Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В, судей Синьковской Л.Г, Васильевой Т.И, при секретаре Молчановой А.А, с участием прокурора Слободина С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-246/2020 по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области на решение Тульского областного суда от 29 июля 2020 года об удовлетворении административных исковых требований Ефимовой "данные изъяты" к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими пунктов 4881, 4956, 1768 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утверждённого распоряжением Министерства экономического развития Тульской области от 29 ноября 2016 года N 3359 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год".
Заслушав доклад судьи Синьковской Л.Г, заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
29 ноября 2016 года Министерством экономического развития Тульской области издано распоряжение N 3359 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год", которое вступило в силу со дня его подписания и было опубликовано на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://tularegion.ru 30 ноября 2016 года.
Пунктом 1 названного распоряжения определён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2017 год (далее - Перечень).
Под номерами 4881, 4956 и 1768 в Перечень включены следующие нежилые помещения:
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты".м, расположенное по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
- с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Ефимова В.Д, являясь собственником указанных помещений, обратилась в суд с административным иском о признании недействующим названного распоряжения в части включения в него спорных объектов недвижимости, указав, что нежилые помещения не обладают признаками торгового центра, не предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, для таких целей не используются, находятся в непригодном для эксплуатации состоянии. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" входят в состав многоквартирного дома, а вид разрешённого использования земельных участков, на котором расположены многоквартирные дома, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Решением Тульского областного суда от 29 июля 2020 года административные исковые требования удовлетворены, с Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в пользу Ефимовой В.Д. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей, из бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе, срок на подачу которой восстановлен определением Тульского областного суда от 16 октября 2020 года, представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области Трухтанов С.В. просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что из представленных в материалы дела доказательств следует, что более 20% помещения с кадастровым номером "данные изъяты" используется исключительно в коммерческих целях как торговый объект, что соответствует установленным законодательством условиям для включения объектов в Перечень.
Участвующим в деле прокурором Федяниным И.Д, административным истцом Ефимовой В.Д. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Представителем Администрации муниципального образования Щекинский район Тычкиной А.О. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административным истцом Ефимовой В.Д. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников судебного процесса.
Изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденном постановлением Правительства Тульской области N 452 от 13 октября 2016 года, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме и размещён на официальном сайте правительства Тульской области в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом суд указал, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год не соответствует действующему федеральному законодательству.
Выводы суда основаны на обстоятельствах дела, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и с момента введения в действие обязателен к уплате на соответствующей территории (статьи 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тульской области налог на имущество физических лиц, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом Тульской области от 20 ноября 2014 года N 2219-ЗТО "Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2016 года.
Согласно пунктам 1 и 2 решения Тульской городской Думы от 28 ноября 2014 года N 4/75 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц" установлен и введен в действие с 1 января 2015 года на территории города Тулы налог на имущество физических лиц, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.
Пунктом 3 того же решения установлены налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2, 0 процента.
Решением Собрания депутатов муниципального образования г. Щекино Щекинского района Тульской области от 17 ноября 2014 года N 3-14 "Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Щекино Щекинского района налога на имущество физических лиц" установлен и введён на территории муниципального образования налог на имущество физических лиц на объекты налогообложения, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом ставка налога установлена в размере 2 % от кадастровой стоимости объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 403, статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, в том числе в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 кодекса.
В силу пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания
Согласно пункту 9 той же статьи Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования помещений, устанавливаемым с учетом положений пункта 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Тульской области от 5 ноября 2014 года N559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 2, 4 поименованного порядка вид фактического использования определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании информации о фактическом использовании зданий (строений, сооружений) и помещений, указанных в пунктах 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представляемой органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из приведенных предписаний федерального и регионального законодательства нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что на момент издания Перечня и наступления налогового периода административный истец являлась собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенных в многоквартирных жилых домах.
Согласно ответу филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области" и по сведениям, содержащимся в выписке из единого государственного реестра недвижимости, объект с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты".м расположен по адресу: г. "адрес" стоит на государственном кадастровом учете с 26 ноября 2015 года. С 6 марта 2020 года объект снят с кадастрового учёта и имеет статус "архивный". Наименование данного объекта и его назначение - "нежилое помещение".
Объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" "данные изъяты" кв.м расположен по адресу: "адрес" на государственном кадастровом учете с 16 февраля 2016 года. С 15 марта 2018 года объект снят с кадастрового учёта и имеет статус "архивный". Наименование данного объекта и его назначение - "нежилое помещение".
Объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м расположен по адресу: "адрес" Наименование и назначение данного объекта - "нежилое помещение".
По данным технического учёта спорные объекты имеют наименование - нежилое помещение.
Объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м включает в себя ряд помещений, поименованных как торговый зал: "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м соответственно. Вместе с тем, их общая площадь составляет менее "данные изъяты"% от общей площади объекта, что не позволяет сделать вывод о возможности включения данного объекта в Перечень по предназначению без установления вида фактического использования.
В состав объектов с кадастровыми номерами "данные изъяты" по данным технического учёта не входят помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено судом первой инстанции, нежилые помещения включены в Перечни исходя из данных о фактическом использовании как торговых объектах по результатам их фактического визуального обследования.
Так, согласно писем администрации города Тулы и администрации муниципального образования Щекинский район органами местного самоуправления в министерство экономического развития Тульской области были представлены сведения об объектах недвижимости, расположенных на территории муниципальных образований, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость, в число которых включены нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" с указанием на их фактическое использование для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Визуальное обследование объекта с кадастровым номером "данные изъяты" проводилось в течение июня-августа 2017 года специалистом администрации города Тулы Капелюхой Л.М.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" рекомендованы для включения в Перечень на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также визуального осмотра данных объектов сотрудниками администрации Щекинского района.
Вместе с тем, акты осмотра помещений в отношении указанных объектов недвижимости суду не представлены.
Довод административного ответчика о том, что к торговым помещениям объекта с кадастровым номером "данные изъяты" относятся помещения вестибюля, подсобной, кладовой является несостоятельным в связи с недоказанностью.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих соответствие принадлежащего административному истцу объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни, не представлено, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тульского областного суда от 29 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.