Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-148/2020 (УИД 19RS0001-02-2019-007972-97) по иску Чернышенко Романа Михайловича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решений незаконными, возложении обязанности установить инвалидность, по кассационной жалобе Чернышенко Романа Михайловича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернышенко Роман Михайлович (далее - Чернышенко Р.М, истец), обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ответчик) о признании решений незаконными, возложении обязанности установить инвалидность.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением Бюро медико-социальной экспертизы N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2019 г. и решением Экспертного состава N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. Чернышенко Р.М. не установлена инвалидность. С данными решениями Чернышенко Р.М. не согласен, считал, что не учтено его состояние здоровья и имеющиеся заболевания.
Чернышенко Р.М. просил суд признать решение Бюро медико-социальной экспертизы N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2019 г. и решение Экспертного состава N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. незаконными; обязать ответчика признать Чернышенко Р.М. инвалидом.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 г. исковые требования Чернышенко Р.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24 ноября 2020 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Чернышенко Р.М. просит об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Чернышенко Р.М. с 1 августа по 30 августа 2019 года первые освидетельствован в Бюро Медико-социальной экспертизы N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с целью определения группы инвалидности. В результате комплексной оценки и анализа медицинских и медико-экспертных документов, представленных на медико-социальную экспертизу, объективного осмотра, выявлены стойкие незначительные нарушения функций системы крови и иммунной системы, которые не приводят к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и не дают оснований для установления инвалидности. По результатам медико-социальной экспертизы решением от 30 августа 2019 г. инвалидность Чернышенко Р.М. не установлена.
Не согласившись с решением Бюро Медико-социальной экспертизы N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Чернышенко Р.М. обжаловал решение в экспертном составе N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Анализ представленных в экспертный состав N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации медицинских, медико-экспертных документов и данные объективного осмотра специалистами медико-социальной экспертизы, сведений о проведенном лечении, данных динамического наблюдения медицинскими организациями, выявил у истца заболевание крови обуславливает стойкое незначительное нарушение функций системы крови и иммунной системы в размере 30%. Стойкие незначительные нарушения функций организма не приводят к ограничению в основных категориях жизнедеятельности, не вызывают необходимость в мерах социальной защиты и объективно не дают основания для установления группы инвалидности.
В связи с чем, решением экспертного состава N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. решение Бюро Медико-социальной экспертизы N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 августа 2019 г. не изменено.
Для определения законности обжалуемых решений судом первой инстанции по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1-15 от 16 января 2020 г, у Чернышенко Р.М. имеется врожденное заболевание системы крови. На момент освидетельствования в бюро N 3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на момент освидетельствования в экспертном составе N 1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в период с 30 августа по 23 сентября 2019 г..и на день проведения судебной экспертизы в экспертном составе N 5 в ФГКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноясркому краю" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в период с 9 января по 16 января 2020 г..у него имеются стойкие незначительные нарушения функции системы крови и иммунной системы. Стойкие незначительные нарушения функций системы крови на момент освидетельствования в бюро N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и экспертном составе N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, так же как и на момент проведения судебной медико-социальной экспертизы не приводило к ограничению жизнедеятельности Чернышенко Р.М. ни по одной из категории (способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, общению, к способности контролировать свое поведение, к обучению, к трудовой (деятельности). У Чернышенко Р.М. имеется тяжелое наследственное заболевание крови - гемофилия А, которое характеризуется нарушением свертывания крови в результате генетического отсутствия фактора свертывания VIII.
Данное заболевание требует постоянного контроля со стороны врача-гематолога с лабораторным контролем показателей гемостаз: систематического приема лекарственных препаратов. Лекарственное обеспечение данного заболевания осуществляется по программе "Семь высокозатратных нозологий" (программ ВЗН), согласно которой обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратам осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г..N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" Лекарственное обеспечение данной группы больных осуществляется за счет федерального бюджета по факту заболевания, а не по наличию инвалидности у больного гражданина. В других мерах социальной защиты Чернышенко Р.М. не нуждается.
Учитывая, что момент освидетельствования в бюро N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на момент освидетельствования в экспертном составе N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в период с 30 августа по 23 сентября 2019 г..и на день проведения судебной экспертизы в экспертном составе N5 в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю" Минтруда России в период с 9 января по 16 января 2020 г..у Чернышенко Р.М. имеются стойкие незначительные нарушения функции системы крови и иммунной системы, которые не привели к ограничению его жизнедеятельности ни по одной из категорий, не требовали мер социальной защиты, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г..N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом"; Приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 г..1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" р.2, п.4.1 не являлось основанием для установления группы инвалидности.
Отказывая в заявленных требованиях, суд первой инстанции на основании исследования фактических обстоятельств дела, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене решений бюро N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в экспертном составе N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, установления истцу группы инвалидности.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Так, согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 (далее - Правила), признание гражданина инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологический данных.
Пунктом 5 Правил установлены условия признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты населения.
Группа инвалидности устанавливается гражданину, признанному инвалидом, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов (пункт 7 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Как установлено медико-социальными экспертизами у истца выявлены стойкие незначительные нарушения функции системы крови и иммунной системы, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не требующие мер социальной защиты, которые не дают оснований для признания Чернышенко Р.М. инвалидом.
При этом судом первой инстанции были опрошены эксперты, проводившие судебную экспертизу, которые поясняли, что использовали всю имеющуюся медицинскую документацию, изучали в совокупности все заболевания истца, в том числе сопутствующие, степень нарушений функций организма не зависит от количества заболеваний.
Доводы кассационной жалобы о неправильности оценки доказательств, о неправомерном принятии за основу заключений экспертов бюро N3 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и экспертного состава N1 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия", не являются основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции. В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Эти требования процессуального закона, как усматривается из материалов дела и текстов судебных постановлений, судами двух инстанций при разрешении спора нарушены не были. При рассмотрении дела суд исследовал по существу все фактические обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон спора сделал выводы.
Суды, изложив доводы сторон спора и доказательства, отразили их в судебных актах и указали мотивы, по которым одни доказательства приняты ими в качестве средств обоснования своих выводов, а другие доказательства отвергнуты, и основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Переоценка доказательств, равно как и установление новых обстоятельств в суде кассационной инстанции не допускается.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с результатами проведенной медико-социальной экспертизы, отклоняются судебной коллегией, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона. Сама по себе иная оценка истцом представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильных по существу судебных актов.
Доводы истца о том, что его направили на лечение в период производства медико-социальных экспертиз, в результате чего имелись положительные результаты, вследствие которых не было установлено стойкое ограничение жизнедеятельности, не могут быть приняты при разрешении спора о незаконности решения медико-социальных экспертиз, поскольку судами не рассматривались новые обстоятельства, а проверялась правильность решений на момент вынесения. Более того, такого стойкого значительного ухудшения функций организма, которое бы являлось основанием для установления инвалидности, не было установлено и на момент проведения судебной экспертизы.
При ухудшении здоровья истец вправе обратиться в медицинское учреждение по месту жительства с целью получения нового направления на медико-социальную экспертизу, и далее пройти новое освидетельствование.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований для переоценки данных выводов не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 августа 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 24 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чернышенко Романа Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Шефер
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.