Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Лавник М.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1369/2020, УИД 70RS0003-01-2020-003582-21 по иску Зуевой Натальи Васильевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Томской области о взыскании оплаты за отпуск, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Томской области на решение Октябрьского районного суда г. Томска от 4 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, объяснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Томской области Минаевой Е.В, Каденца Е.А, действующих на основании доверенностей, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зуева Н.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Томской области (далее - Межрайонная ИФНС России N7 по Томской области, Инспекция), в котором с учётом увеличения исковых требований просила взыскать задолженность по оплате за отпуск в размере 49 091, 34 руб, проценты за несвоевременную выплату в полном объёме отпускных выплат в сумме 8049, 15 руб, компенсацию морального вреда в размере 6 000 руб.
В обоснование исковых требований Зуева Н.В. указала, что она проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 7 по Томской области в должности начальника отдела обеспечения процедур банкротства N 1. Приказом от 9 сентября 2019 г. служебный контракт с ней расторгнут. В период с 30 апреля 2019 г. по 12 сентября 2019 г. расчёт денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, расчёт компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком производился с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации.
Так, ответчик неправомерно исключил из расчёта отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск выплаченные ей премии, которые в силу пункта 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, должны учитываться при расчёте её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Невыплата ответчиком причитающихся ей по закону денежных средств влечёт его ответственность на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, а также с ответчика должна быть взыскана компенсация морального вреда, поскольку имеет место незаконность его действий.
Решением Октябрьского районного суда г. Томска от 4 августа 2020 г. (с учётом определения Октябрьского районного суда г. Томска от 12 августа 2020 г. об исправлении описки), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 октября 2020 г, исковые требования Зуевой Н.В. удовлетворены частично.
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 7 по Томской области в пользу Зуевой Н.В. взысканы недоплаченные отпускные выплаты за май и июль 2019 года в сумме 33 441, 50 руб, компенсация за неиспользованный отпуск в 2019 году в сумме 14 258, 60 руб, проценты за задержку выплат за период с 25 мая 2019 г. по 4 августа 2020 г. в сумме 7 687, 46 руб, а также компенсация морального вреда в сумме 6000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Томской области просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Томска от 4 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 октября 2020 г.
Относительно доводов кассационной жалобы представителем Зуевой Н.В. - Малевым М.М, действующим на основании доверенности, принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Зуева Н.В. в период с 17 июня 2016 г. по 12 сентября 2019 г. состояла в трудовых отношениях с Межрайонной ИФНС России N 7 по Томской области, проходила государственную гражданскую службу в должности начальника отдела обеспечения процедуры банкротства.
Из представленных выписок из приказа N от 18 апреля 2019 г. и N от 21 июня 2019 г. следует, что в 2019 году Зуевой Н.В. были предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска в период с 27 мая 2019 г. по 11 июня 2019 г. (16 дней) и с 22 июля 2019 г. по 31 июля 2019 г. (10 дней).
Данные отпуска были оплачены работодателем в размере 19 092 руб. и 12 094, 20 руб. соответственно, что следует из справки о доходах за 2019 год от 12 сентября 2019 г. и сторонами по делу не оспаривалось.
Приказом от 9 сентября 2019 г. N служебный контракт с Зуевой Н.В. расторгнут на основании её заявления, истец уволена 12 сентября 2019 г. в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Этим же приказом установлено выплатить Зуевой Н.В. денежную компенсацию в размере 13 677, 11 руб. за 10 календарных дней неиспользованного отпуска за период с 17 июня 2019 г. по 12 сентября 2019 г.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Зуева Н.В. указала, что расчёт денежного содержания на период нахождения её в ежегодном оплачиваемом отпуске, расчёт компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком произведён без учёта всех выплаченных в течение года сумм материального стимулирования.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России N 7 по Томской области от 17 мая 2018 г, от 25 июня 2018 г, от 16 июля 2018 г, от 26 сентября 2018 г, от 26 сентября 2018 г, от 29 ноября 2018 г, от 17 декабря 2018 г, от 19 декабря 2018г, от 14 декабря 2018 г, от 26 апреля 2019 г, от 7 июня 2019 г, от 11 июля 2019 г, от 26 августа 2019 г. Зуевой Н.В. выплачены средства материального стимулирования в размере 30 000 руб, 29 000 руб, 81 055 руб, 35 000 руб, 71 149 руб, 48 000 руб, 52 399 руб, 25 000 руб, 20 000 руб, 71 329, 50 руб, 46 442, 10 руб, 48 635, 11 руб, 34 336, 29 руб. соответственно.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные Зуевой Н.В. требования о взыскании недоплаченных сумм отпускных за май и июль 2019 г, компенсации за неиспользованный отпуск в 2019 г, процентов за задержку выплат и компенсации морального вреда, суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 4 части 1 статьи 14, частей 1, 2, 5, 10 статьи 50, частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктов 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", абзаца 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", разъяснениями, содержащимися в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, исходил из того, что фонд оплаты труда гражданских служащих формируется в том числе за счёт средств на иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем, выплаченные истцу в соответствии с приказами ответчика средства материального стимулирования подлежат учёту при расчёте среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсаций за неиспользованный отпуск.
Установив, что расчёт отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск произведён ответчиком в меньшем размере, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 136, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, пришёл к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение установленного срока выплат отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск в полном объёме.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце 2 пункта 63 постановления Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, определив его размер с учётом требований разумности и справедливости, характера допущенного нарушения, периода нарушения прав истца, в сумме 6 000 руб.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что при разрешении требований истца о перерасчёте размера выплат денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учётом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29, 3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчёте на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трёх должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трёх окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счёт средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счёт средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчёте на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счёт средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Исходя из приведённых нормативных положений суд пришёл к правильному выводу, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определённого статьёй 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учётом заявленных Зуевой Н.В. требований и возражений ответчика о составе денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также для расчёта компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении относится определение правовой природы произведённых истцу ответчиком выплат в виде материального стимулирования.
Из материалов настоящего дела следует, что выплаченное Зуевой Н.В. материальное стимулирование было осуществлено в соответствии с письмами УФНС России по Томской области "О бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование" и решениями комиссии Межрайонной ИФНС России N 7 по Томской области по распределению средств дополнительного материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, приказами УФНС России по Томской области о материальном стимулировании за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2018 г, 1 квартал 2019 г.
Однако сведений о том, что выплаченное Зуевой Н.В. материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались в 2018, 2019 годах объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, в материалах дела не имеется.
Акты, послужившие основанием для выделения объёмом бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, в деле отсутствуют и в нарушение требований статьи 67 ГПК РФ судом не истребовались.
Таким образом, правовая природа полученных Зуевой Н.В. выплат в виде материального стимулирования судом не проверена.
Определяя размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 не содержат механизм определения среднего месячного денежного содержания, в связи с чем для расчёта денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске подлежит применению статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для применения положений статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации о правилах исчисления средней заработной платы для расчёта денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчёт денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путём деления исчисленного денежного содержания на 29, 3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации также установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведённых нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.
Эта правовая позиция отражена в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 июня 2016 г.).
Следовательно, суд первой инстанции, использовав порядок определения среднедневного заработка, установленный нормами трудового законодательства, при определении размера задолженности по размеру денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении Зуевой Н.В. с государственной гражданской службы, неправильно применил к спорным отношениям положения статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, включая в расчёт денежного содержания единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, суд первой инстанции не учёл, что порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих в период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, регламентирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, из пункта 6 которых следует, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Пунктом 6 Правил возможность учёта единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, являющейся в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 данных Правил дополнительной выплатой к денежному содержанию гражданского служащего, не предусмотрена.
При этом следует отметить, что указанными Правилами возможность учёта дополнительных выплат, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 2 Правил, предусмотрена не для всех случаев определения денежного содержания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что сумма недоплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск Зуевой Н.В, соответственно и производные от них суммы процентов за задержку выплат определены судом первой инстанции неправильно, соответственно доводы кассационной жалобы о неправильном определении размера денежного содержания на период ежегодного оплачиваемого отпуска и компенсации на неиспользованный отпуск, являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права не устранил.
В соответствии с положениями статей 327, 327.1, 329, 330 ГПК РФ и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по их применению, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции должен исправлять ошибки, допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела, поэтому он наделён полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учётом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции не выполнил требования приведённых норм процессуального закона, не учёл указанные выше разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Томска от 4 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 октября 2020 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Октябрьский районный суд г. Томска.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи М.В. Лавник
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.