Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу начальника отделения судебных приставов ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия, Цыбенова Б.Ц. на вступившие в законную силу решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2020 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 28 января 2021 г., вынесенные в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 6 ноября 2020 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 28 января 2020 г. постановление начальника отделения судебных приставов по исполнению документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ от 6 ноября 2020 г, вынесенное в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - отменено, производство по делу прекращено на основании п..2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник отделения судебных приставов ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ УФССП по Республике Бурятия Цыбенов Б.Ц. просит решения отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия не представлены возражения на жалобу, поданную в кассационный суд.
Проверив материалы дела, изучив доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Из материалов дела следует, что постановлением должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечено Министерство социальной защиты населения РБ за неисполнение содержащегося в исполнительном листе от ДД.ММ.ГГГГ (выданного Железнодорожным районным судом г. Улан-Удэ по гражданскому делу N 2-240/2020 на основании судебного акта, вступившего в законную силу 21.02.2020) требования о предоставлении жилья детям-сиротам.
В рамках возбужденного 23.07.2020 г. исполнительного производства в отношении должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, судебным приставом-исполнителем 26.08.2020г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Должнику вручено повторное требование об исполнении решения суда от 26.08.2020, срок исполнения установлен в течение 30 дней с момента получения требования. Данное требование должником получено 27.08.2020 г. Однако, по состоянию на 27.10.2020 г. решение суда не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Министерства к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Отменяя постановление должностного лица от 06.11.2020 г. о привлечении к административной ответственности Министерства и прекращая производство по делу, районный суд пришел к выводу о том, что 18.12.2019г Минсоцзащите РБ заключила Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений детей-сирот. Кроме того, 27.12.2019, 30.01.2020г, 05.02.2020г, 03.06.2020г, 23.06.2020г, 25.08.2020г, 01.10.2020г ГКУ РБ "УКС ПРБ" в адрес Министерства строительства и модернизации ЖКК направлялась потребность, в том числе с указанием по судебным рещениям по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда. Указав данные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии состава вмененного административного правонарушения.
С указанными выводами согласился вышестоящий суд, Однако, согласиться с указанными выводами нельзя ввиду следующего.
Суд привел обстоятельства, изложенные выше, однако не мотивировал выводы, основываясь на конкретных доказательствах по делу.
Так, наличие указанного Соглашения и направления иным лицом потребности, не свидетельствуют об исполнении требований судебного пристава-исполнителя, выданного по конкретному делу в отношении конкретного взыскателя. Запрошенная иным лицом (не должником) информации по поводу потребности в жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не свидетельствует о том, что данные меры приняты в рамках исполнения требований по возбужденному 23.07.2020 г. исполнительному производству. В рамках указанного исполнительного производства доказательств невозможности исполнения решения суда, в сроки установленные судебным приставом-исполнителем в требовании, полученном должником 27.08.2020г, в материалах дела отсутствует.
При составлении протокола по делу об административном правонарушении от 28.10.2020 г. в присутствии должника, каких-либо пояснений о невозможности выполнения требования судебного пристава-исполнителя и предоставления по данному поводу доказательств, не последовало.
Более того, наличие переписки в виде информирования должником различных органов власти о потребности в жилых помещениях для указанной выше категории граждан не может расцениваться как принятие достаточных и полных мер к исполнению требования судебного пристава-исполнителя по настоящему исполнительному производству.
При рассмотрении дела судом не запрошены данные (реестр) о наличии либо отсутствии специализированного жилищного фонда в Министерстве. Не исследовано доказательств, свидетельствующих о принятых должником мерах по исполнению конкретного исполнительного документа. Не проверено, каким образом заключенное Соглашение является достаточным для исполнения конкретного решения по делу.
Приводя указанные доводы суд не дал оценку приведенным им доказательствам с точки зрения выполнения требования, выданного должнику судебным приставом-исполнителем в рамках конкретного исполнительного производства, не указал каким образом данные доказательства относятся к данному делу, являются ли они допустимыми и достаточными.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении указанного лица на дату 06.11.2020 г. также не предоставлено доказательств невозможности исполнения полученного требования. Выводы суда первой инстанции об отсутствии вины лица, привлекаемого к ответственности, также не получили должную оценку, с учетом материалов дела, которые также не исследованы в полном объеме.
Выводы суда об отсутствии вины Министерства в совершении ими вмененного административного правонарушения, опровергаются материалами дела.
Подобное рассмотрение дела не отвечает задачам производства по делам об административных правонарушениях, указанным в ст. 24.1 КоАП РФ. Допущенные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится одно из следующих решений: об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку суды допустили существенное нарушение требований процессуального закона, решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Сроки давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г. Улан-Удэ, Цыбенова Б.Ц.- удовлетворить.
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 ноября 2020 г. и решение Верховного Суда Республики Бурятия от 28 января 2021 года, вынесенное в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить в Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.