Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Васильевой Т.Г, Синьковской Л.Г, с участием прокурора Смирновой М.В, при секретере Молчановой А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5444/2020 по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 15 декабря 2020 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Р-Климат" к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г, пояснения представителя административного истца Щербатой А.Ю, представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития города Москвы Федотова П.С, заключение прокурора Смирновой М.В, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП).
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, вступившего в силу с 1 января 2016 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2016 года (далее - Перечень на 2016 год).
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, вступившего в силу с 1 января 2017 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - Перечень на 2017 год).
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2018 года (далее - Перечень на 2018 год).
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2019 года (далее - Перечень на 2019 год).
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2020 года (далее - Перечень на 2020 год).
Нормативные правовые акты опубликованы в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также размещены на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В Приложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" под пунктами 3441, 19928, 20428, 22003, 20015 на периоды с 2016 по 2020 годы соответственно включено принадлежащее административному истцу нежилое здание площадью 8 366 кв.м, с кадастровым номером N:1471, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес"
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N:29 по адресу: г. Москва, "адрес" с видом разрешенного использования: "эксплуатация производственно-складских и административных корпусов". Помимо спорного здания на участке расположены другие здания.
ООО "Р-Климат" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими вышеуказанных пунктов Перечней, поскольку нежилое здание включено в Перечни по виду его фактического использования, однако в здании размещаются офисы компании собственника, что не подпадает под критерии, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункте 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Решением Московского городского суда от 15 декабря 2020 года административные исковые требования удовлетворены: признаны недействующими: с 1 января 2016 года - пункт 3441 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП; с 1 января 2017 года пункт 19928 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП; с 1 января 2018 года пункт 20428 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП; с 1 января 2019 года - пункт 22003 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП; с 1 января 2020 года пункт 20015 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП года; с Правительства Москвы в пользу ООО "Р-Климат" взыскано 4 500 рублей в счет возмещения судебных расходов.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Москвы просит решение отменить, в части признания недействующим пункта 3441 Перечня производство по административному делу прекратить в связи с истечением трехлетнего срока с даты окончания налоговых периодов, так как обязанность уплатить налог за 2016 год подлежала исполнению на позднее 30 марта 2017 года, в остальной части в удовлетворении требований отказать по тем основаниям, что 100 % площади здания фактически используется для размещения офисов, что подтверждается актом Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 16 марта 2017 года, выводы которого административный истец в установленном порядке не оспаривал, повторно определить вид фактического использования здания не просил; анализ штатного расписания свидетельствует о торговой деятельности административного истца и не согласуется с доводами об оказании консультационных услуг; судом неправильно применена норма материального права, предусмотренная пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации о фактическом использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку законодательство не содержит указания на невозможность отнесения к офисным тех помещений, которые используются для размещения собственных служб предприятия.
Относительно доводов апелляционной жалобы участвовавшим в деле прокурором представлены возражения, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что постановление Правительства Москвы N700-ПП, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие его акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент внесения изменений в постановление Правительства) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп.2).
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
На территории города Москвы налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества, введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", статьей 1.1 которого установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона "О налоге на имущество организаций" к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включенные в Перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 названного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из установленных ими критерию.
Из материалов дела следует, что ООО "Р-Климат" принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 8 366 кв.м, с кадастровым номером N:1471, расположенное по адресу: г. Москва, "адрес".
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N:29 по адресу: г. Москва, "адрес" с видом разрешенного использования: "эксплуатация производственно-складских и административных корпусов". Помимо спорного здания на участке расположены три других здания, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14 мая 2020 года (л.д. 34 т.1).
Согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы N 9099581 от 13 октября 2014 года (л.д. 9 т.3), акту Госинспекции N 9090944/ОФИ от 16 марта 2017 года (л.д. 15 т.3), акту Госинспекции N 9091590/ОФИ от 28 февраля 2018 года (л.д.56 т.3) о фактическом использовании здания, 100% площади здания используется для размещения офисов, что послужило основанием для включения данного здания в Перечни на 2016 - 2020 годы.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
Данные требования при составлении акта были соблюдены.
Однако в акте N 9099581 от 13 октября 2014 года имеется всего две фотографии внешнего вида здания. Из акта не следует, что он составлялся с доступом в помещения. В экспликации к поэтажному плану указано, что в здании имеются помимо учрежденческих помещений складские, подсобные помещения, что не позволяет сделать однозначный вывод об использовании 100 % всех помещений под офисы.
В акте Госинспекции N 9090944/ОФИ от 16 марта 2017 года указано, что осмотр производился с доступом в здание. На представленных фотографиях изображено название компании "Русклимат", занимающей спорное здание, а также кабинеты, коридоры, лестницы без указания площадей и места расположения кабинетов. В разделе 4 акта имеется экспликация к поэтажному плану здания, согласно которой в здании имеются складские помещения, мастерские, подсобные помещения, в том числе: обеденный зал, кухня, венткамеры, выставочный зал, душевые, уборные. Данные сведения не свидетельствуют об использовании 100% здания под офисы.
Согласно акту Госинспекции N 9091590/ОФИ от 28 февраля 2018 года обследование проведено с доступом в здание, однако фототаблицы содержат 14 фотографий, из которых 8 фотографий внешнего вида здания, 4 фотографии проходной, фотографию 1 кабинета, фотографию стенда неизвестного содержания. На фотографиях имеется название только одной организации - "Русклимат" Согласно экспликации к поэтажному плану, в здании имеются учрежденческие помещения, складские помещения, помещения общественного питания, прочие помещения, однако проверяющими сделан вывод, что 100% площади здания используется для размещения офисов, что противоречит фактическим обстоятельствам.
Из представленных материалов следует, что помещения используются собственником здания для обеспечения производственного процесса по изготовлению, установке, сервисного обслуживания климатического оборудования. Данный вид деятельности не подпадает под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что производство по делу о признании недействующим пункта 3441 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N 786-ПП, подлежит прекращению, является несостоятельным.
Оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2016 год в установленном порядке не отменен, следовательно, подлежит применению и после истечения срока его действия в целях налогообложения, что указывает на отсутствие оснований для прекращения производства по делу в названной части.
Установление конкретных обстоятельств, касающихся уплаты налога, в предмет рассмотрения настоящего дела не входит.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213). Однако административным ответчиком не приведено относимых и допустимых доказательств в обоснование своей позиции о законности включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что принадлежащее административному истцу здание по своему техническому назначению и фактическому использованию не подпадает под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", и оспариваемые пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакциях, действующих в 2016 - 2020 годах) обоснованно признаны недействующими. Оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского городского суда от 15 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.