Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Губаревой С.А, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Раздольненского района Республики Крым, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе ФИО1 на решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 7 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Раздольненского района Республики Крым, Управлению труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия.
Решением Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 7 октября 2020 года решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления, так как судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не были установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. В обоснование жалобы указывает, что суд первой инстанции дал неверную оценку предоставленным доказательствам, а так же не учел требования пункта 21 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты пересмотр размеров федеральных социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте РФ производится с 1-го января года на который установлена указанная величина прожиточного минимума. Судом неверно истолкованы положения Закона Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178 -ФЗ "О государственной социальной помощи", определяющим денежную выплату материального обеспечения пенсионера.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что с 1 января 2015 года ФИО6 назначена страховая пенсия по старости бессрочно на основании Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", размер которой составляет с 01 января 2019 года "данные изъяты" руб.
19 апреля 2019 года на основании Федерального закона N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи" ФИО1 назначена федеральная доплата к пенсии бессрочно в размере "данные изъяты" руб. с 1 января 2019 года.
25 октября 2018 года Управлением труда и социальной защиты населения Раздольненского района Республики Крым на основании Закона Республики Крым N 218-ЗРК от 18 февраля 2016 года "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата в размере "данные изъяты" руб. с 1 ноября 2018 года по 30 ноября 2019 года.
16 января 2020 года Управлением труда и социальной защиты населения Раздольненского района Республики Крым на основании Закона Республики Крым N 218-ЗРК от 18 февраля 2016 года "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата в размере "данные изъяты" руб. с 1 февраля 2020 года бессрочно.
По результатам исследования материалов дела судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод о том, что истец является неработающим пенсионером, ей назначена страховая пенсия по старости. Ей установлена федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума, установленного на соответствующий год в Республике Крым и выплата производилась ежемесячно УПФР в Черноморском районе Республики Крым. Кроме того, истцу, как лицу, признанному реабилитированным, назначена мера социальной поддержки в размере "данные изъяты" руб, выплачиваемая Министерством труда и социальной защиты населения Республики Крым.
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, обоснованно исходил из положений части 2 статьи 2 Закона Республики Крым N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" и пришел к выводу о том, что истцом реализовано ее право на выбор меры социальной поддержки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, признала выводы суда сделанными с правильным применением норм материального права при верном определении юридически значимых обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции кассатора, занимаемой в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к повторному изложению исковых требований и не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебного постановления.
Вопреки доводам кассатора суды верно определили закон, подлежащим применению, руководствовались нормативно-правовыми актами, в том числе указанными в кассационной жалобе, не допустив их ошибочного толкования.
Так, в статье 2 Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" закреплено, что если гражданин имеет право на меру социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такую же меру социальной поддержки по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется мера социальной поддержки по настоящему Закону либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если федеральным законодательством и законодательством Республики Крым не предусмотрено иное.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 указанного Закона реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, предоставляется такая мера социальной поддержки как ежемесячная денежная выплата в размере "данные изъяты" руб.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 574 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, согласно пункту 2 которого ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства: пенсионерам, постоянно проживающим в Республике Крым, гражданам из числа лиц, подвергшихся необоснованным репрессиям по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
Согласно пункту 5 Порядка гражданину, имеющему одновременно право на получение мер социальной поддержки в форме ежемесячных денежных выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативные правовыми актами Российской Федерации, и ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной законами Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 35-3PK/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым", от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", от 30 марта 2016 года N 232-ЗРК/2016 "О ветеранах труда Республики Крым", ежемесячная денежная выплата производится на основании личного заявления и правоустанавливающих документов при предъявлении документального подтверждения о неполучении гражданином ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; срочной пенсионной выплаты; дополнительного материального (социального) обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (часть 3 статьи 12.1 Федерального закона).
При тщательной и системной оценке представленных сторонами доказательств судами первой и апелляционной инстанций было учтено, что мера социальной поддержки по Закону Республики Крым "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" в виде ежемесячной денежной выплаты в размере "данные изъяты" руб. предоставлялась истцу с 1 ноября 2018 года по 30 ноября 2019 года, с 1 февраля 2020 года бессрочно.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Вопреки требованиям данных статей кассатор в материалы дела не представлено допустимых и достоверных доказательств неправомерного отказа в назначении выплаты либо в неполучении денежной выплаты во все периоды, за исключением периода, в который истец подала заявление об отказе от выплаты.
Таким образом, оснований полагать, что истице ответчиком управлением труда и социальной защиты населения администрации Раздольненского района Республики Крым истице неправомерно отказано в назначении указанной выплаты не имеется.
Из материалов дела следует, что истец неоднократно обращалась в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым по вопросу о выплате ей федеральной социальной доплаты. На все обращения ей своевременно были предоставлены ответы о том, что при оценке материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются меры социальной поддержки, в том числе единой денежной выплаты, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета ичтцу как реабилитированному лицу.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о неверной оценке доказательств судами нижестоящих инстанций основаниями для пересмотра вступивших в силу судебных постановлений в кассационном порядке признаны быть не могут, так как в соответствии с положениями статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ установление фактических обстоятельств дела не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
С доводами кассационной жалобы о незаконности оспариваемого судебного акта невозможно согласиться, так как суд первой инстанции верно определилзакон, подлежащий применению, и правильно распределил бремя доказывания. Вопреки утверждению кассатора суды нижестоящих инстанций тщательно исследовали все представленные сторонами доказательства отдельно и в совокупности, результаты оценки доказательств подробно и мотивированно приведены в тексте оспариваемых судебных постановлений.
Выводы судов о том, что ответчиком права истца на получение денежной выплаты в размере "данные изъяты" руб. на основании Законом Республики Крым от 18 февраля 2016 года N 218-ЗРК/2016 не нарушены, поскольку данная выплата не производилась в декабре 2019 года и в январе 2020 года в связи с отказом от нее истицы, в иные периоды данная выплата осуществлялась, согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Раздольненского районного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 7 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.