Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края, поданную через суд первой инстанции 11 марта 2021 г, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 27 января 2021 г.
по административному делу N 2а-1135/2020 по административному исковому заявлению Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Хабрахманова Ахила Авальевича к Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края о признании незаконным решения жилищной комиссии.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, возражения прокурора Коган А.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснокаменский межрайонный прокурор в интересах Хабрахманова А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения жилищной комиссии.
Требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой по обращению Хабрахманова А.А. проведена проверка исполнения жилищного законодательства Администрацией городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района Город Краснокаменск и Краснокаменский район Забайкальского края, по результатам которой установлено, что Хабрахманов А.А. 21 мая 2020 г. обратился в Администрацию городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района Город Краснокаменск и Краснокаменский район Забайкальского края с заявлением о признании его малоимущим, приложив копию паспорта, справку о доходах, согласие на обработку персональных данных членов семьи гражданина. Администрацией городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края в рамках межведомственного взаимодействия истребована информация из ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району об отсутствии у Хабрахманова А.А. на праве собственности автомототранспорта, из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии у Хабрахманова А.А. на праве собственности объектов недвижимости.
22 июня 2020 года жилищной комиссией Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" отказано в признании Хабрахманова А.А. малоимущим для последующей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Основаниями для отказа явилось отсутствие регистрации на территории городского поселения "Город Краснокаменск", непредоставление документов о составе семьи, копии "данные изъяты" счета или выписки из домовой книги по месту жительства или иных документов, определяющих состав семьи гражданина.
Прокурор просил признать незаконным решение жилищной комиссии администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 22 июня 2020 г. об отказе в признании Хабрахманова А.А. малоимущим для последующей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Хабрахманова А.А. о признании малоимущим.
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского кая от 16 сентября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным Забайкальского краевого суда от 27 января 2021 г. решение Краснокаменского городского суда Забайкальского кая от 16 сентября 2020 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным решение жилищной комиссии администраций городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" от 18 июня 2020 г. об отказе в признании Хабрахманова Ахила Авальевича малоимущим для последующей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Суд обязал жилищную комиссию администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" повторно рассмотреть заявление Хабрахманова Ахила Авальевича о признании малоимущим.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решение суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что 21 мая 2020 г. Хабрахманов Ахил Авальевич обратился к главе Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края с заявлением о признании его малоимущим, приложив к заявлению согласие на обработку персональных данных, копию своего паспорта гражданина Российской Федерации, справку о доходах (пенсии). Иных документов Хабрахманов А.А. не представлял.
Администрацией городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края были истребованы информация из ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району об отсутствии у Хабрахманова А.А. на праве собственности автомототранспорта, из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии у Хабрахманова А.А. на праве собственности объектов недвижимости.
Как следует из уведомления Администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 22 июня 2020 г. N, решением жилищной комиссии от 18 июня 2020 г. отказано в признании Хабрахманова Ахила Авальевича малоимущим для последующей постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по тем основаниям, что малоимущими могут быть признаны граждане, постоянно проживающие на территории городского поселения "Город Краснокаменск", однако из представленных документов установлено, что он не зарегистрирован на территории городского поселения "Город Краснокаменск", а также не представлены необходимые документы, подтверждающие его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, а именно документы о составе семьи, копия "данные изъяты" счета, с указанием родственных отношений - ЖЭК, или выписка из домой книги по месту жительства или иные документы, определяющие состав семьи гражданина.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не принял все предусмотренные законом меры к получению им документов, необходимых для признания его малоимущим (например, обращение в суд с заявлением об установлении факта его постоянного проживания на территорий г. Краснокаменска). Судом констатировано, что факт отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания Хабрахманова А.А. на территории г. Краснокаменска и Краснокаменского района подтверждается информацией отделения по вопросам миграции ОМВД России по г. Краснокаменску и Краснокаменскому району от 9 сентября 2020 г. N. Перечень оснований к отказу в признании гражданина малоимущим, установленный Законом от 7 декабря 2009 г. N 289-ЗЗК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия указала, что из представленных документов установлено, что Хабрахманов А.А. проживает на территории городского поселения "Город Краснокаменск", однако не имеет регистрации по месту жительства. Получает пенсию по инвалидности через УПФР в г. Краснокаменск Забайкальского края (межрайонное), что подтверждается справкой пенсионного органа. Согласно пояснениям прокурора Выскубовой С.А. в суде апелляционной инстанции, прокурором Краснокаменского района 26 января 2020 г. осуществлен выезд по адресу места жительства, который указывает Хабрахманов А.А. - "адрес". По данному адресу проживает его племянница и его "данные изъяты" сестра, которые пояснили, что Хабрахманов А.А. действительно проживает на территории Краснокаменска, летом - на дачах, зимой - в общежитиях, связь поддерживает по телефону. При таких обстоятельствах административного дела, судебная коллегия пришла к выводу, что нельзя признать законным решение жилищной комиссии администрации городского поселения "Город Краснокаменск" муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" от 18 июня 2020 г. об отказе в признании Хабрахманова Ахила Авальевича малоимущим для последующей постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Оснований не согласиться с обоснованностью и правомерностью указанных выводов суда апелляционной инстанции не имеется. Все выводы, приведённые в апелляционном определении, мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судами по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Оспаривая законность апелляционного определения, заявитель указывает на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, поскольку представленные Хабрахмановым А.А. документы не позволяли установить факт его постоянного проживания на территории городского поселения "Город Краснокаменск". Обращает внимание, что в порядке административного судопроизводства данный факт не мог быть установлен, судебный акт об установлении факта постоянного проживания в жилищную комиссию не был предоставлен, вследствие чего оспариваемый отказ, как правильно было определено судом первой инстанции, является законным и обоснованным.
Данные доводы подлежат отклонению, так судами было установлено, что Хабрахманов А.А. не имеет регистрации на территории муниципального образования. Суд первой инстанции, соглашаясь с позицией административного ответчика, сославшись на положения статьи 265 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что обращаясь с заявлением в жилищную комиссию, административный истец не предпринял все предусмотренные законом меры к получению им документов, необходимых для признания его малоимущим, таким образом обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца не установлено. С данной позицией обоснованно не согласился суд апелляционной инстанции, который проанализировав положения жилищного законодательства, Закона Забайкальского края от 7 декабря 2009 г..N 289-ЗЗК "О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению", с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г..N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пришел к выводу, что отсутствие регистрации в определённом муниципальном образовании не может ограничивать права гражданина и, установив, что Хабрахманов А.А. получает пенсию "данные изъяты" в отделении УПФР в г..Краснокаменке пришел к выводу о незаконности решения жилищной комиссии в указанной части.
Учитывая, что Российская Федерация является социальным государством защита жилищных прав граждан является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти, учитывая особый статус заявителя, являющегося "данные изъяты" жилищная, комиссия приняв оспариваемое решение по формальным основаниям нарушила права Хабрахманова А.А.
Указанные выше доводы кассационной жалобы являлись предметом тщательной проверки суда апелляционной инстанции, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Остальные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, представленных суду, и на несогласие с выводами судебной коллегии по результатам их оценки, что в соответствии с частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не может являться.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционное определение следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 27 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 апреля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.