Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Васильевой Т.И, Кольцюка В.М, при секретаре Молчановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-502/2020 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области на решение Рязанского областного суда от 24 декабря 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Русские Мельницы" к Министерству имущественных и земельных отношений Рязанской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, выслушав объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" Бикуловой А.А, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Русские Мельницы" (далее - ООО "Русские Мельницы") обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило об установлении кадастровой стоимости находящихся у него в собственности объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года:
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, для прочих специальных целей, общей площадью 22 699 +/- 52, 7 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 2 299 396 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, для прочих специальных целей, общей площадью 7 355 +/- 30, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 829 033 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, под иными объектами специального назначения, общей площадью 99 202 +/- 551 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах. Ориентир село, почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 7 629 468 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, под иными объектами специального назначения, общей площадью 3 898 +/- 21, 8 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес", в размере его рыночной стоимости - 439 371 рублей.
В обоснование требований общество указало на нарушение его прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для исчисления налога кадастровая стоимость объектов недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2019 года постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 30 сентября 2019 года N34-П "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Рязанской области" в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 58 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 10 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 64 копейки, не соответствует их реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО " Э." N от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Рязанского областного суда от 24 декабря 2020 года административные исковые требования ООО "Русские Мельницы" удовлетворены, кадастровая стоимость земельных участка установлена равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2019 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубля, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубль.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает необоснованное признанные судом первой инстанции допустимым доказательством заключение судебной экспертизы, которое не соответствует действующему законодательству, поскольку оно содержит неустранимые противоречия, экспертом не проанализирована и не применена корректировка на наличие железнодорожной ветки на земельном участке; заключение не содержит подробного описания характеристик и параметров объектов исследования; в расчетах использован объект-аналог N3, который несопоставим с объектами оценки по виду использования; экспертом неправильно определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, корректировка на обеспеченность коммуникациями должным образом не мотивирована, поскольку объекты-аналоги имеют коммуникации только по границе. Судом необоснованно отклонено ходатайство о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, администрация Тамбовской области подали письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц, а также иных лиц, участвующих в деле, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении рассмотрения дела.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N следует, что ООО "Русские Мельницы" является собственником земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, для прочих специальных целей, общей площадью 22 699 +/- 52, 7 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, для прочих специальных целей, общей площадью 7 355 +/- 30, 1 кв. м, расположенного по адресу: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, под иными объектами специального назначения, общей площадью 99 202 +/- 551 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах.
Ориентир село, почтовый адрес ориентира: "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для производственных нужд, под иными объектами специального назначения, общей площадью 3 898 +/- 21, 8 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость поименованных выше объектов недвижимости утверждена постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 12 октября 2018 года N22-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" и по состоянию на 1 января 2019 года составляет в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 58 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 80 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 10 копеек, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей 64 копейки (выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ года N N), на момент рассмотрения дела указанные размеры являются действующими. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости объектов внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 января 2020 года.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, вправе оспорить результаты кадастровой оценки в судебном порядке, при этом закон не связывает возможность реализации данного права с позицией органов исполнительной власти, а также с обоснованностью размера арендных платежей.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО " Э." N от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года составляла: земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубля, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рублей, земельного участка с кадастровым номером N в размере "... " рубль.
В связи с наличием возражений Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области, ГБУ Рязанской области "Центр государственной кадастровой оценки" против принятия в качестве допустимого доказательства приведенного выше отчета и по ходатайству сторон по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы: соответствует ли отчет об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года.
Заключением эксперта ООО " К." N от ДД.ММ.ГГГГ года установлено соответствие названного отчета положениям действующего законодательства, допущены нарушения федеральных стандартов оценки, которые не повлияли на расчет рыночной стоимости объектов недвижимости; рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года подтверждена.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости на основании отчета и заключения экспертизы, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от доходного и затратного подходов, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, квалификационный аттестат, членство в СРО, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом и оценщиком нарушениях не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы.
Экспертом на основании проведенного оценщиком анализа рынка, в том числе анализа рынка земельных участков в Рязанской области, и выбора объектов-аналогов, сопоставимых по индивидуальным характеристикам с объектом исследования, дата предложения которых предшествует дате установления стоимости, проведен повторный расчет рыночной стоимости объектов недвижимости. Использованные экспертом сведения об объектах-аналогах, в том числе о ценах предложений, подтверждены приложенными к отчету об оценке материалами. В приведенных в заключении расчетах обозначены основные параметры, влияющие на рыночную стоимость, при необходимости проведены соответствующие корректировки, размер которых обоснован и соответствует фактическим обстоятельствам. В числе прочего объекты проанализированы на наличие транспортных подъездных путей, необходимость проведения корректировки по названному критерию не установлена.
Данных, указывающих на то, что объекты сравнения относятся к разным сегментам рынка, что существенно повлияло на размер рыночной стоимости, не представлено. Все объекты относятся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; объекты исследования оцениваются как условно свободные, объекты-аналоги расположенных на них объектов недвижимости не имеют.
Отсутствие корректировок на коммуникации обусловлено методикой оценки стоимости земельных участков как условно свободных, сопоставимостью объектов по названному параметру.
Таким образом, экспертное заключение и отчет об оценке сомнений в их обоснованности не вызывают, доводы апелляционной жалобы о наличии в них противоречий в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции своего подтверждения не нашли. Оснований для назначения повторной судебной оценочной экспертизы не имелось.
При таком положении, решение Рязанского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рязанского областного суда от 24 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.