утвержден Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Порядок N 57).
Согласно пункту 1.3 Порядка, ежемесячная денежная выплата предоставляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года и до достижения ребенком возраста 8 лет, если ребенок является гражданином Российской Федерации.
Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты принимается в случаях, когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Пермском крае на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (абзац второй пункта 2.11).
На основании пункта 3.2. Порядка в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 3.6).
Согласно постановлению Правительства Пермского края от 29 июля 2019 года N 517-п "Об установлении величины прожиточного минимума за II квартал 2019 года" величина прожиточного минимума в среднем по Пермскому краю за II квартал 2019 года в расчете на душу населения составляет 10 556 рублей, для трудоспособного населения - 11 338 рублей, пенсионеров - 8 703 рубля, детей - 10 703 рублей.
Из приведенных норм материального права следует, что ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети. В постановлении Правительства Российской Федерации N 384 перечислены виды дохода, подлежащие учету, при расчете среднедушевого дохода семьи, в которые входят и алименты. Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
При этом в указанное нормативно-правовое регулирование постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 489 внесены изменения, в частности пункт 19 постановления Правительства Российской Федерации N 384 дополнен следующим содержанием: "в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются... и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке)", пункт 25 постановления Правительства Российской Федерации N 384 также дополнен, в частности, включен пункт о том, что при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются в числе прочих, ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Изложенные нормы материального права, регулирующие порядок и основания назначения ежемесячных денежных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, в их взаимосвязи суды не учли, вследствие чего вывод судов о законности отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и об отсутствии оснований для возложения обязанности включить в состав семьи для расчета ежемесячного дохода гражданина за 12 месяцев за период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года старшего ребенка "данные изъяты", которому 08 марта 2020 года (за два месяца до обращения с заявлением о назначении выплаты) исполнилось 18 лет и для возложения обязанности назначить по заявлению от 29 мая 2020 года ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, ввиду того, что состав семьи определяется на дату подачи заявления, действующим законом не предусмотрено устанавливать число членов семьи на период, за который истребуются доходы семьи, является неправомерным.
Суды не учли, что в юридически значимый период с 01 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года, за который производился расчет размера ежемесячного дохода семьи истца, "данные изъяты" года, являющийся сыном супруги истца, не достиг совершеннолетия, следовательно, вопреки ошибочному мнению судов, с учетом приведенных норм материального права, подлежит включению в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Кроме того, установив, что "данные изъяты" года рождения, являющаяся дочерью истца, а супруга, является получателем ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы на период с 01 ноября 2018 года по 31 декабря 2030 года, суды не приняли во внимание, что в связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Российской Федерации N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, следовательно, имеются основания для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
На основании изложенного, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они приняты при неправильном применении норм материального права, с учетом того, что судами неправильно определен состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно и неправильно определен размер среднедушевого дохода семьи, необходимый для назначения указанной ежемесячной денежной выплаты.
Лицами, участвующими в деле, являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным статьями 4, 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства (статья 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований (пункт 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.
В нарушение указанных норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации суду первой инстанции с учетом заявленного истцом требования о признании отказа супруге истца в назначении выплаты незаконным и других исковых требований, характера спорного правоотношения и его субъектов следовало рассмотреть вопрос о привлечении Окутиной Ольги Александровны в качестве соистца по делу. Однако этот вопрос судом первой инстанции разрешен не был.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права не устранил.
С учетом приведенного состоявшиеся по делу судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что является основанием для отмены судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение.
Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, переход к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (пункты 21, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 07 декабря 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.