Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивчика Максима Валерьевича, поданную через суд первой инстанции 9 февраля 2021 г. и кассационное представление прокуратуры Республики Хакасия, поданное 13 апреля 2021 г, на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 января 2021 г.
по административному делу N 2а-5769/2020 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 30" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Хакасия об установлении административного надзора в отношении Ивчика Максима Валерьевича.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, прокурора Коган А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение "Колония-поселение N 30" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Хакасия обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Ивчика Максима Валерьевича.
Требования мотивированы тем, что Ивчик М.В. осужден по приговору Черногорского городского суда Республики Хакасия от 8 июня 2018 г. по пункту "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты" лишения свободы условно на 2 года. Постановлением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 31 июля 2019 г. отменено условное осуждение Ивчику М.В, приговор Черногорского городского суда Республики Хакасия от 8 июня 2018 г. в отношении Ивчика М.В. приведён к реальному исполнению в виде лишения свободы на "данные изъяты" с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Просили установить административный надзор в отношении Ивчика М.В. до погашения судимости с одновременным установлением отношении него следующих ограничений: 1) обязать являться 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запретить выезд за пределы "данные изъяты"; 3) запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22.00 до 06.00; 4) запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено частично, установлен в отношении Ивчика Максима Валерьевича административный надзор сроком на 1 год. Установлены следующие ограничения:
1) обязательная явка 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
2) запретить выезд за пределы территории установленных административных границ избранного места жительства - "адрес";
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период времени с 22 до 06 часов.
4) запретить посещать места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В остальной части заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 января 2021 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 г. отменено в части установления административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях и принято в данное части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 30" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Хакасия в части установления Ивчику Максиму Валерьевичу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях отказано.
В остальной части решение Абаканского городского суда от 19 ноября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе административный ответчик просит отменить судебные акты. В обоснование доводов указывает о том, что установленный в отношении него административный надзор является незаконным и просит его отменить.
В кассационном представлении прокуратура Республики Хакасия просит отменить судебные акты, принять новый акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов указывает о том, что в соответствии с действующим законодательством по административному делу отсутствует совокупность обстоятельств, необходимая для установления административного надзора, а именно, факт признания Ивчика М.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при исполнении приговора Черногорского городского суда от 8 июня 2018 г. постановление начальника КП-8 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 12 сентября 2014 г. не является основанием для установления административного надзора, т.к. указанное событие произошло до вынесения приговора, по которому обстоятельству отягчающим наказание Ивчику М.В, суд признал рецидив преступлений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы и кассационного представления пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Ивчик М.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного "данные изъяты" УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на "данные изъяты", в соответствии со статьей "данные изъяты" УК РФ суд постановилсчитать назначенное наказание условным с испытательным сроком на "данные изъяты" года, с возложением обязанностей.
Постановлением от 31 июля 2019 г. отменено условное осуждение Ивчику М.В, указанный приговор приведен к реальному исполнению с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Согласно приговору Черногорского городского суда Республики Хакасия от 8 июня 2018 г. в действиях Ивчика М.В. имелся рецидив преступлений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления административного надзора в отношении Ивчика М.В, поскольку он имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия посчитала необходимым привести в соответствие мотивировочную и резолютивную части решения, фактически не изменяя его содержания, отменила решение суда в части установления Ивчику М.В. административного ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых мероприятия, и участия в них с вынесением нового об отказе заявителю в удовлетворении административного иска в указанной части.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, за совершение преступления при рецидиве преступлений (пункты 1, 2 части 1). В отношении указанного лица административный надзор устанавливается в том числе, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3).
Как следует из материалов дела в период отбытия наказания осужденный Ивчик М.В. не признавался злостным нарушителем установленного порядка отбытия наказания, в связи с чем, он не подпадает под категорию лиц, в отношении которых в силу закона подлежит установлению административный надзор.
Вывод судов об установлении указанного обстоятельства относительно представленного в материалы дела постановления начальника ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 12 сентября 2014 г. ошибочен, поскольку указанное постановление послужило основанием для установления административного надзора в период предшествующий отбыванию наказания по последнему приговору и не характеризует поведение осужденного при отбывании наказания по приговору от 8 июня 2018 г.
При таких данных, Судебная коллегия полагает доводы кассационной жалобы и кассационного представления являются обоснованными, судебные акты подлежащими отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 ноября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 14 января 2021 г. отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения "Колония-поселение N 30" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республики Хакасия об установлении административного надзора в отношении Ивчика Максима Валерьевича отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.