Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.В. к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, взыскании компенсации морального вреда по кассационной жалобе А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22.10.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав А.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
А.В. обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" (далее - НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым") о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, взыскании компенсации морального вреда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования А.В. удовлетворены частично. С НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" в пользу А.В. взыскана невыплаченная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 126 566, 46 руб, денежная компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 43 005, 38 руб, а также денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета включительно, а также компенсация морального вреда в размере 2 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22.10.2020 решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе А.В. в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе А.В. просит об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта сделан неверный вывод об отсутствии оснований для применения отраслевого тарифного соглашения жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
В судебное заседание явилась А.В, поддержавшая доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав кассатора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состояла в трудовых отношениях с НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым".
Согласно Уставу данной организации, НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" осуществляет деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым. Учредителем Фонда является Республика Крым, функции о полномочия учредителя осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ А.В. принята на работу в Некоммерческую организацию "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" на должность начальника отдела правовой работы с окладом в размере 41 400 руб.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ А.В. переведена на должность ведущего специалиста с должностным окладом в размере 36 788 руб.
Приказом N от ДД.ММ.ГГГГ А.В. переведена на должность ведущего специалиста отдела правовой работы с окладом 36 788 руб.
Согласно приказу N от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с А.В. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), при увольнении с истцом был произведен расчет.
В соответствии с условиями трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заработная плата работника, в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, состоит из должностного оклада, так же работнику может быть выплачена премия в размере, установленном в Коллективном договоре при соблюдении условий и порядка, установленного Положением об оплате труда.
Правовым документом, регулирующим социально-трудовые отношения работников и работодателя в НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" является коллективный договор от 11.09.2017.
Согласно разделу 4 Коллективного договора форма и система оплаты труда работников, порядок распределения фонда оплаты труда, размеры окладов (должностных окладов) по категориям работников и отдельным должностям, тарифные коэффициенты и т.д. определяются Положением об оплате труда, которое принимается работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом (п.4.1). Должностные оклады руководителей и специалистов устанавливаются штатным расписанием (п.4.2).
В соответствии с п. 4.6 Коллективного договора, все решения, касающиеся установления условий оплаты труда, в том числе системы заработной платы, размеров должностных окладов, норм труда, стимулирующих доплат и надбавок, принимаются по согласованию с профсоюзным комитетом.
Из пунктов 2.1, 2.2 Положения об оплате труда, являющегося приложением N1 к коллективному договору Некоммерческой организации "Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" от 11.09.2017, следует, что заработная плата начисляется работникам в размере и порядке, предусмотренном данным Положением. Основанием для начисления заработной платы являются штатное расписание, трудовой договор, табель учета рабочего времени и приказы, утвержденные руководителем Регионального оператора.
Согласно разделу 3 Положения об оплате труда, в организации установлена повременно-премиальная система оплаты труда, ежемесячная оплата труда работников состоит из постоянной части - оклада и переменной части - премии, надбавки, и доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Размер оклада устанавливается в трудовом договоре и может повышаться в случае увеличения финансирования. Повышение оклада оформляется приказом руководителя организации и дополнительным соглашением к трудовому договору с соответствующим работником.
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Крымской республиканской организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения 21.01.2015 заключено Отраслевое тарифное соглашение по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым, действующее с 01.01.2015 по 31.12.2016 (п.1.12).
Дополнением N4 к отраслевому тарифному соглашению по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым на 2015-2016 срок действия данного соглашения был продлен по 31.12.2019.
При заключении отраслевого тарифного соглашения по жилищно-коммунальному хозяйству Республики Крым в 2015 году, стороны договорились об установлении минимального размера оплаты труда в размере 5 965 руб, о том, что базовая тарифная ставка рабочего первого разряда устанавливается в размере не меньше 125% минимального размера оплаты труда, установленного законом. Так же стороны соглашения договорились о том, что по каждой организации тарифная ставка рабочего первого разряда основного производства устанавливается с учетом коэффициента особенностей работ согласно Приложению N1.
Согласно Уставу НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" аккумулирует взносы на капитальный ремонт, открывает на свое имя специальные счета, финансирует расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, оказывает консультационную, информационную помощь по вопросам организации и проведении капитального ремонта многоквартирных домах, организует работу с обращениями граждан, возмещает часть процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта, управляет временно свободными денежными средствами в порядке определенном действующим законодательством, осуществляет контроль за целевым использованием средств фонда, осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, контролирует качество и сроки оказания услуг, осуществляет технический надзор за капитальным ремонтом многоквартирных домов, приемку данных услуг, заключает договора о формировании фонда капитального ремонта общего имущества, обеспечивает подготовку проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта, предоставляет собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества, взыскивает в судебном порядке задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт, обеспечивает формирование и систематизацию информационной базы данных, размещает на официальном сайте фонда информацию о правах и обязанностях Фонда и собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что Исходя из целей, функций и полномочий Некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым", изложенных в Уставе, ответчик не предоставляет услуги и работы в вышеперечисленных сферах, а также не относится к прочим организациям жизнеобеспечения населения. НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым" не предоставляет услуги по ремонту, а лишь является техническим заказчиком работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, то есть не предоставляет услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства в том понятии, которое изложено в Отраслевом тарифном соглашении в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 5 ТК РФ).
Ч. 1 ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника), вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ст. 131 ТК РФ, выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для применения Отраслевого тарифного соглашения жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым являются необоснованными и направлены на переоценку правильно сделанных выводов суда апелляционной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом, и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшегося по делу правильного судебного акта суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 22.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.