Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Брянского В.Ю, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок по кассационной жалобе администрации города Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 8 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кириенко А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации города Керчи Республики Крым о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.
В обоснование своих требований истец указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения в деятельности администрации города Керчи по утилизации отходов. Истец просил возложить обязанность по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории микрорайона Подмаячный городского округа Керчь Республики Крым: площадью 5 кв.м (5 м х 1 м), координаты "данные изъяты"
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 1 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 8 октября 2020 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрацией города Керчи Республики Крым поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в части своевременности выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования городской округ Керчь.
Согласно акту Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 19 декабря 2017 года N 203 проведено рейдовое обследование территории береговой полосы Керченского пролива Азовского моря и выявлен факт несоблюдения экологических требований при размещении отходов производства и потребления, а именно: несанкционированное размещение отходов производства и потребления (твердые коммунальные отходы, отходы строительных материалов, частично сожжены) общей площадью 452 кв.м, в виде 4 фрагментов: площадью 5 кв.м (5 м х 1 м), координаты N "данные изъяты"
По результатам проведенной проверки 25 марта 2020 года Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес администрации города Керчи вынесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Администрацией города Керчи в Керченскую межрайонную природоохранную прокуратуру направлено письмо от 2 марта 2020 года о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым в срок до 1 мая 2020 года после проведения процедуры закупки и определения подрядчика на выполнение работ по устранению несанкционированных свалок отходов.
На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции выявленные нарушения ответчиком не устранены. О необходимости ликвидации вышеуказанных свалок администрация города Керчи уведомлена Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, что подтверждается имеющимися в материалах дела письмами N 3518/03/11-15 от 27 декабря 2017 года, N 3537/032-12 от 13 марта 2019 года.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиком экологических и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов на протяжении длительного времени, что свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по выполнению мер, необходимых для санитарного содержания территорий муниципального образования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу части 3 статьи 7 Закона об охране окружающей среды, части 3 статьи 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 21 и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением главы Республики Крым от 6 сентября 2016 года N 547-рг утвержден соответствующий Порядок, пунктами 3 и 6 которого предусмотрено, что выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Ликвидация несанкционированных свалок отходов в границах населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в течение пяти дней с момента выявления.
Требования действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь указанными правовыми нормами, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу о том, что требования истца являются обоснованными, так как устранение нарушений, допущенных несанкционированными свалками, относится к компетенции ответчика. Непринятие мер ответчиком нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация города Керчи является ненадлежащим ответчиком, несостоятельна, поскольку противоречит требованиям Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, а организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, несостоятельна, ввиду того, что предметом спора не являлось признание незаконными действий (бездействия) органа местного самуоправления.
Доводы ответчика в кассационной жалобе о нарушении процессуальных норм и не извещении о дате предварительного судебного заседания несостоятельны и опровергаются материалами дела. В апелляционной жалобы данных доводов не заявлялось.
В материалах дела также имеется ходатайство представителя Администрации города Керчи Республики Крым Клюковской С.С. о рассмотрении дела 16 июня 2020 года без ее участия, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Сведения о времени и месте судебных заседаний по настоящему делу были опубликованы на официальном сайте Керченского городского суда Республики Крым.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции не проведено надлежащей подготовки дела к судебному разбирательству, что привело к принятию незаконного решения, отклоняются, поскольку не нашли своего подтверждения.
В целом доводы кассационной жалобы также сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку доказательства по делу были проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 8 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.