Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4461/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества "Центральный научно-исследовательский технологический институт "Техномаш" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 16 ноября 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя акционерного общества "Центральный научно-исследовательский технологический институт "Техномаш" - Кузьминой М.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 700-ПП) утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень) на 2015 год.
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП и от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новых редакциях и определён по состоянию соответственно на 1 января 2017 г. и на 1 января 2018 г.
Все приведённые выше нормативные правовые акты опубликованы в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также размещены на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-коммуникационной сети "Интернет" http://www.mos.ru.
В пункт N Перечня на 2017 год и пункт N Перечня на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
В пункт N Перечня на 2017 год и пункт N Перечня на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
В пункт N Перечня на 2017 год и пункт N Перечня на 2018 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский технологический институт "Техномаш" (далее также - АО "ЦНИТИ "Техномаш"), являясь собственником помещений в зданиях с кадастровыми номерами N, N и N, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с 1 января 2017 г. пунктов N, N, N Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 г. - пунктов N, N и N Перечня на 2018 год, полагая что спорные нежилые здания не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64), которыми определены признаки объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, чем нарушаются его права, незаконно возлагая на юридическое лицо обязанность по уплате данного налога в большем, чем это предусмотрено налоговым законодательством, размере.
Решением Московского городского суда от 16 ноября 2020 г. административное исковое заявление АО "ЦНИТИ "Техномаш" удовлетворено. Признаны недействующими с 1 января 2017 г. пункты N, N, N Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 г. - пункты N, N и N Перечня на 2018 год. С Правительства Москвы в пользу административного истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы в апелляционной жалобе просят отменить решение суда в части и принять по делу в этой части новое решение об отказе АО "ЦНИТИ "Техномаш" в удовлетворении административного иска о признании недействующими пункта N Перечня на 2017 год и пункта N Перечня на 2018 года. В обоснование жалобы ссылаются на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению административного ответчика и заинтересованного лица, суд не дал надлежащую оценку доказательствам, содержащимся в актах обследования от 27 апреля 2016 г. N и от 24 мая 2017 г. N, которые составлены в полном соответствии с Порядком, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП, не оценил критически копии договоров аренды, представленные административным истцом, а также пришёл к неверному выводу о том, что размещение в здании с кадастровым номером N административно-управленческого персонала АО "ЦНИТИ "Техномаш" не предполагает использование этого здания под офисы.
Административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих его постановлений) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы N 64, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 приведённой статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо фактически используется в указанных целях (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо фактически используется в указанных целях.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 (в редакции, действующей с 1 января 2016 г.) к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включённые в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведённых выше положений федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев в соответствии с названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, АО "ЦНИТИ "Техномаш" на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровым номером N, общей площадью 1 091, 5 кв. м, и с кадастровым номером N, общей площадью 935, 2 кв. м. Также административный истец является собственником помещений, общей площадью 14 636, 9 кв. м, в нежилом здании с кадастровым номером N.
Все три здания расположены на земельном участке с кадастровым номером N, общей площадью 30 738 +/-61 кв. м, принадлежащем административному истцу на праве долгосрочной аренды на основании Соглашения от 26 мая 2015 г. о вступлении в договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, предоставляемого правообладателем зданий, строений, сооружений (помещений в них), расположенных на земельном участке, от 12 декабря 2013 г. N. Земельный участок имеет категорию земель: земли населённых пунктов и вид разрешенного использования: участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.7, 1.2.9).
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы, все здания включены в Перечень на 2017 год и Перечень на 2018 год в соответствии с положениями пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, исходя из вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N.
Проанализировав постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве", Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённые приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, классификатор видов разрешённого использования земельных участков, утверждённый приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г.N 540, суд пришёл к правильному выводу о том, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N не является конкретно определённым, он не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64, и не свидетельствует однозначно о возможности размещения на земельном участке офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, как верно указал в решении суд, включение спорных объектов недвижимости в Перечни на 2017 и 2018 годы по критерию вида разрешённого использования земельного участка, без обследования фактического использования помещений в зданиях, противоречит налоговому законодательству и не может быть признано правильным.
Судебный акт в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Судом также установлено, что нежилое здание с кадастровым номером N включено в Перечни на 2017 и 2018 годы по критерию фактического использования самого здания и помещений в нём.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в Москве утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП (далее также - Порядок N 257-ПП, Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция).
27 апреля 2016 г. и 24 мая 2017 г. Госинспекцией проведены мероприятия по определению вида фактического использования здания с кадастровым номером N, о чем составлены акты N и N соответственно.
Согласно акту от 27 апреля 2016 г. N (далее также - Акт 2016 года) в здании для целей налогообложения в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ используется 31, 25 процентов общей площади помещений (29, 28 процентов - офисы, 1, 97 процентов - общественное питание).
В соответствии с актом от 24 мая 2017 г. N (далее также - Акт 2017 года), составленным по результатам повторно проведённого обследования, здание используется для размещения офисов и объектов общественного питания на 21, 02 процентов.
Расчет площади помещений здания с кадастровым номером N, отнесённых к офисам, произведён инспекторами Госинспекции преимущественно из площади кабинетов. Однако, как правильно указал в решении суд, само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанные помещения являются офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком.
Также судом установлено, что значительная часть помещений в здании используется в целях, связанных с обеспечением основной научно-производственной деятельности АО "ЦНИТИ "Техномаш", в частности в нём размещаются: административно-управленческий персонал; первый отдел; отдел режима и безопасности; отдел информационных технологий; исследовательско-технологический отдел функциональных материалов и структур электроники и фотоники (ИТО ФМ); исследовательско-технологический отдел метаматериалов и нанокомпозитов (ИТО Радиофотоника); исследовательско-технологический отдел алмазных материалов, технологий и приборов (ИТО "Алмазные технологии"); производственно-технический центр "Волоконно-оптические системы" (ПТЦ "ВОС"); технический центр испытаний и разработки радиоэлектронной аппаратуры; технический центр "Магнитные материалы" (ТЦ "ММ"); отдел качества; отдел имущественных отношений; отдел по связям с общественностью; служба по охране окружающей среды; научно-технический отдел; юридический отдел; отдел эксплуатации и техобслуживания.
Помещения, занятые названными подразделениями административного истца, вовлечёнными в производственный цикл, не являются офисами по смыслу, придаваемому этому значению статьёй 378.2 Налогового кодекса РФ и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка N 257-ПП. Они составляют инфраструктуру предприятия, входят в состав объектов единого производственного комплекса и направлены на обеспечение научно-производственной деятельности АО "ЦНИТИ "Техномаш".
Приведённые выше выводы суда первой инстанции согласуются с информацией, зафиксированной в приложенных к Акту 2016 года и Акту 2017 года фототаблицах, и ничем не опровергнуты; также это косвенно подтверждается представленными стороной административного истца договорами аренды и расчётом площади, сданной в аренду сторонним организациям.
Иные доказательства, достоверно подтверждающие, что более 20 процентов нежилых помещений в зданиях с кадастровыми номерами N, N и N в спорные налоговые периоды использовались для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности АО "ЦНИТИ "Техномаш" и не являющейся определенным этапом такой деятельности, Правительством Москвы не представлено.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административным ответчиком относимых и допустимых доказательств о соответствии спорных нежилых зданий установленным Налоговым кодексом РФ, Законом города Москвы N 64 критериям и необходимым для включения их в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не представлено; не содержится их и в материалах дела.
При таком положении суд правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующими оспариваемые пункты Перечней на 2017 и 2018 годы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 16 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.